Фэнтези
Фэ́нтези (англ. fantasy[1] — «фантазия»; по-русски слово «фэнтези» употребляется то в женском, то в среднем[2][3], то в мужском роде[3]; нормативные словари также указывают для слова «фэнтези» то средний, то женский род[4][5]) — жанр современного искусства, разновидность фантастики. Произведения жанра фэнтези основываются на мифологических и сказочных мотивах, переосмысленных или переработанных авторами. Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В середине XX века наиболее значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказали английские писатели Джон Рональд Руэл Толкин, автор романа «Властелин колец», Клайв Стейплз Льюис, автор «Хроник Нарнии», и Роберт Говард, автор цикла о Конане-варваре.
Существует ряд несходных друг с другом определений понятия «фэнтези». Например, B. Л. Гопман утверждает, что «фэнтези — вид фантастической литературы (или литературы о необычайном), основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет „логической“ мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению». Согласно В. Каплану, фэнтези — «это произведения, где фантастический элемент несовместим с „научной картиной мира“», а С. Алексеев и М. Батшев предлагают следующее определение: «К фэнтези относятся произведения, в которых на базе сказочно-мифологического наследия народов мира конструируются фантазией автора литературные „вторичные миры“». Также порой фэнтези и научную фантастику разграничивают по следующему критерию: тип фантастического повествования — с одной фантастической посылкой (научная фантастика) и с множеством посылок (фэнтези). В рамках первого типа сюжетов, по утверждению Т. Чернышёвой, повествуется о чуде, которое происходит в художественной модели мира, «соотнесённого с законами реальной, детерминированной действительности», второй тип связан с художественной моделью особого мира, законы которого, рассмотренные «с позиций детерминизма», представляются полным «беззаконием» [6].
В отличие от материалистической научной фантастики, фэнтези описывает мироздание с позиций объективного идеализма — иными словами, в основе любого из фэнтезийных миров лежит акт творения — бога, дьявола или демиурга. Сотворенный единым разумом фэнтезийный мир, как правило, имеет единую систему ценностей, унитарную систему этических координат — то есть в нём должны присутствовать некие абсолюты. С этим связано присутствие в мире персонифицированных или имперсонифицированных Добра и Зла и наличие средневекового представления об устройстве мира, в основе и начале которого лежит Слово. Ещё одной особенностью фэнтези является исключительно высокая роль отдельной личности, влияние героя не только на ход событий вокруг себя, но и на судьбы мира[7].
Несоответствие параметров фэнтезийного мира реальному миру (которое в целом нехарактерно для научной фантастики) приводит к тому, что действие произведений фэнтези переносится в некие параллельные миры, живущие по другим законам; иногда — в посткатастрофическое прошлое или будущее. При этом типичным признаком фэнтези является средневековый, вернее — псевдосредневековый антураж. Дж. Р. Р. Толкин в эссе «О волшебных сказках» связывает это с эскапизмом — бегством от действительности, стремлением уйти от неживого, машинно-конвейерного мира в идеализированный «золотой век», тягой к возвышенной романтике прошлого. А так как вся достоверная история земной цивилизации очень подробно описана и захронографирована, авторы придумывают и используют страны и времена, находящиеся за пределами исторических хроник: Киммерию Р. Говарда, Британию времён короля Артура и т. п. Благодаря этому создаются карты новых земель и стран, для которых характерны кропотливо прорисованные географические реалии, тщательно разработанне исторические, экономические и этнографические подробности[7]. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с научной точки зрения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, магии, мифических существ вроде драконов, великанов, фей и т. д. Неоспоримо наличие трансцендентного (иного, сверхсущностного, сверхъестественного) как ключевая составляющая в поэтике фэнтези, что неизменно отмечается исследователямй. Сверхъестественное, представленное в фольклорно-мифологических образах, многие исследователи называют основным отличительным признаком фэнтези[6].
Произведения фэнтези в литературе до начала 1990-х были представлены исключительно фэнтезийным романом, однако затем появились смежные с научной фантастикой разновидности; кроме того, авторы фэнтези освоили притчу, юмористическую фантастику, возникли фэнтезийные поэмы, стихотворения, сказки. Поэтому правильней называть фэнтези не жанром, а жанровым образованием, что подчёркивает её полиморфность. Однако другие жанровые единицы в рамках фэнтези (фэнтезийные рассказы, повести, стихотворения и т. д.) тяготеют к фэнтезийному роману. Фэнтезийный рассказ и фэнтезийная повесть стремятся к фрагментарности; фэнтезийный рассказ малораспространён, а для повести характерна тенденция к циклизации, объединению в романы[8]:61.
Литература
Истоки фэнтези — миф, волшебная сказка, героический эпос, рыцарский и готический романы, произведения приключенческого жанра, произведения представителей романтизма, содержащие фантастические мотивы (например, сказки Э. Т. А. Гофмана или баллады В. А. Жуковского)[9]; предания, былички[3]. Признаки этих жанров в фэнтезийной литературе не просто суммируются, но переплавляются в новое жанровое образование, отвечающее задачам современной эпохи и содержащее новые качества: усложнённость содержания и формы, интеллектуальную игру с читателем, различные оригинальные способы погружения в таинственный, иррациональный мир, философско-символические обобщения[9].
Первостепенное влияние на будущий жанр оказали средневековые эпос и рыцарские романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению[10] Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези. В фэнтези, стилизованном под дальневосточную традицию, эту роль играют мифология и средневековая культура стран этого региона. В огромной степени оно — продолжение традиции классических китайских, японских и корейских романов и повестей, волшебная составляющая в которых очень велика.
К предшественникам современного фэнтези относят представителей романтизма[11]. В России предтечей современного фэнтези можно считать романы А. Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837) и «Новый Емеля, или Превращения» (1845). Предшественником фэнтези в русской литературе также явилась «городская сказка» — аналог западноевропейского мистического или «готического» романа. Традиция фэнтези в русской литературе сформировалась на основе таких произведений, как «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского, повести профессора А. В. Чаянова, произведения М. А. Булгакова, «Альтист Данилов» В. В. Орлова. Отдельно можно выделить пьесы Евгения Шварца — образцы политической сатиры, замаскированные под лирические сказки[7]. В Белоруссии основоположником жанра можно считать Яна Барщевского с его книгой «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических повествованиях» (1844).
Некоторые исследователи[кто?] усматривают элементы фэнтези в произведениях английского писателя Генри Райдера Хаггарда «Она» (1887), «Скиталец» (1890), «Сердце мира» (1895), «Аэша» (1905), «Ледяные боги» (1925) и др.
Фэнтезийная литература возникает и развивается на фоне общей секуляризации сознания и быта, так как для свободного оперирования мифологическими и религиозными текстами необходима определённая степень освобождения от давления их авторитета. В литературе фэнтези, с одной стороны, проявляется тоска по вечному и неизменному, с другой — она подчёркнуто «нетеоцентрична»: хотя в фэнтезийных текстах часто присутствует развитая теология, человек, принимая решение, обычно оказывается наедине с самим собой. Кроме детерриторизации религии, для возникновения фэнтези значим отказ от политической идеологии национального самосознания. Глобализация в значительной мере проявляется как американизация, оказывающая своё влияние через индустрию развлечений и в том числе через Голливуд (популярность фэнтезийных произведений во многом обеспечивается успешными экранизациями произведений). Важная предпосылка для возникновения фэнтези — возрастание значимости досуга в жизни большинства, урбанизация (оказывающая влияние на отход от традиционного мировоззрения), распространение принципов промышленного производства и рыночных отношений на сферу культуры, демократизация общественной жизни, массовый спрос, влияющий на культурное производство, развитие средств массовой коммуникации, манипулирование сознанием и т. п.[12]
Интерес к фэнтези во многом обусловлен возросшей потребностью в новых ценностях, возникающей возможностью выражать эти ценности в любой, в том числе и игровой, форме, относительной свободой от предписаний религии или идеологии. Фэнтезийная литература часто является способом выражения философской позиции писателя, формулирования его ценностных установок[12].
К наиболее известным произведениям фэнтези начала XX — середины XX века относятся «Дочь короля Эльфландии» (1924) Лорда Дансени, «Конан» (первая книга вышла в 1932) Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» (1950—1956) К. С. Льюиса, «Сказания о Мануэле» Джеймса Кейбелла. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина в 1954—1955, оказавшая огромное влияние на жанр. Его преемниками можно назвать всех писателей жанра фэнтези. Традиции Толкина продолжили, в частности, Э. Бойо, Т. Деннинг, Д. Геммел, Р. Джордан, Д. Уайли, А. Фостер, Б. Хэмбли и др.[8]:62
Отдельная традиция в рамках фэнтези первоначально развивалась параллельно толкиновской и в первой половине XX века была представлена циклом о Конане-варваре Р. Говарда, а в 1960-е годы оформилась как литература «меча и магии», «героическое фэнтези», опирающееся на кельтскую мифологию. Особенность этого направления — психологизм образов и невозможность их чёткого разделения на Добро и Зло (Добро и Зло содержит в себе герой, а мир — лишь сценическая бутафория, где нет места эпичности). В рамках этой традиции выделяются «классическое» фэнтези, «сказания о Конане» и литература «драконов и подземелий» (на основе настольной ролевой игры Dungeons & Dragons)[8]:62—63.
«Классическое» фэнтези появилось в 1960-е годы и в жанровом отношении близко к «толкиновскому» фэнтези, но, заимствуя у Толкина такой признак, как наличие философской основы, заимствовало у Говарда авантюрный сюжет. В центре внимания писателей этого направления — то мир вокруг героя, то герой как творец мира, при этом часто образуются сочетания, не подлежащие чёткому разделению. Представители «классического» фэнтези — Майкл Муркок, Андре Нортон, Фриц Лейбер, Урсула Ле Гуин, Филипп Фармер, Глен Кук, Эдмонд Гамильтон, Фрэнк Герберт, Кэтрин Куртц, Анджей Сапковский, Роберт Шекли, Роджер Желязны[8]:63.
В настоящий момент отдельные произведения фэнтези приобрели огромную популярность. Фэнтезийная эпопея Джорджа Мартина «Песнь льда и огня», «Хроники Амбера» Роджера Желязны, «Ведьмак» Анджея Сапковского, серия книг о Плоском мире Терри Пратчетта и некоторые другие фэнтезийные тексты не только пользуются популярностью у широкой читательской аудитории и повысили рейтинги фантастики, но и позволяют говорить об особенной роли, которую литература фэнтези играет в культурном процессе[13]. В XXI веке в рамках фэнтези работают тысячи писателей-фантастов.
В советской фантастике как особое направление, очень близкое к фэнтези, но не сливающееся с ним полностью, можно рассматривать творчество В. Крапивина и его последователей, а также сказки для детей В. Губарева, В. Каверина и других авторов, временами публиковавшиеся в сборниках или периодике. Первые русскоязычные образцы «классической» фэнтези — «Оборотень» Н. Ютанова, «Альбом Идиота» А. Столярова, «Белая Дорога» С. Вартанова, некоторые рассказы С. Логинова. Далее выходят романы Г. Л. Олди (Дмитрия Громова и Олега Ладыженского), произведения Н. Перумова («Нисхождение Тьмы, или 300 лет спустя», «Летописи Хьёрварда» и др.), роман Е. Хаецкой «Меч и Радуга», роман С. Логинова «Многорукий бог далайна», книга М. Успенского «Там, где нас нет», «Волкодав» М. Семёновой, «Чёрная книга Арды» Ниэннах и Иллет (Н. Васильевой и Н. Некрасовой), «Люс-а-Гард» Д. Трускиновской, «Катали мы ваше солнце» Е. Лукина[7].
Исследователь В. В. Шумко выделяет следующие признаки литературы фэнтези[8]:61:
- Детализированная Волшебная Страна, живущая по нерациональным законам.
- Сюжетный конфликт получает эпическую трактовку.
- Основные элементы фабулы заимствуются у сказки и авантюрного романа.
- Наличие уникальной образности.
- Средневековый антураж.
- Особые пространственно-временные характеристики.
В. В. Шумко отмечает также, что этот набор свойств может видоизменяться при экспериментах с другими жанрами — например, в рамках технопанка, киберпанка, технофэнтези, фолькфэнтези[8]:61.
Как считают большинство исследователей, общепринятое определение жанра фэнтези в научной литературе отсутствует, и жанровый канон окончательно не определён. Особое значение в организации пространства текста фэнтези имеет принцип бинарной оппозиции (тёмные и светлые силы, добро и зло и пр.), что приближает фэнтези к волшебной сказке и даёт возможность рассматривать её как метажанр. Популярность фэнтези в современной литературе во многом обусловлена лежащей в её основе моделью мира, воспринимаемой как универсум. Функция такой модели заключается в том, чтобы преодолеть хаос, создать благодаря преодолению трудного задания — квеста (так же, как и в волшебной сказке и мифе) устойчивую гармонию в душе героя и в пространстве вокруг него, создать систему ценностей и приоритетов[13].
Наряду с неомифологической фантазией, историко-фантастическим романом и альтернативной историей фэнтези является самым востребованным жанром массовой литературы и претендует на прочные позиции в классическом наследии ХХ века. В формуле фэнтези содержится глубокий смысл и обобщение, что делает фэнтезийную литературу актуальной для современного восприятия. Сила воздействия фэнтези в значительной мере зависит от внелитературного контекста, её функция — не только развлекательная, но состоит главным образом в активизации творческого воображения, стимуляции познавательного интереса читателя, влиянии на эстетический и нравственный аспект самосознания[13].
Кинематограф и телевидение
Большинство фильмов в жанре фэнтези представляют собой экранизации книг, комиксов (манги) или сняты по их мотивам. Популярность жанра фэнтези привела к появлению ряда телесериалов, среди которых широкую известность приобрели такие, как «Игра престолов», снятый по саге «Песнь Льда и Пламени» Дж. Р. Р. Мартина и получивший название по первой книге саги), а также «Сверхъестественное», «Зачарованные», «Легенда об Искателе», «Зена — королева воинов», «Однажды в сказке», «Чародей», «Чародей: Страна Великого Дракона».
В кинематографе этот жанр пережил первый бум в 1980-х годы (в основном в США и Италии, когда вышли фильмы «Конан-варвар», «Тёмный кристалл», «Лабиринт» и другие), но к началу 1990-х пришёл в упадок. Он снова пережил расцвет в 2000-е с появлением кинотрилогии «Властелин колец», серии экранизаций «Гарри Поттера» и «Хроник Нарнии». Однако к концу десятилетия фэнтези в большом кино уступило в популярности супергеройскому жанру и в дальнейшем перешло главным образом в телевизионные сериалы, где имели большой успех «Игра престолов», «Аватар: Легенда об Аанге» и др.
Фэнтези широко представлено в анимации, в частности картинами «Огонь и лёд» и «Властелин колец» Ральфа Бакши, «Хоббит» и «Возвращение Короля» Рэнкина и Бэсса, «Dragonlance: Драконы осенних сумерек» Меньота, французским фильмом «Дети дождя» и др. Мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге» породил ряд продолжений и ремейков. К фэнтези относятся очень многие японские анимационные сериалы, например «Берсерк», «Рубаки», «Клеймор», «Moribito: Guardian of the Spirit», «Двенадцать королевств», «Летопись войн острова Лодосс», «Повесть о стране цветных облаков», «Волчица и пряности», «Таинственная игра», «Некий магический Индекс», «Сага о Гуине», «По ту сторону стекла».
По мнению некоторых критиков, в частности авторов «Мира фантастики» и сайта io9, фэнтези-кино до сих пор сильно уступает фэнтези-литературе в качестве и глубине и не реализует полностью потенциал жанра. Исключениями обычно называют фильмы Питера Джексона по Толкину, серию «Гарри Поттер» и сериал «Игра престолов»[14][15].
Ролевые игры
Настольные ролевые игры
В 1960—1970-x годах популярность фэнтези послужила причиной рождения нового типа ролевых игр. В таких ролевых играх партия из одного/нескольких игроков путешествует по фэнтезийному миру в поисках различных приключений (выполнение заданий, поиск артефактов).
Для количественного описания игрового мира используются различные ролевые системы. Среди ролевых систем можно выделить такие, как Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы»), GURPS (Generic Universal RolePlaying System — «общая универсальная система ролевых игр») и Pathfinder. Многие ролевые системы позволяют играть не только по фэнтези-мирам, но, например, для Dungeons & Dragons сеттинг высокого фэнтези — основной, прописанный в самих правилах игры.
Ролевые игры, в свою очередь, породили новую волну литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий — Forgotten Realms и Warhammer.
Ролевые игры живого действия
Отличительная черта этого жанра ролевых игр в том, что бо́льшая часть действий происходит в реальности, а не в воображении, хотя воображение и играет важную роль. Игроки надевают костюмы, соответствующие тому сеттингу, в котором происходит действие ролевой игры. Во многих случаях сеттинг взят из какого-либо произведения, но не исключены и варианты, когда он придуман с нуля. В подобного рода ролевых играх уровень погружения может быть различным, что зависит от степени реалистичности костюмов и декораций. Ролевые игры живого действия напоминают театр, в котором прописаны только основные моменты спектакля, а всё остальное появляется по ходу благодаря импровизации игроков.
Видеоигры
Фэнтези очень популярно как сеттинг в видеоиграх. Вселенные таких игровых серий, как WarCraft, The Elder Scrolls, The Legend of Zelda, Dragon Age и множества прочих представляют собой миры высокого фэнтези. Такие игры, как Gothic или Dark Souls, — представители тёмного фэнтези.
Особенно популярны фэнтези-сеттинги у создателей компьютерных ролевых игр. Среди RPG, получивших, по данным Metacritic[16], самые высокие оценки критиков, подавляющее большинство составляют фэнтези-игры, в частности Baldur’s Gate II: Shadows of Amn, Dragon Age: Origins, Skyrim, Divinity: Original Sin и The Witcher 3: Wild Hunt. Существует также большое количество экшен-игр в жанре фэнтези (например, God of War), фэнтези-стратегии (например, Warcraft), фэнтези-приключенческие игры (например, Myst).
Многие исследователи отмечают[17][18][19], что фэнтези и фантастика в принципе пользуются в видеоиграх особой популярностью. Это связывают с тем, что видеоигры по природе своей позволяют игрокам воплощать фантазии о невозможном — и это хорошо сочетается с жанрами фэнтези и фантастики.
Живопись
Список примеров в этой статье не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи. |
Фэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи ещё до оформления в отдельный жанр фэнтези-арта. Примеры — работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.
Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, поскольку основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты.
- Стилистика Бориса Вальехо, Джулии Белл, Луиса Ройо, Фрэнка Фразетты близка героическому фэнтези. Их картины изображают красивых, мускулистых, подобно античным скульптурам, мужчин и женщин. Помимо живописи, Фразетта нарисовал анимационный фильм «Лёд и пламя».
- Иллюстрациями к Толкину и коллекционными календарями по нему прославились братья Тим и Грег Хильдебрандты, Алан Ли, Джон Хау, Тед Несмит.
- Ларри Элмор, Кит Паркинсон, Клайд Кальдвелл, Джефф Изли составляли художественную редакцию издательства TSR, Inc./Wizards of the Coast, создавая дизайн вселенных Dragonlance и Forgotten Realms.
- Майкл Уэлан — один из наиболее известных иллюстраторов в литературе жанра фэнтези[источник не указан 3342 дня].
- Тодд Локвуд, художественный редактор Wizards of the Coast — работы по вселенной Forgotten Realms.
- Мэтт Ставицки — иллюстрации к книгам серии Dragonlance.
- Сэмвайс Дидье — концепт-арт вселенной WarCraft.
- Лео Хао — иллюстрации к книгам Юрия Никитина и Ника Перумова, обложки альбомов групп Ария и Blind Guardian.
- Антон Ломаев — иллюстратор Марии Семёновой, Тэда Уильямса и др.
- Владимир Бондарь — работы по книгам Ника Перумова и Сергея Лукьяненко.
- Джорж Грие — канадский художник — неосюрреалист, широко известен по многочисленным произведениям современного фэнтези.
- Виктория Францес — итальянская художница, широко известная по многочисленным готическим работам и иллюстрациями к «Дневникам вампира».
- Брайан Фрауд — известный английский художник в стиле фэнтези. Работал над иллюстрациями к фильмам «Тёмный кристалл» и «Лабиринт».
Музыка
К теме фэнтези обращались многие музыкальные группы, чаще всего из играющих фолк или метал.
Существует ряд концептуальных альбомов у таких групп, как Blind Guardian, Summoning, Battlelore, с текстами, посвящёнными фэнтезийным произведениям, в большинстве случаев — книгам Толкина. Группы Rhapsody of Fire и Bal-Sagoth издают серии концептуальных альбомов со сквозным сюжетом. Тематика последних близка к книгам Р. Э. Говарда и Г. Лавкрафта. Российская группа «Эпидемия» также создала концептуальный сюжетный альбом «Эльфийская рукопись» и его продолжение «Эльфийская рукопись: Сказание на все времена». Существуют целые рок-оперы с фэнтезийными сюжетами, такие как «Avantasia» и «Дорога без возврата». К темам волшебства, мифических созданий, богов и героев в своих песнях постоянно обращаются группы Therion, Amorphis, Manowar, Finntroll, Kamelot, HammerFall, Twilight Force, Edenbridge, Mechanical Poet и многие другие.
Существует также направление менестрелей, целиком посвятивших своё творчество фэнтезийной или средневековой тематике (Тэм Гринхилл, Йовин, Канцлер Ги, Ренни, Джем и т. д.). Обычно они исполняют песни под гитару в стиле авторской песни.
Многие исполнители фолк-музыки, нью-эйджа, дарк-эмбиента и симфонической музыки, чья музыка зачастую не имеет текстов, также обращаются к темам фэнтези, пытаясь воссоздать в своих произведениях атмосферу фэнтези, магии, древнего мира. Среди них Дэвид Аркенстоун, Джереми Соул, Lovidalf Ranemmak VI, Антти Мартикайнен, Хизер Дейл, Лорина Маккеннит, Nox Arcana, Hattifatteners, Fief, Omnia, Trobar de Morte, помимо многих других.
Архетипы фэнтези
Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах — стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах.
Фэнтезийные расы
В большинстве фэнтези-вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор вымышленных народов, условно называемых расами. Некоторые из них заимствованы из мифологии, образы других — авторский вымысел либо переработаны из мифологических писателями (например, Толкином) и использованы их последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников. Основные расы:
- Эльфы (англ. Elves) — древняя раса, похожая на людей; как правило, утончённые, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители (в том числе бессмертные).
- Дварфы или гномы (англ. Dwarves) — бородатые подземные карлики крепкого телосложения, изобретательны, занимаются горным и кузнечным делом, добычей драгоценных камней.
- Орки (англ. Orcs) или гоблины (англ. Goblins) — уродливые воинственные варвары, иногда зеленокожие. Основное занятие — грабежи и убийства. В произведениях Толкина показаны как изувеченные Тьмой эльфы.
- Полурослики (англ. Halflings) (под различными названиями) — производные от хоббитов Толкина. Маленькие человекоподобные существа, предпочитают метательное оружие. Характер может колебаться от миролюбивых фермеров Толкина до плутов и мошенников из Dragonlance.
- Тролли (англ. Trolls) — горные великаны, ассоциируемые с камнем.
- Огры (англ. Ogres) — безобразные и злобные великаны-людоеды.
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской, славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры и др. В японской, китайской, корейской и стилизованной под мифологию Дальнего Востока фэнтези фигурируют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии: кицунэ, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные.
Тем не менее самая распространённая разумная раса в фэнтези — это люди[20][21].
-
Гном
-
Тролль
-
Эльф. Иллюстрация Ричарда Дойля, XIX век.
Тьма и Свет
В значительной части фэнтези-произведений, преимущественно эпического поджанра, основа сюжета — это противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света и Тьмы. «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина, «Железная башня» Д. Маккирнана, «Гобелены Фьонавара» Гая Гэвриела Кея, «Колесо Времени» Р. Джордана и многое другое — примеры фэнтези с Тьмой и Светом. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике (отчасти схожей с атрибутикой субкультуры готов), намекающей на их «тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил Света менее стоек и, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви. Даже в произведениях, где «тёмные силы» не отождествляются с отрицательными персонажами (например, в книгах Ника Перумова), этот стереотип сохраняется.
Квест
Основа сюжета многих произведений — квест в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания. Этот архетип происходит из сюжетов античной и средневековой литературы — таких, как поиск Гильгамешем цветка бессмертия, поход аргонавтов за золотым руном, поход Галахада за Святым Граалем и т. п. В первых же наиболее известных произведениях фэнтези — «Часе дракона» Говарда и «Властелине колец» Толкина — ярко выражен этот мотив. В дальнейшем значительная часть книг фэнтези имеет сюжет в виде описания путешествия героев к какой-либо цели, с преодолением трудностей и сменами маршрута. Архетип квеста также успешно использовался для создания сюжетов компьютерных игр, где игроку даётся задание по поиску некоего артефакта и основным занятием игрока является продвижение к нему.
Фэнтези по странам
Англоязычное фэнтези
Предшественниками англоязычного фэнтези называют У. Морриса, Дж. Макдональда и Лорда Дансени[22], а также Чарльза Кингсли с его книгой «Дети воды».
Русское фэнтези
Родоначальниками фэнтези в России (равно как и прародителем славянского и исторического фэнтези) называют Александра Вельтмана с романами «Кощей Бессмертный» (1833) и «Святославович, вражий питомец» (1835), а в советское время с определёнными оговорками «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких[22]. Однако появление русского фэнтези относят уже к послесоветским временам[22]. Среди наиболее заметных авторов этого жанра в постсоветской России можно назвать Ника Перумова, Марию Семёнову, Святослава Логинова, Юрия Никитина, Александра Мазина, Сергея Лукьяненко.
Классификация
Существует несколько вариантов классификации фэнтези. Например, Елена Ковтун делит фэнтези на четыре типа: мистико-философское фэнтези, метафорическое фэнтези, «чёрное» фэнтези и героическое фэнтези[23]. Р. Шидфар выделяет 4 вида фэнтези: героическое фэнтези, фольклорно-сказочное фэнтези, героико-эпическое фэнтези и мифообразующее фэнтези[24]. Классификация фэнтези по С. Алексееву и М. Батшеву выглядит так: классическое фэнтези, историческое фэнтези и science fantasy[24]. Разные способы классификации фэнтези обобщила Е. Афанасьева в своей наиболее полной на сегодняшний день классификации, опубликованной в статье «Жанр фэнтези: проблема классификации»[24]. При этом многие фэнтези-произведения могут соответствовать нескольким разделам этой классификации. В настоящее время большинство произведений фэнтези (и в мире, и в России) представляют собой смесь разных направлений, поэтому внутренняя классификация фэнтези, возможно, утратила чёткость[22].
«Высокое» и «низкое» фэнтези
Многие западные критики делят всё фэнтези на две основные категории: «высокое» (high) и «низкое» (low). Эти названия относятся не к качеству произведений, а к количеству фантастической составляющей в описываемом мире[25][26].
«Высоким» называют фэнтези, действие которого происходит в полностью вымышленном мире, сильно отличающемся от нашего. Зачастую такие миры населены мифическими существами и волшебниками[27][28]. «Реальный» мир при этом может существовать как параллельный мир или вообще не упоминаться. Примерами могут служить «Властелин колец» Толкина, «Ведьмак» Сапковского, вселенная Forgotten Realms[29]. Большая часть эпического фэнтези вписывается в понятие «высокого», поэтому эти названия иногда используются как синонимы.
«Низким» называют фэнтези, в котором фантастические события происходят в нашем, реальном мире или очень похожем на него. В мире «низкого» фэнтези люди не верят в магию, и события произведения считаются невозможным чудом. Примерами могут служить многие из произведений городского фэнтези (сериалы «Сверхъестественное», «Зачарованные», «Баффи, истребительница вампиров»), «Благие знамения» Пратчетта и Геймана[30], такие фильмы, как «Эдвард Руки-ножницы», «Лабиринт фавна»[31], значительная часть детских сказок[32]. К низкому фэнтези близок и магический реализм[33].
Существует также немало произведений, находящихся на границе «высокого» и «низкого» фэнтези. К примеру, цикл «Гарри Поттер» происходит в реальном мире, где в магию не верят, что позволяет отнести его к «низкому фэнтези»[34]. Но мир волшебников, где магия привычна, сильно отделён от мира «магглов» и может рассматриваться также и как мир «высокого фэнтези»[27]. Похожее смешение магии и обыденного встречается в романах фэнтези-писателя Головачёва. И наоборот, действие «Песни льда и огня» Дж. Мартина происходит в полностью вымышленном ином мире, где есть драконы, маги и ожившие мертвецы, но встречаются они редко и непривычны для обитателей.
Сюжетно-тематический принцип
Эпическое фэнтези
Произведения этого жанра отличаются большим масштабом сюжетных событий. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с могущественным врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, катаклизмы, а в задачу героев входит спасение всего мира или значительной его части. Для эпического фэнтези характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральная нить сюжета — это обычно миссия («квест») главного героя и его друзей, которая может продолжаться на протяжении долгого времени. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто (хотя и не обязательно) герои чётко делятся на положительных и отрицательных.
Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Толкина. Многие из использованных Толкином сюжетных ходов и элементов мира стали архетипичными, став основой для активного подражания (Терри Брукс, Деннис МакКирнан, Гельмут Пеш, Кристофер Паолини). Жанр получил наибольшую популярность среди всех разновидностей благодаря развитию в циклах «Земноморье» Урсулы Ле Гуин и «Хроники Амбера» Роджера Желязны. Крупнейшими представителями современного поджанра считаются также Роберт Джордан, Тэд Уильямс, Терри Гудкайнд, в России — Ник Перумов.
В более поздний период жанр эпического фэнтези значительно отошёл от борьбы добра и зла, породив близкую к историческому роману, жёсткую и натуралистичную разновидность (Джордж Реймонд Ричард Мартин, Анджей Сапковский, отчасти Стивен Эриксон).
Эпическое фэнтези — самый распространённый вид литературного фэнтези. В кино оно представлено менее широко, в основном экранизациями Толкина и других авторов.
Тёмное фэнтези
Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — буквально «тёмное» или «мрачное» фэнтези) — поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Традиционные произведения жанра строятся по классическим фэнтезийным канонам, но, в отличие от классического фэнтези, где основу сюжета составляет борьба Добра со Злом, в тёмном фэнтези Зло уже победило и его проявления воспринимаются как дело обычное. Основным конфликтом произведений жанра часто можно назвать противостояние «малого» и «большого» Зла. Книги в этом жанре часто вызывают эмоциональное потрясение у читателя выписанной с особенным старанием атмосферой гнетущего мрака и полной безнадёжности.
Очень часто воюющие на стороне добра герои тёмного фэнтези несут на себе печать окаянства. Пример — клейморы (из манги «Клеймор»), которые сами могут в любой момент превратиться в чудовищ, более страшных, чем те, с которыми воюют, или принцессы немёртвых (из манги «Shikabane Hime»), сражающиеся с такими же, как они, живыми мертвецами, поскольку принцессам немёртвых обещано, что за это они мирно упокоятся и не попадут в ад. Классический пример литературы в жанре тёмного фэнтези — цикл «Чёрный отряд» американского писателя Глена Кука.
В других видах искусства показательный пример — манга Кэнтаро Миуры «Берсерк», повествующая о мире, в котором судьба людей направляется Идеей Зла.
Мифологический и национальный колорит
Мифология как первоисточник. Классическое фэнтези
Фэнтези основано на мифологических мотивах[35]. По используемой мифологической основе можно выделить фэнтези на западной мифологии[36](в том числе фэнтези на германо-скандинавской мифологии — Елизавета Дворецкая «Корабль во фьорде», фэнтези на кельтской мифологии — произведения о Святом Граале); фэнтези на славянской мифологии[37] (в рамках которой иногда выделяют фэнтези на русской мифологии[22]); фэнтези на восточной мифологии (ориентальная фантастика)[38] (в том числе фэнтези на японской мифологии[39], китайское уся и другие); фэнтези на африканской мифологии («По мыслящим королевствам» Алана Фостера, «На странных берегах» Тима Пауэрса, «Дети Ананси» Нила Геймана); фэнтези на индейской мифологии (Андре Нортон); фэнтези на мифологии австралийских аборигенов (Патрисия Райтсон)[40]; фэнтези на мифологии Океании (Майкл Скотт Роэн); фэнтези на эскимосской мифологии (Ларри Нивен, Стивен Барнс)[41][42].
Допускается также синтез (серия о Средиземье Джона Р. Р. Толкина), смешивание («Американские боги» Нила Геймана) мифических основ и создание фэнтези на авторской мифологии[43] («Дерини» Кэтрин Куртц, «Земноморье» Урсулы ле Гуин, «Хроники Дюны» Фрэнка Херберта). Гибридные поджанры технофэнтези и научное фэнтези заимствуют у научной фантастики мифологию научно-технической эпохи[44][45]. Существует фэнтези на городской мифологии (городское фэнтези)[46]. На постсоветском пространстве выделяют жанр славянского фэнтези (которое обычно противопоставляют западному)[36]. Общепризнано выделение ориентального (восточного) фэнтези[38], основанное прежде всего на мифах народов Восточной Азии.
Славянское фэнтези
Поджанр[47] фэнтези, основанный на славянской мифологии[48][49]. Славянское фэнтези появилось как ответ на волну западного фэнтези[47]. Дальним предшественником славянского фэнтези можно считать забытого писателя Александра Вельтмана с романами «Кощей Бессмертный» (1833) и «Святославович, вражий питомец» (1834)[47], но основателем славянского фэнтези стал Юрий Никитин с серией романов «Трое из леса»[50]. Известная представительница славянского фэнтези — Мария Семёнова с циклом романов «Волкодав»[49]. В основе славянского фэнтези лежит сочетание славянского фольклора (преданий, былин, мифов) и стандартных фэнтезийных канонов[49]. В рамках славянского фэнтези выделяют две подгруппы: историческое и героическое фэнтези[49]. На основе русского фольклора иногда пишут и некоторые западные писатели жанра фэнтези: например, Кэролайн Джианис Черри с романами «Русалка» (Rusalka, 1989) и «Черневог» (Chernevog, 1990)[41]
Китайское фэнтези с элементами боевых искусств
Время и место действия
Историческое фэнтези
Этот поджанр тесно связан с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа. Образцами жанра считаются серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам артурианского эпоса. К историческому фэнтези относится также «Сага о Рейневане» Анджея Сапковского.
Е. Харитонов считает родоначальником жанра российского писателя А. Ф. Вельтмана, хотя и отмечает, что после смерти писателя его творчество было практически забыто[51].
Из пишущих в этом жанре современных российских писателей можно отметить Юрия Никитина, Елену Хаецкую, Александра Мазина, выделяется также цикл «Отблески Этерны» Веры Камши[52]. Множественные дискуссии в сети вызывает цикл Конгрегация (Инквизитор) Надежды Поповой[53][54].
Городское фэнтези
Городская мифология послужила основой создания отдельного направления фэнтези[46][55]. Для фэнтези этой разновидности характерно то, что действие разворачивается в современном городе и город играет существенную роль в сюжете и атмосфере произведения. Примером городского фэнтези могут служить произведения Л. Н. Томсона, Т. К. Фиджери, С. Л. Лукьяненко, М. и С. Дяченко[56], В. Ю. Панова, А. Ю. Пехова, а также роман Андре Нортон «Звёздное колесо» и книга Терри Гудкайнда «Закон девяток».
Аксиологическая плоскость
Героическое фэнтези
Стиль «меча и магии» считается самым старым среди других поджанров. Это модернизированный вариант средневекового рыцарского романа. Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства — среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В отличие от эпического поджанра, проблемы героя обычно локальны и касаются лично героя и его друзей либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма повести и короткого рассказа.
Спустя много лет[после чего?] этот[словесный повтор] поджанр был продолжен сагой Роберта Говарда о Конане из Киммерии. Успех этой[словесный повтор] серии породил множество подражаний (Фриц Лейбер, Ларри Нивен) и прямых продолжений (Леон Спрэг де Камп, Лин Картер, Стив Перри, Пол Андерсон). Более самобытное развитие жанр получил в произведениях Майкла Муркока о Вечном Воителе.
В России жанр прижился на почве славянской культуры, породив особую разновидность — так называемое «славянское фэнтези» (Мария Семёнова, Юрий Никитин, Ольга Григорьева, Ольга Громыко, Елизавета Дворецкая).
В то же время в российском фэнтези имеются и классические для этого вида произведения и циклы. Наиболее яркие представители[источник не указан 3342 дня] — Ник Перумов («Летописи Разлома»), Алексей Пехов (цикл «Ветер и Искры»), Мария Семёнова (цикл книг «Волкодав») и Ярослав Заболотников (цикл «Хроники семи королевств»).
В кино жанр представлен фильмами о Конане, телесериалом «Зена, королева воинов», «Удивительные странствия Геракла», мультфильмами («Огонь и лёд», «Record of Lodoss War» и т. п.), многими экранизациями литературных произведений. Немалая часть героического фэнтези в кино представлена коммерческими фильмами класса «Б», что значительно портит репутацию жанра.
Юмор в фэнтези и пародии
К юмористическому фэнтези относятся два подвида: «собственно юмористическое» (Р. Асприн «Мир воров», Т. Гудкайнд «Правила волшебника», Г. Рэндал «Слишком много волшебников») и пародии (Г. Берд, Д. Кенни «Холестерин колец»). Между собой эти два подвида различаются степенью отрицания: «собственно юмористическое» фэнтези — сомнение и добрая улыбка, пародия — грубое отрицание волшебства[8]:64.
Один из примеров иронического фэнтези — серия романов «Плоский мир» Терри Пратчетта. Как пародию на героическое фэнтези для подростков можно вспомнить аниме-сериал «Рубаки».
Основу российского иронического фэнтези заложил Михаил Успенский: романы «Там, где нас нет» (1995 год), «Во время Оно» и «Кого за смертью посылать». Другие примеры иронического фэнтези — «Катали мы ваше солнце» (1997 год) Евгения Лукина, «Чёрная стена» Леонида Кудрявцева (сочетание иронии и абсурда). В ироническом фэнтези возможно присутствие серьёзной проблематики. Пример использования в рамках иронического фэнтези сатиры, гротеска и социального критицизма — антиутопия «Кысь» (2000 год) Татьяны Толстой. С увеличением популярности иронического фэнтези на смену интересным идеям пришло много низкокачественных произведений-поделок конвейерного типа, наполненных штампами и увязших в легковесности[23].
Мировоззренческое начало
Научное фэнтези
Научное фэнтези (англ. Science fantasy)[57] — гибридное направление, созданное на стыке научной фантастики и фэнтези[58][59][60][61]. В рамках этого направления законы магии и наличие волшебных артефактов получают научное объяснение. Представители научного фэнтези — М. Суэнвик «Дочь железного дракона», Н. О'Донохью «Перекрёсток», К. Черри «Моргейн»[8]:63. Иногда в научной фантастике применяется и мифология фэнтези («Бог света» Роджера Желязны, «Илион» Дэна Симмонса)[35].
Близки к направлению научного фэнтези технофэнтези, в котором технологии и магия сосуществуют в едином сеттинге[62], и космическая опера.
Технофэнтези
Жанр фэнтези, где технологии и магия существуют параллельно или трансформируются друг в друга[62]. Яркий пример такого фэнтези — роман Роджера Желязны «Подменённый», мир Андре Нортон из цикла «Колдовской мир», видеоигра «Arcanum».
Прочие
Детективное фэнтези
Этот жанр создан на стыке детектива и фэнтези[63]. Известные авторы и произведения:
- Глен Кук, цикл фэнтези-детективов о сыщике Гаррете.
- Рэндалл Гаррет, цикл фэнтези-детективов о сыщике лорде Дарси.
- Борис Акунин, «Детская книга».
- Клугер, Даниэль, цикл фэнтези-детективов «Дела магические».
- Алексей Пехов, «Под знаком Мантикоры».
Магический реализм
Жанр фэнтези, описывающий мир магии в реалистической манере (подобно фантастическому реализму в фантастике[64]).
Игровое фэнтези
Игровое фэнтези — произведения в формате компьютерной игры[58].
Игровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми, и действие его происходит во вселенной, созданной редакторами для настольных и компьютерных игр, иногда это новеллизация их сюжета.
Произведения «игрового» фэнтези могут иметь любые признаки других поджанров, но главная особенность поджанра — концентрация внимания на квесте группы героев, стилизованном под партию из ролевых игр. В таких произведениях действуют законы и правила, прописанные для сеттинга: например, в части применения волшебниками заклинаний. Среди самых заметных произведений этой разновидности — цикл Dragonlance Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена, игровые вселенные Warhammer и Magic, а также романы по многоавторской D&D-вселенной Forgotten Realms — в частности, Роберта Сальваторе. К этому же ряду относятся произведения Ричарда Кнаака, Кристи Голден, Аарона Розенберга, Криса Метцена, Кейта Декандидо, которые повествуют о вселенной Warcraft, созданной в рамках самого масштабного проекта компании Blizzard.
Формы
Фантастическая поэзия
Премия Райслинга вручается в том числе и за поэтические произведения в жанре фэнтези. Поэзия фэнтези входит в состав «Антологии Райслинга».
В сборнике фантастической поэзии «Магическая механика» раздел «Волшебное прошлое» посвящён фэнтези[65]. В этом разделе опубликованы поэтические произведения 61 автора, среди которых Борис Стругацкий, Олег Ладыженский, Владимир Васильев и Тэм Гринхилл[66].
Альманах «Конец эпохи» (1996—2011) публиковал поэзию и прозу фэнтези.
Фэнтези-поэзия нередко входит в состав романов, принадлежащих к этому жанру; известные примеры — произведения Дж. Р. Р. Толкина, Генри Лайона Олди, Марии Семёновой.
Среди поклонников Толкина и ролевых игроков широко развита любительская поэзия фэнтези (см. также Менестрель (ролевые игры)). Представители: Тэм Гринхилл, Йовин и др.
Фантастическая драматургия
Пьесы в жанре фэнтези принадлежат авторству Генри Лайона Олди.
Этот раздел не завершён. |
Примечания
- ↑ Транскрипция англ. fantasy — «фэнтеси Архивная копия от 5 октября 2013 на Wayback Machine», хотя словари Архивная копия от 22 августа 2010 на Wayback Machine дают и вариант «…зи», но в примерах произношения он не встречается.
- ↑ Ковтун Е. Н. Предисловие // Художественный вымысел в литературе XX века: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 031000 и специальности 031001 «Филология». — Москва: Высш. шк., 2008. — С. 5—19. — 405 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-06-005661-7.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Ковтун Е. Н. Научная фантастика и фэнтези — конкуренция и диалог в новой России : [арх. 22 сентября 2024] // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 2015. — № 4. — С. 53—71.
- ↑ Королёв К. Поиски национальной идентичности в советской и постсоветской массовой культуре. — ЛитРес, 2018. — ISBN 9785041021412, 5041021414.
- ↑ «Фэнтези» в среднем роде:
- Русский орфоrрафический словарь: около 200 000 слов / Российская академия наук. Институт русскоrо языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. — Изд. 4-е, испр. и доп. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. — 896 с. — (Фундаментальные словари русского языка). ISBN 978-5-462-01272-3. — С. 801.
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.
- Толковый словарь современного русского языка: языковые изменения конца XX столетия / Редактор Г. Н. Скляревская. — Астрель, 2001. — 894 с. — ISBN 5271021297, 9785271021299.
- Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — 1534 с. — ISBN 5-7711-0015-3.
- ↑ 6,0 6,1 Гусарова А. Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики: диссертация… кандидата филологических наук: 10.01.01. — 2009.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Гончаров В. Русская фэнтези — выбор пути // Если. — 1998. — № 09 (69).
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 Шумко В. В. Фантастический жанр в литературе XIX—XX веков: становление и развитие: Курс лекций. — Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2006. — 77 с. — ISBN 985-425-684-7.
- ↑ 9,0 9,1 Романова Ю. В. Фэнтези: между массовой и элитарной культурой : [арх. 22 сентября 2024] // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2015. — № 1 (17).
- ↑ Сапковский А. Вареник или нет золота в Серых горах (польск.) = Piróg albo Nie ma złota w Szarych Górach // Nowa Fantastyka. — 1993. — Nr 5.
- ↑ Ковтун Е. Н. Глава вторая. Фантастика: «потенциально возможное» в НФ и «истинная реальность» fantasy // Художественный вымысел в литературе XX века: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 031000 и специальности 031001 «Филология». — Москва: Высш. шк., 2008. — С. 59—118. — 405 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-06-005661-7.
- ↑ 12,0 12,1 Павлухина О. В. Литература фэнтези в контексте современной культуры: предпосылки, особенности жанра, читательская аудитория : [арх. 6 июля 2022] // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2013. — Т. 2, № №4(14).
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Мохначева О. Ценностные приоритеты современного романа фэнтези в контексте национальной идентичности (Нил Гейман, Марина и Сергей Дяченко) // Літературний процес: методологія, імена, тенденції. — 2016. — № 7.
- ↑ io9. Charlie Jane Anders. «Why does live-action fantasy fail at the movies? Архивная копия от 25 декабря 2016 на Wayback Machine»
- ↑ Мир фантастики. Александр Гагинский. «Почему мало хороших фэнтези-фильмов? Архивная копия от 25 декабря 2016 на Wayback Machine»
- ↑ PC Role-Playing Games by Metascore (англ.). Metacritic. Дата обращения: 2 июня 2019. Архивировано 16 января 2019 года.
- ↑ Why Fantasy Games Are So Popular With Gamers - GamerBolt . Дата обращения: 11 апреля 2024. Архивировано 5 марта 2024 года.
- ↑ Почему фантастика приносит миллиарды | Кино | Мир фантастики и фэнтези . Дата обращения: 11 апреля 2024. Архивировано 8 апреля 2024 года.
- ↑ Realism vs. Fantasy Games in the Video Games Industry - STARBURST Magazine
- ↑ Humans: The Original Fantasy Race (англ.), Cartography of Dreams (16 July 2014). Архивировано 22 декабря 2017 года. Дата обращения 20 декабря 2017.
- ↑ Why Humans are a Horrible Fantasy Race (англ.), MITC Productions (18 April 2013). Архивировано 22 декабря 2017 года. Дата обращения 20 декабря 2017.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 22,3 22,4 Борис Невский. Жанры. Русское фэнтези // Мир фантастики. — июль 2004. — № 11. Архивировано 29 января 2013 года.
- ↑ 23,0 23,1 Е. Н. Ковтун. Художественный вымысел в литературе 20 века. — Высшая школа, 2008. — ISBN 978-5-06-005661-7.
- ↑ 24,0 24,1 24,2 Жанры фэнтези: проблемы классификации. Е. Афанасьева // Фантастические жанры, темы и направления. — С. 88. Архивировано 16 марта 2012 года.
- ↑ Kathleen Buss, Lee Karnowski. Reading and Writing Literary Genres. — International Reading Association, 2000. — С. 114. — 212 с. — ISBN 9780872072572.
- ↑ Phyllis Jean Perry. 6 // Teaching Fantasy Novels: From The Hobbit to Harry Potter and the Goblet of Fire. — Libraries Unlimited, 2003. — 193 с. — ISBN 9781563089879.
- ↑ 27,0 27,1 Defining the Genre: High Fantasy . fandomania (11 мая 2011). — «"High Fantasy is probably one of the most recognizable subgenres of Fantasy."». Дата обращения: 8 августа 2016. Архивировано 22 марта 2019 года.
- ↑ Nikki Gamble, Sally Yates. Exploring Children's Literature. — SAGE, 2008. — С. 102—103. — 226 с. — ISBN 9781446242759.
- ↑ Snow, Cason. «Dragons in the stacks: an introduction to role-playing games and their value to libraries.» Collection Building 27.2 (2008): 63-70.
- ↑ Stoddard, William H. GURPS Fantasy (неопр.). — Steve Jackson Games, 2009. — С. 13. — ISBN 9781556347962.
- ↑ Michael Atkinson. Pan’s Labyrinth: The Heart of the Maze, The Criterion Collection. Архивировано 22 октября 2017 года. Дата обращения 20 декабря 2017.
- ↑ Children's Books in Children's Hands: An Introduction to Their Literature. — Allyn and Bacon, 1998. — С. 340. — 610 с. — ISBN 9780205169955.
- ↑ Watson, Greer. Assumptions of Reality: Low Fantasy, Magical Realism, and the Fantastic (англ.). — Journal of the Fantastic in the Arts Vol. 11, No. 2 (42), 2000. — P. 164—172.
- ↑ 17 Common Fantasy Sub-Genres (англ.), Thoughts on Fantasy (7 December 2015). Архивировано 22 декабря 2017 года. Дата обращения 20 декабря 2017.
- ↑ 35,0 35,1 Борис Невский. Жанры. Мифологическая фантастика // Мир фантастики. — январь 2007. — № 41. Архивировано 20 ноября 2011 года.
- ↑ 36,0 36,1 Прозоров Лев Рудольфович. О фэнтази "западной" и славянской . samlib.ru. Дата обращения: 20 декабря 2017. Архивировано 22 декабря 2017 года.
- ↑ Евгений Гарцевич. Жанры. Славянское фэнтези // Мир фантастики. — апрель 2005. — № 20. Архивировано 11 октября 2011 года.
- ↑ 38,0 38,1 Борис Невский. Жанры. Ориентальная фантастика // Мир фантастики. — август 2006. — № 36. Архивировано 11 октября 2011 года.
- ↑ Арсений Крымов. Жанры: Японское фэнтези // Мир фантастики. — октябрь 2005. — № 26. Архивировано 20 ноября 2011 года.
- ↑ Борис Невский. НОВОСТИ МФ. Австралийская сказочница // Мир фантастики. — Вторник, 06 апреля 2010. 16:48.. Архивировано 18 апреля 2012 года.
- ↑ 41,0 41,1 Жаринов Е. В. Жанр фэнтези в современной англо-американской беллетристике (недоступная ссылка). Литературный интернет-клуб «Сам себе писатель» (8 февраля 2010). Дата обращения: 28 февраля 2016. Архивировано 16 февраля 2012 года.
- ↑ Глеб Елисеев. Фантастика научная . Кругосвет. Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 10 марта 2016 года.
Сергей Алексеев, Дмитрий Володихин. Фэнтези . Кругосвет. Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 5 марта 2012 года. - ↑ О. К. Кулакова. Авторское мифотворчество в жанре фэнтези (недоступная ссылка)
- ↑ Чернышёва Т. Научная фантастика и современное мифотворчество (недоступная ссылка). ModernLib.Ru. www.modernlib.ru. Дата обращения: 20 декабря 2017. Архивировано 12 марта 2013 года.
- ↑ М. С. Галина. Мифология и кинофантастика . Дата обращения: 7 апреля 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.
- ↑ 46,0 46,1 Арсений Крымов, Алексей Михайлов. Жанры. Городская фантастика // Мир фантастики. — ноябрь 2004. — № 15. Архивировано 16 мая 2013 года.
- ↑ 47,0 47,1 47,2 Сергей Чупринин. Ещё раз к вопросу о картографии вымысла. — Знамя, 2006. — № 11. Архивировано 3 декабря 2013 года.
- ↑ Фантастические жанры, темы и направления. С. Журавлёв. Ж. Журавлёва. Витязь на распутье: основные направления славянского фэнтези. стр № 94 (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2012. Архивировано 16 марта 2012 года.
- ↑ 49,0 49,1 49,2 49,3 Евгений Гарцевич. Славянское фэнтези. — Мир фантастики, 2005. — № 20. Архивировано 11 октября 2011 года.
- ↑ Борис Невский. Русское фэнтези. — Мир фантастики, 2004. — № 11. Архивировано 29 января 2013 года.
- ↑ Харитонов Е. «Сказка, спрыснутая мыслию…»: (А. Ф. Вельтман как основоположник историко-фэнтезийного романа в рус. лит.) // Если : журнал. — М., 2001. — № 3. — С. 251—254. — ISSN 1680-645X. Архивировано 9 июня 2012 года.
- ↑ Шелуханов, Иван и Злотницкий, Дмитрий. Рецензия на книгу: Вера Камша «Лик Победы» . Мир Фантастики (30 января 2006). — «Итог: безусловно, лучший образчик исторического фэнтези на всём постсоветском пространстве обрёл более чем достойное продолжение, которое недвусмысленно указывает на то, что вскоре Камшу можно будет безо всяких оговорок ставить в один ряд с зарубежными мастерами этого жанра.». Дата обращения: 9 октября 2009. Архивировано 24 ноября 2011 года.
- ↑ Сергей Лукьяненко. Клуб поклонников творчества С.Лукьяненко . Дата обращения: 3 января 2019. Архивировано 3 января 2019 года.
- ↑ Рецензия на книгу: Надежда Попова «Ловец человеков» (фантастика) - МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ. . old.mirf.ru. Дата обращения: 3 января 2019. Архивировано 3 января 2019 года.
- ↑ В. Гончаров. Н. Мазова. Мифология мегаполисов
- ↑ Назаренко М. Реальность чуда (О книгах Марины и Сергея Дяченко). — К.: ИД «Мой компьютер»; Винница: «Тезис», 2005. — 256 с.
- ↑ Rod Serling (1962-03-09). The Twilight Zone, «The Fugitive»
- ↑ 58,0 58,1 О. П. Кулик. Вопрос о «научном фэнтези» в современной русской литературе // Наукові записки. Серія «Філологічна». Матеріали міжнародної науковопрактичної конференції 2223 квітня 2010 року «Міжкультурна комунікація: мова — культура — особистість». — Острог: Видавництво Національного університету «Острозька академія»., 2010. — Вып. 15. — С. 170—176. — ISBN 9667631702. Архивировано 6 июня 2013 года.
- ↑ Роджер Желязны. Роджер Желязны «Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя» . danshorin.com. Дата обращения: 20 декабря 2017. Архивировано 24 июня 2018 года.
- ↑ Майкл Суэнвик. Майкл Суэнвик «В традиции...» . dshorin.com. Дата обращения: 20 декабря 2017. Архивировано 17 июля 2018 года.
- ↑ George Edgar Slusser. Intersections: Fantasy and Science Fiction. — SIU Press, 1987. — 266 с. — ISBN 9780809313747.
- ↑ 62,0 62,1 Борис Невский. Жанры. Технофэнтези // Мир фантастики. — январь 2006. — № 29. Архивировано 15 июня 2013 года.
- ↑ Борис Невский. Жанры. Детективная фантастика // Мир фантастики. — октябрь 2006. — № 38. Архивировано 11 октября 2011 года.
- ↑ Борис Невский. Жанры. Магический реализм // Мир фантастики. — ноябрь 2006. — № 39. Архивировано 16 января 2013 года.
- ↑ Борис Невский, Анатолий Гусев. Литературные новости . Мир фантастики. www.mirf.ru. Дата обращения: 20 декабря 2017. Архивировано 11 июля 2015 года.
- ↑ «Магическая механика» / Сергей Неграш. — Рига: Снежный ком, 2008. — ISBN 978-9984-816-10-4.
Литература
На русском
- Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1161—1164 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Е. Н. Ковтун. Художественный вымысел в литературе XX века. — Высшая школа, 2008. — 1500 экз. — ISBN 978-5-06-005661-7.
- Жаринов Е. В. Фэнтези и детектив — жанры современной англо-американской беллетристики. — М.: Международная академия информатизации, 1996. Архивная копия от 11 мая 2013 на Wayback Machine
- Мария Галина. Стрела и круг или два рода времени в фантастических эпосах // Фантастика глазами биолога (сборник статей). — Липецк: Крот, 2008. — С. 72—76. — 96 с. — 70 экз.
На английском
- Brian Stableford. The A to Z of Fantasy Literature. — Lanham • Toronto • Plymouth, UK: The Scarecrow Press, Inc., 2009. — 500 p. — (The A to Z Guide Series, No. 46). — ISBN 978-0-8108-6829-8.
- James Walters. Fantasy Film. A Critical Introduction. — Oxford • New York: BERG, 2011. — 160 p. — ISBN 978-1-84788-308-7.
- Michael J. Tresca. The Evolution of Fantasy Role-Playing Games. — McFarland, 2011. — 239 p. — ISBN 978-0-7864-6009-0.
- Judith Legatt. Fantasy, Science Fiction, and Speculative Fiction // The Encyclopedia of Twentieth-Century Fiction / John Clement Ball. — John Wiley & Sons,, 2011. — P. 1066—1077. — ISBN 978-1-4051-9244-6.
- Clute J., Grant J. The Encyclopedia of Fantasy. 1997 (1st UK edition). London: Orbit Books, 1997. ISBN 978-1-85723-368-1 (On-line)
Ссылки
- Фэнтези — статья из энциклопедии «Кругосвет». Сергей Алексеев, Дмитрий Володихин
- Fantasy — статья из The Encyclopedia of Science Fiction
- С. В. Беликов. Жанр «фэнтэзи» как объект концептуально-семантического исследования
- С. С. Галиев. Классификация жанра фэнтези. Произведения Дж. Р. Р. Толкина // Андреевские Чтения. Литература XX века: итоги и перспективы изучения. — М., 2010.