Чапаевский парк
Достопримечательность | |
Чапаевский парк (Парк Авиаторов) | |
---|---|
| |
Координаты: 55°48′03″ с. ш. 37°31′17″ в. д.HGЯO | |
Страна |
|
Город | Москва |
Строительство | 1898—1936 годы |
Основные даты | |
Статус |
|
Чапа́евский парк[1][2][3] (Парк Авиа́торов[4]) — небольшой парк в Хорошёвском районе Северного административного округа Москвы. Расположен у Ленинградского проспекта на пересечении с Чапаевским переулком. Площадь парка составляет 6 гектаров. Чапаевский парк является объектом культурного наследия (произведением садово-паркового искусства) регионального значения[3][5].
История
Парк в конце XIX — начале XX века
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Aleksandrovskoe_ubezhische_3.jpg&width=300)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Leningradsky_district_children_park_1936-2.jpg&width=314)
В XIX веке на месте парка находилась Малая Всехсвятская роща[6][7], получившая название от села Всехсвятского. На её окраине в 1878 году было основано Александровское убежище для увечных и престарелых воинов русско-турецкой войны[8]. Располагалось оно восточнее современного парка.
В мае 1898 года Александровскому убежищу отвели участок Малой Всехсвятской рощи площадью 5 десятин, 2000 квадратных саженей. Роща была благоустроена и превращена в парк, который уже к 1899 году был открыт для посещения. По словам современников, «роща эта приняла вид довольно красивого парка, при входе в который зрителю развёртывается совершенно иная картина: всюду встречаются тщательно разделанные по всем направлениям дорожки, аллеи, красивые клумбы цветов, оранжереи и масса деревьев»[9].
После революции парк оказался в черте Москвы. Согласно плану 1919 года, в южной части Гимназического переулка (ныне Чапаевского) располагалось кладбище[10] (на более поздних планах оно отсутствует). На историко-архитектурном опорном плане, составленном в середине 1990-х годов, этот некрополь обозначается как кладбище воинов-инвалидов[11]. По версии автоисторика Льва Шугурова, на этом кладбище хоронили пилотов, погибших на Ходынском поле[12]. Согласно предположению главного архитектора проектов НПО-38 «Охраны историко-культурного комплекса Москвы» НИиПИ Генплана Москвы В. В. Коновалова, оно могло быть захоронением жертв красного террора[13].
Детский парк культуры и отдыха Ленинградского района
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Chapaevsky_park_scheme.png&width=314)
2 — Бюст Н. С. Строева
3 — Памятный камень погибшим авиаторам
4 — Площадка для выгула собак
5 — Детская площадка
6 — Спортивная площадка
7 — Столы для настольного тенниса
К середине 1930-х годов бывший парк Александровского убежища относился к комбинату имени Карла Маркса, а роща носила название Чапаевская[14].
В 1936 году парк был расширен на юг за счёт территории бывшего кладбища и рощи, после чего и стал Детским парком культуры и отдыха Ленинградского района. Открытие парка состоялось 6 июня 1936 года. Он занимал 12 гектаров соснового бора[15]. Южная граница парка проходила вдоль современного проезда Аэропорта. Главный вход в парк располагался со стороны Ленинградского шоссе (ныне проспекта) и был оформлен в виде деревянной арки[6] с кассами по бокам. Два других входа располагались со стороны Чапаевского переулка и Чапаевского проезда (ныне безымянный проезд между Ленинградским проспектом и улицей Острякова). У каждого входа был фонтан. Рядом с главным входом располагались читальня, звуковой кинотеатр на 630 мест, буфет для детей и танцевальная площадка. От кинотеатра вглубь парка вела аллея, на правой стороне которой располагалась лиана для лазания, а на левой — две детские горки и тир. В парке был физкультурный городок с футбольными полями и двумя крокетными площадками. Около физкультгородка размещался павильон с игротекой для малышей, велогаражом, шахматами, шашками, бильярдом. В парке также имелся велодром и автодром[15].
У входа в парк со стороны с Чапаевского проезда располагался павильон техники, в котором действовало несколько кружков: авиамодельный, радио, фотографический и автомобильный. В этом же павильоне находится радиоузел. Напротив входа размещалась летняя эстрада на 120 мест. Правее располагались две городошные площадки, скетинг-ринг, теннисный корт. В парке были аттракционы: гигантские шаги, качели, качалки, «качающиеся диваны», гамаки и другие. У входа с Чапаевского переулка стоял двенадцатиместный пассажирский самолёт. Имелся душ, в павильоне игротеки размещался врачебный кабинет. В парке было несколько палаток и киосков для продажи питания, а также павильон для продажи игрушек[15]. По периметру парк был обнесён деревянным забором[13] длиной почти 2 км[14].
После Великой Отечественной войны
В годы войны сосны парка были частично вырублены на дрова[6]. С 1948 года началась активная застройка прилегающих к парку территорий. Примерно в это же время деревянный забор парка был заменён на металлический[13].
В 1950 году в парке по распоряжению Василия Сталина было начато строительство спортивного центра Дома офицеров ВВС МВО. Проект здания объёмом 205 тыс. м³ разработали архитектор М. М. Дзисько и инженер-конструктор И. Т. Кузьмин[16][17]. В 1952 году его строительство было приостановлено из-за нехватки средств, а в 1953 году Василия Сталина арестовали. На допросе он признавался: «в этом деле я повинен ещё и в том, что отняв у трудящихся Ленинградского района Москвы их излюбленное место отдыха — парк культуры и отдыха, разрушил кинотеатр, уничтожив зеленые насаждения и не выстроив спортивного центра, я фактически уподобился собаке на сене»[6]. Вскоре архитектор Каро Алабян разработал проект Дворца культуры «Сокол», который он предполагал возвести на фундаменте спортивного центра. Но после выхода постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» этот проект был отменён[7].
При Хрущёве ограда парка была демонтирована[13]. В начале 1960-х годов парк получил название Чапаевский в честь героя гражданской войны В. И. Чапаева[18] и по одноимённому переулку, проходящему вдоль его границы[19]. Тогда же появился проект реконструкции парка, который предусматривал его озеленение, устройство станций юных натуралистов и юных техников, аттракционов, спортивных сооружений, плавательных и плескательных бассейнов и вышки для прыжков в воду, летнего театра, павильонов общепита, читальных залов. Предполагалось также сооружение в парке памятника В. И. Чапаеву[18]. Однако этот проект так и остался нереализованным. В центре парка ещё долгое время продолжал стоять каркас цокольного этажа спортивного центра, став одним из излюбленных мест для игр у детей района[6].
Парк долгое время отделялся от Ленинградского проспекта малоэтажными домами. Один из этих домов, стоявший на углу Чапаевского переулка и Ленинградского проспекта, имел статус памятника истории, поскольку в 1917 году в нём заседали подрайком РСДРП(б) и ревком Всехсвятского подрайона. В 1960-х годах на границе парка у шоссе появилось кафе «Сокол», построенное архитектором П. И. Райхинштейном и инженером М. Ф. Дроздовым в футуристическом стиле с массивным козырьком над входом. В 1978 году козырёк частично обрушился, после чего был полностью демонтирован[7]. Кафе было снесено в 1979 году вместе с остальными постройками между парком и проспектом в связи с расширением автодороги к Олимпиаде-80[6].
В 1970—1980-х годах у входов в парк со стороны Ленинградского проспекта были установлены бюсты авиаконструктора А. С. Яковлева и учёного в области авиации Н. С. Строева. В 1980-х годах на месте руин спортивного центра началось строительство Дома культуры Авиационного объединения «Знамя труда», которое тоже не было закончено[6][7]. Заброшенная стройка стала объектом индустриального туризма.
Реконструкция 2000-х годов
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Triumph_Palace_near_Chapaevsky_park.jpg&width=180)
Окружённый бетонным забором остов Дома культуры был снесён только в 2001 году, когда на этом месте началось строительство многоэтажного комплекса «Триумф-Палас», который должен был стать самым высоким жилым домом Европы[7]. Эта стройка послужила основанием для протестов местных жителей и экологов. Люди опасались, что может пострадать Чапаевский парк, в котором произрастают редкие сорта деревьев. Отчасти эти опасения оправдались — была застроена площадка для игры в регби, находящаяся на окраине парка. Кроме того, по сообщениям очевидцев, при рытье котлована строители выкапывали человеческие кости[20]. Компания-застройщик пообещала благоустроить Чапаевский парк сразу после окончания строительства. «Триумф-Палас» был сдан в эксплуатацию в 2006 году, однако работы по благоустройству парка были начаты только в 2008 году[21]. После строительства «Триумф-Паласа» официальная площадь территории парка сократилась с 13,2[1] до 6 гектаров[3].
8 сентября 2008 года в присутствии заместителя мэра Людмилы Швецовой и префекта Северного округа Юрия Хардикова состоялось торжественное открытие обновлённого парка[4]. В связи с тем, что в окрестностях парка расположено большое количество авиационных предприятий и вузов, было заявлено, что он получает новое название Парк Авиаторов. На одной из аллей парка был установлен памятный знак в честь лётчиков, погибших на Ходынском поле. В перспективе здесь планировалось увековечить в архитектурных композициях знаменитую петлю Нестерова, пилотажную группу «Русские Витязи» и легендарный самолёт-штурмовик Ил-2. Были планы установить в парке и несколько памятников известным российским авиаторам[4], однако они так и не были реализованы. В официальных документах парк по-прежнему фигурирует под названием Чапаевский[2].
В августе 2017 года в парке началась новая реконструкция, которая поначалу возмутила жителей[22][23]. Парк был полностью перекрыт, в том числе были перекрыты прямые пути к магазинам, поликлинике и детскому саду. В ноябре 2017 года реконструкция парка завершилась. Были обустроены дорожки, высажены деревья и кустарники, обустроены газоны, на игровых площадках появилось новое резиновое покрытие[24].
Описание парка
Границами Чапаевского парка являются: Ленинградский проспект, Чапаевский переулок, территория жилого комплекса «Триумф-Палас» и кварталы жилой застройки.
В 300 метрах от парка расположена станция метро «Сокол»[25], а в 420 метрах — станция метро «Аэропорт»[26]. Кроме того, до парка можно доехать и наземным транспортом: автобусом № 105 и троллейбусами № 6, 12, 43, 65, 70, 82 до остановок «Площадь Марины Расковой» или «Улица Лизы Чайкиной»[27][28].
В парке расположены детская и спортивные площадки. Есть скамейки и искусственное освещение, дорожки вымощены тротуарной плиткой. Имеется большое количество клумб и цветников[29]. По периметру парка высажена живая изгородь. Среди зелёных насаждений преобладают клёны — остролистный и ясенелистный; многочисленны тополь, берёза, липа[1]. Встречаются также ель, сосна и вяз[3]. Из кустарников распространены сирень, чубушник, боярышник, рябина[1]. Некоторые деревья имеют возраст 80—100 лет и более[3]. В парке обитают белки[29].
Чапаевский парк признан объектом культурного наследия (произведением садово-паркового искусства) регионального значения. Предметами охраны являются: местоположение и градостроительная роль парка в композиционно-пространственной и планировочной структуре района; рельеф природного и антропогенного происхождения; планировочная структура парка; ландшафтные характеристики; ценные элементы благоустройства (парковые лестницы и подпорные стенки); ценные видовые раскрытия; произведения монументального искусства[3].
Памятники
- Бюст А. С. Яковлева изготовлен в 1976 году по проекту скульптора М. К. Аникушина и архитектора А. А. Заварзина. Установлен у одного из входов в парк со стороны Ленинградского проспекта. Обращён на здание ОКБ имени Яковлева. Памятник имеет статус выявленного объекта культурного наследия[30].
- Бюст Н. С. Строева изготовлен в 1987 году по проекту скульптора И. М. Рукавишникова и архитектора Г. В. Макаревича[3]. Установлен у одного из входов в парк со стороны Ленинградского проспекта. Относится к категории «уличная скульптура»[30].
- Памятный камень «Авиаторам, испытателям и защитникам неба, погибшим на Ходынском поле (1910—1970)» установлен в 2008 году на аллее парка вблизи Ленинградского проспекта. Относится к категории «уличная скульптура»[30].
![]() |
![]() | |
Бюст Н. С. Строева | Памятник авиаторам, погибшим на Ходынском поле | Бюст А. С. Яковлева |
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Чапаевский парк // Энциклопедия «Москва» / Под ред. С. О. Шмидта. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 976 с.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Подпрограмма 13Б «Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования» Государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012—2016 гг.» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. — М., 2012. — № 14 (2210). — С. 26. Архивировано 29 мая 2014 года.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Распоряжение Мосгорнаследия от 21.01.2013 N 19 Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия (произведения садово-паркового искусства) регионального значения «Чапаевский парк площадью 6,0 га» . consultant.ru. Дата обращения: 31 мая 2014.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Ольга Рудая. Авиаторы приземлятся в парке . Российская газета (9 сентября 2008). Дата обращения: 29 мая 2014.
- ↑ Чапаевский парк . dkn.mos.ru. Дата обращения: 29 мая 2014.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Мария Кронгауз. Дорога Луиджи Лонго . газета «Квартирный ряд» (14 июня 2012). Дата обращения: 29 мая 2014.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Район Сокол: вчера, сегодня, завтра / Редакция газеты «Московский Сокол». — М.: Деловая книга, 2008. — С. 54—57. — 256 с.
- ↑ И. Ф. Токмаков. Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского Московской губернии и уезда 1398—1898 гг. — М., 1898. — С. 43—44.
- ↑ И. Ф. Токмаков. Московское Александровское убежище для увечных и престарелых воинов. Краткий историческо-статистический очерк. — М., 1903. — С. 17.
- ↑ Фрагмент нивелирного плана Москвы 1919 года . Дата обращения: 29 мая 2014.
- ↑ Схематический историко-архитектурный опорный план . Дата обращения: 29 мая 2014.
- ↑ Интервью / В гостях — Лев Шугуров — историк автомобилизма . Эхо Москвы (13 июля 2002). Дата обращения: 29 мая 2014.
- ↑ Перейти обратно: 13,0 13,1 13,2 13,3 Об уточнении места захоронения священномучеников епископа Ефрема и протоиерея Иоанна Восторгова (недоступная ссылка). anaschenko.com (2008). Дата обращения: 29 мая 2014. Архивировано 29 мая 2014 года.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 Детский парк культуры в Чапаевской роще // Вечерняя Москва. 20 мая 1936.
- ↑ Перейти обратно: 15,0 15,1 15,2 Детский парк культуры и отдыха Ленинградского района // Детские парки Москвы. Справочник-путеводитель / под. ред. Б. Н. Глан. — М.: Московский рабочий, 1936.
- ↑ Строительство нового стадиона // Городское хозяйство Москвы : журнал. — 1950. — № 12. — С. 33.
- ↑ Поправка // Городское хозяйство Москвы : журнал. — 1951. — № 1. — С. 47.
- ↑ Перейти обратно: 18,0 18,1 А. Я. Гончаров. Ленинградский район строится // Городское хозяйство Москвы : журнал. — 1960. — № 1. — С. 11—13.
- ↑ Вострышев М. И. Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — С. 661. — 688 с. — ISBN 978-5-699-33874-0..
- ↑ Елена Виноградова. «Восьмую высотку» могут подрезать // Ведомости. — 2001. — № 156.
- ↑ В Москве благоустроят Чапаевский парк . Правда.Ру (9 февраля 2008). Дата обращения: 30 мая 2014.
- ↑ Анна Балан. Благоустройство Чапаевского парка возмутило жителей. Вести-Москва, 11 августа 2017 г.
- ↑ Иван Васильев, Елена Виноградова. Как Москва потратит на парки 50 миллиардов рублей. Создание и благоустройство парков оказалось дороже «Моей улицы». Ведомости, 27 августа 2017 г. (статья опубликована в № 4394 от 28.08.2017 под заголовком: «Москва паркует миллиарды»).
- ↑ На севере Москвы завершили реконструкцию Чапаевского парка . ТАСС (8 ноября 2017). Дата обращения: 1 мая 2018.
- ↑ Измерение расстояния от метро «Сокол» до парка . Яндекс.Карты. Дата обращения: 5 июня 2014.
- ↑ Измерение расстояния от метро «Аэропорт» до парка . Яндекс.Карты. Дата обращения: 5 июня 2014.
- ↑ Список маршрутов . Московский автобус. Дата обращения: 5 июня 2014.
- ↑ Маршруты . Московский троллейбус. Дата обращения: 5 июня 2014.
- ↑ Перейти обратно: 29,0 29,1 Чапаевский парк (недоступная ссылка). cult.mos.ru. Дата обращения: 29 мая 2014. Архивировано 29 мая 2014 года.
- ↑ Перейти обратно: 30,0 30,1 30,2 Постановление Правительства Москвы О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. № 1287 ПП от 29.04.14 № 227 ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. — М., 2014. — № 26 (2362). — С. 25—28. Архивировано 29 мая 2014 года.