Гротеск
Гроте́ск (фр. grotesque, букв. — «причудливый», «комичный»; итал. grottesco — «причудливый», итал. grotta — «грот», «пещера»[1]) — способ художественного формообразования, а также отдельный жанр в искусстве, в котором комически или трагикомически обобщаются и заостряются жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Гротескность, в частности, присуща художественному мышлению Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Платонова, В. Н. Войновича.
В изобразительном, декоративном искусстве и орнаменте термин означает отдельный жанр, характерный причудливой композицией и фантастическими элементами.
В разговорной речи «гротескный» обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как маски на карнавале или гаргульи на соборах.
Этимология
Слово «гротеск» пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского слова grotesque — буквально гро́товый, «относящийся к гроту» или «находящийся в гроте», происходит от (фр. grotesque, итал. grottesco — «причудливый», «затейливый», от итал. grotta — «пещера»). В 1481 году живописцы из Тосканы и Умбрии, приглашённые Папой Римским Сикстом IV для украшения Сикстинской капеллы в Ватикане — Д. Гирландайо, Пинтуриккио, Перуджино и Филиппо Липпи — обнаружили на вершине холма Оппия в центре Рима, в помещениях терм Тита, возведённых на руинах Золотого дома императора Нерона, необычные росписи (в некоторых источниках названы Термы Траяна, поскольку новые помещения Траяна возводили над прежними). Росписи большей частью располагались на сводах полузасыпанных землёй помещений (итал. grotto). В дальнейшем причудливые орнаменты из растительных побегов, маленьких фигурок, маскаронов, описанные Дж. Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», получили распространение в разных видах искусства, а термин — более широкое толкование.
В искусстве
Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы, имеющие, как правило, причудливый либо фантастический характер. Подобные мотивы разрабатывались в искусстве итальянского Возрождения на основе античных орнаментов[2]. Так, гротески присутствуют в многочисленных росписях, созданных Рафаэлем и его учениками (Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце, римские виллы Фарнезина и Мадама)[3]. За пределами Италии гротеск также стал излюбленным жанром художников маньеризма. Позднее под влиянием гротеска возник такой жанр, как каприччио. В искусстве XX века к гротеску обращались дадаисты, экспрессионисты, сюрреалисты[4].
В литературе
Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.
Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые: гротеск — «форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Однако Г. Абромович, А. Бушмин, Б. Дземидок, Д. Николаев и В. Фролов эту точку зрения опровергают.
Примерами литературного гротеска могут служить повесть Н. В. Гоголя «Нос» или «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Э. Т. А. Гофмана.
В кинематографе
В 1920-е годы фильмы-буффонады считались гротескными и несерьёзными. В современном кинематографе понимание гротеска сменилось на обозначение вычурности, диссонанса, резкого контраста между отображаемым миром и сюжетом[5]. Гротеск выражается в акцентировании или конфронтации диегетических и экстрадиегетических элементов фильма, так же как при акустическом воздействии в буффонаде[6].
Примером гротеска в кинематографе могут являться сатирические или абсурдные комедии, как например работы «Монти Пайтона», Тима Бёртона, фильмы «Зелёные мясники» (2003) и «Адамовы яблоки» (2005). Некомедийные произведения также используют приём гротеска («Сало́, или 120 дней Содома» П. П. Пазолини)[7], приближаясь порой к жанру ужасов (фильмы Дэвида Кроненберга)[8].
См. также
Примечания
- ↑ Гротеск — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства, 2005, с. 306.
- ↑ Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства, 2005, с. 307.
- ↑ Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства, 2005, с. 310.
- ↑ Groteske . Das Lexikon der Filmbegriffe. filmlexikon.uni-kiel.de. Дата обращения: 18 декабря 2022. Архивировано 18 декабря 2022 года.
- ↑ Slapstick . Swiss Film Music Encyclopædia. swissfilmmusic.ch. Дата обращения: 18 декабря 2022. Архивировано 31 марта 2022 года.
- ↑ Bojan Sarenac. Die macht des grotesken : dekonstruktion des kulturellen Wertesystems im film Salò oder die 120 Tage von Sodom. — Hamburg, 2014. — ISBN 978-3-95549-818-4.
- ↑ Bettina Papenburg. Das neue fleisch : der groteske körper im kino David Cronenbergs. — Bielefeld, Germany, 2011. — 208 pages с. — ISBN 978-3-8394-1740-9.
Литература
- Гротеск // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 188—190 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Власов В. Г. Гротеск // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / В. Г. Власов. — СПб : Азбука-классика, 2005. — Т. III. — С. 306—310.
- Лопухова М. А. Гротесковый орнамент в итальянском искусстве рубежа XV—XVI веков: историография и история // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 572—585. ISSN 2312—2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-45
- Ювалова Е. П. Гротеск в изобразительном искусстве готики // Из истории классического искусства Запада: Сб. статей по материалам конференции, приуроченной к 80-летию Е. И. Ротенберга. — М.: Эпифания, 2003. — С. 52—73. — ISBN 5-86170-054-0
На иностранных языках
- Bakhtin, Mikhail. Rabelais and his world (неопр.). — Bloomington: Indiana University Press, 1941.
- FS Connelly «Modern art and the grotesque» 2003 assets.cambridge.org [1]
- Dacos, N. La découverte de la Domus Aurea et la formation des grotesques à la Renaissance (London) 1969.
- Lee Byron Jennings (1963) The ludicrous demon: aspects of the grotesque in German post-Romantic prose, Berkeley, University of California Press
- Kayser, Wolfgang (1957) The grotesque in Art and Literature, New York, Columbia University Press
- Kort, Pamela. Comic Grotesque: Wit And Mockery In German Art, 1870-1940 (англ.). — PRESTEL, 2004. — P. 208. Архивная копия от 4 марта 2008 на Wayback Machine
- Sheinberg, Esti. Ирония, сатира, пародия и гротеск в музыке Шостаковича (Irony, satire, parody and the grotesque in the music of Shostakovich (in English)) (англ.). — UK: Ashgate[англ.], 2000. — P. 378. Архивная копия от 17 октября 2007 на Wayback Machine
- Selected bibliography by Philip Thomson, The Grotesque, Methuen Critical Idiom Series, 1972.
Ссылки
- The mockery of wit By Roberta Smith
- Video tour of the most vivid examples of medieval Parisian stone carving — the grotesques of Notre Dame Архивная копия от 11 марта 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 26-05-2013 [4268 дней] — история, копия)