Великое делание

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дама с единорогом. Осязание. Гобелен XV века. Париж, музей Клюни. С точки зрения алхимиков (в том числе Фулканелли), единорог — символ решающей стадии Великого делания

Великое делание (лат. magnum opus) — в алхимии процесс получения философского камня (иначе именуемого эликсир философов), а также достижение просветлённого сознания, слияния духа и материи. Некоторые из алхимиков утверждали, что им удалось успешно осуществить Великое делание; в их числе Николя Фламель[1] и Калиостро.[2] Элифас Леви, один из первых современных церемониальных магов и вдохновитель Герметического ордена «Золотой зари», даёт такое определение:

Великое делание, прежде всего, создание человеком себя самого, то есть, полное и всеобщее раскрытие его способностей, власть над своей судьбой, и, в особенности, совершенное освобождение его воли[3].

Стадии Великого делания

Алхимическая лаборатория

Великое делание состоит из различных операций (кристаллизация, выпаривание, сублимация и т. д.) и включает в себя несколько этапов, характеризующихся цветовыми изменениями компонентов: так называемые «чёрная», «белая», «жёлтая» и «красная» стадии (nigredo, albedo, citrinitas и rubedo).[4][5]

Изображение ребиса в виде андрогина. Из рукописи XV века «Aurora Consurgens». Цюрих, Центральная библиотека
  • Цитринитас — третья стадия, выделялась только ранними алхимиками. Её описание не сохранилось.
  • Рубедо — четвёртая и последняя стадия — осуществление нового союза (брака) Меркурия и Серы. Рубедо связано с планетой Юпитер и Солнцем, с четвёртой лунной фазой. Продуктом рубедо является великий эликсир, или магистерий.

Количество необходимых для реализации философского камня компонентов разными алхимиками понималось по-разному (к Меркурию и Сере, составляющим вместе так называемый ребис, некоторые из них добавляли Соль).[7]

Связь с реальностью

У средневековых алхимиков явно не хватало знаний для трансмутации одних химических элементов в другие, а философский камень с точки зрения современной науки — абсолютный вымысел. Хотя и были случаи, когда алхимики утверждали, что получили алхимическим путём золото из других металлов и создали философский камень, реального подтверждения этим словам нет. Трансмутация с получением золота была успешно проведена лишь в XX веке во время ядерной реакции, но полученное таким образом золото очень дорогое и не окупает своё производство. Тем не менее эти алхимические опыты стали основой для такой серьёзной науки как химия и внесли в её развитие определённый вклад.

См. также

Примечания

  1. Никола Фламель. Алхимия / Пер. со старофр. Г. А. Бутузова. — СПб.: Азбука; Петербургское востоковедение, 2001. 384 с. + цв. вкл.
  2. Redgrove, Herbert Stanley, Alchemy: Ancient and Modern, Section 43: Bernard Trévisan, Copyright 1999, by the Rector and Visitors of the University of Virginia
  3. Элифас Леви (2002). Учение и Ритуал. М: Эксмо-пресс
  4. Бурмистров Константин. «Ибо он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М.: ИФРАН, 2009.- 295 с. ISBN 978-5-9540-0139-6.
  5. Франц, М.-Л. фон. Алхимия: Введение в символизм и психологию. Пер. с англ. Ю. М. Донец — СПб: Б. С. К., 1997.
  6. Р. Боснак. В мире сновидений. — М., 1991. — Сс. 51—52.
  7. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. — М.: Наука, 1979.

Литература

  • Гермес Трисмегист. Aureus Tractatus / Пер. В. Н. Морозова // Studia culturae. Выпуск 9. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2006 г. — 360 с. (С. 291—317)
  • Василий Валентин. Алхимические трактаты / Пер. В. фон Эрцен-Глерона. К.: Автограф, 2008.
  • Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости / Пер. В. А. Каспарова. М.: Беловодье, 1999.
  • Николя Фламель. Алхимия / Пер. со старофр. Г. А. Бутузова. — СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001. 384 с. + цв. вкл.
  • Садуль Жак. Сокровище алхимиков / Пер. с фр. — изд. Крон-пресс, 2000. 320 с.
  • Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. — М.: Наука, 1979.
  • Франц, М.-Л. фон. Алхимия: Введение в символизм и психологию. Пер. с англ. Ю. М. Донец — СПб: Б. С. К., 1997.
  • Юрсенар М. Философский камень (оригинальное название этого романа об алхимике XVI века — «L'Œuvre au noir», «Стадия нигредо»). — М.: 1993.
  • Пуассон А. Теория и символы алхимии. Великое Делание. — Киев: 1995.
  • Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века. — М.: 2005.

Ссылки