Манас (философия)
Мáнас (от санскр. man — «думать», «знать», «рассматривать»; manas — «душа», «ум», «разум»)[1] — понятие индийской философии и психологии, меняющее оттенки значения в зависимости от системы философии (даршаны), однако в целом означающее: ум, рассудок, рацио, мыслительная способность, инструмент мышления, иногда сам по себе бессознательный (большинство школ включало манас в число индрий, «способностей», в качестве их координатора)[2]. Манас часто понимается как «невысший», эмпирический ум[3], в отличие, например, от буддхи (интеллекта).
Основные функции
Главными функциями манаса являются:
- координация данных органов чувств (джнянендрий) и создание на их основе единого представления о мире[4];
- восприятие внутренних состояний психики — манаса пратьякша («внутреннее чувство»)[3][5];
- руководство органами действия (кармендриями) в выполнении решения воли;
- вообще, посредническая роль[6] между витально-физической сферой и той частью сознания, которая в данной системе философии считается высшей (или более высокой).
Манас, таким образом, является органом и познания, и действия.
В своей роли посредника манас уподобляется «привратнику» (в то время как чувства — «дверям»).
Манас в различных системах индийской философии
В системах ньяя и вайшешика манас — инструмент мышления бесконечной души (Атмана). Манас является одним из девяти видов субстанции, он атомарный, вечный, невоспринимаемый и сам способен иметь не более одного восприятия одновременно[7].
В системах санкхья и йога манас, напротив, невечен, состоит из частей и способен к нескольким одновременным восприятиям[8]. Манас является одной из трёх составляющих внутреннего органа — антахкараны — наряду с буддхи (высшим интеллектом и волей) и ахамкарой (чувством индивидуального «эго»)[3].
В адвайта-веданте манас, также являющийся частью антахкараны, входит в состав так называемого тонкого тела — линга-шариры или сукшма-шариры[9].
В буддийской школе йогачара манас связан с мановиджняной («умственным» сознанием) и клиштаманасом («омрачённым» манасом, аналогом ахамкары) — шестым и седьмым из восьми видов сознания-виджняны, наряду с пятью чувственными восприятиями и алая-виджняной (источником всех видов сознания).
См. также
Примечания
- ↑ Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- ↑ Шохин В. К. Индрии // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Лысенко В. Г. Манас // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑ Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 4
- ↑ Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия, ч. 6
- ↑ Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 2
- ↑ Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 3
- ↑ Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия, ч. 7
- ↑ Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 8
Литература
- Радхакришнан С. Индийская философия. — М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. — 1007 с. — (Концепции). — ISBN 978-5-8291-0992-9, ISBN 978-5-902766-34-6.
- Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия / Пер. с англ. А. В. Радугин (главы I—III), Е. А. Тучинская (глава IV), А. Р. Романенко (главы V—X); Под ред. В. И. Кальянова. — М.: Академический проект; Альма Матер, 2009. — 365 с. — (Концепции). — ISBN 978-5-902766-55-1, ISBN 978-5-8291-1137-3.