Титаномахия
«Титанома́хия» (др.-греч. Τιτανομαχία) или Войны титанов — в древнегреческой мифологии — битва богов-олимпийцев с титанами, серия сражений в течение десяти лет в Фессалии между двумя лагерями божеств задолго до существования человеческого рода: титаны, с базой на горе Отрис, и Олимпийцы, которые придут править, с базой на горе Олимп. Титаномахия также известна как Битва титанов или Битва богов. Поле сражения находилось между горами Отрис и Олимп в Фессалии. Олимпийцы одержали победу с помощью циклопов и гекатонхейров.
Источники
Из греческой литературы классического периода известно несколько поэм о войне между богами и многими из титанов. При этом доминирующей поэмой и единственной, которая сохранилась до наших времен, является написанная Гесиодом «Теогония». Потерянный эпос «Титаномахия», чьим автором называли легендарного слепого фракийского певца Фамириса, вскользь упоминается в трактате «О музыке», сочинении, ранее приписывавшемся Плутарху. Титаны также играли заметную роль в поэмах, приписывавшихся Орфею. Хотя до нас дошли только обрывки рассказов Орфея, они показывают интересные отличия от Гесиодской традиции.
«Титаномахия»
Утерянный эпос «Титаномахия», который связан с борьбой, которую вели Зевс и его братья и сёстры, олимпийские боги, за свержение своего отца Кроноса и его божественного поколения титанов, традиционно приписывался Евмелу из Коринфа, полулегендарному певцу из Бакхиадов, правящей семьи в древнем Коринфе, который ценился как традиционный композитор «Просодии», церемониального гимна независимости Мессении, который исполнялся на Делосе.
Даже в древности многие авторы упоминали «Титаномахию» без имени автора. М. Л. Уэст при анализе доказательств пришел к выводу, что имя Евмела связывалось с поэмой как единственное известное. Судя по обрывочным данным, рассказ автора «Титаномахии» отличался от рассказа Гесиода в «Теогонии» в ряде существенных моментов. Невозможно, чтобы датой поэмы был восьмой век до нашей эры; М. Л. Уэст датирует её самое раннее концом седьмого века.
«Титаномахия» была разделена на две книги. Битве олимпийцев и титанов предшествовало нечто вроде теогонии, или генеалогии Первобытных Богов. Византийский писатель Иоанн Лид отмечал, что автор «Титаномахии» поместил место рождения Зевса не на Крит, а в Лидию, что скорее всего означало гору Сипил.
Аналоги
Эти греческие истории о титаномахии являются одним из вариантов в целом классе подобных мифов Европы и Ближнего Востока, где одно поколение или группа богов в целом выступает против доминирующего бога. Иногда Старшие боги вытесняются со своих позиций. Иногда мятежники проигрывают, и либо изгнаны из власти полностью, либо входят в пантеон. Другими примерами могут быть войны асов с ванами и ётунами в скандинавской мифологии, вавилонский эпос «Энума Элиш», хеттское «Царство на небесах» о Кумарби, борьба между Tuatha Dé Danann и Фоморами в кельтской мифологии и смутный конфликт поколений в Угаритских фрагментах.
Предыстория
Основа для этого важного сражения была положена после того, как молодой титан Кронос сверг своего отца, бога Урана, повелителя небес, с помощью своей матери Геи (Γαία — Земля). Уран вызвал вражду Геи, когда он заключил в Тартар её детей - гекатонхейров и циклопов. Гея создала большой серп и собрала Кроноса и его старших братьев, чтобы убедить их в необходимости кастрации Урана. Только Кронос согласился это сделать, так что Гея дала ему серп и поместила его в куст.
Когда Уран встретился с Геей, Кронос напал на собственного отца и, серпом отрезав его половые органы, выбросил их в море. Тем самым потерявший власть над миром Уран предрёк, что дети Кроноса восстанут против его правления так же, как Кронос восстал против собственного отца. Кровь Урана, пролитая на землю, породила Гигантов, Эриний и Мелий, а из семени его отрезанных половых органов возникла богиня любви Афродита из моря.
Кронос принял престол отца после свержения Урана. Затем он закрепил свою власть путём повторного заключения своих братьев и сестёр гекатонхейров и циклопов и его (ново-созданных) братьев и сестёр гигантов в Тартар.
Кронос теперь превратился в ужасного царя, каким был его отец Уран, ибо он глотал каждого из детей, как они рождались от его сестры-жены Реи. Рее, однако, удалось скрыть своего ребёнка Зевса, обманув Кроноса, ибо она дала ему вместо него проглотить камень, завёрнутый в одеяло.
Рея принесла Зевса в пещеру на острове Крит, где он был выращен до зрелого возраста Амальтеей. Позже богиня разума Метида дала Кроносу смесь горчицы и вина, отчего его вырвало всеми детьми, которых он проглотил. Зевс тем самым бросил вызов Кроносу и возглавил освобождённых братьев и сестёр в восстании против титанов.
Согласно Гигину, причина Титаномахии заключается в следующем: «После того как Гера увидела, что Эпаф, рождённый от наложницы, правит таким большим царством (Египтом), она захотела, чтобы он был убит во время охоты, а также призвала титанов прогнать Зевса из царства и вернуть трон Кроносу (Сатурну). Когда титаны пытались установить небо, Зевс с помощью Афины, Аполлона и Артемиды, бросил их прямиком в Тартар. На Атланта, который был их лидером, он положил свод небес; даже сейчас ему приказано поддерживать небо на своих плечах».
См. также
Литература
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 томах. Т. 2. С. 469.
- Гесиод. Теогония.
- Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
- Голосовкер Я. Э. Сказания о титанах. — М.: Высшая школа, 1993 (и другие издания).