Франкфуртская школа
Фра́нкфуртская шко́ла (нем. Frankfurter Schule) — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман, Фридрих Поллок, из «второго поколения» — Юрген Хабермас, Оскар Негт. Термин «Франкфуртская школа» является собирательным названием, применяемым к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований в Франкфурте-на-Майне; сами представители критической теории никогда не объединяли себя под таким наименованием.
Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную тоталитарную Систему, в которой ввиду отсутствия пролетариата революционная роль преобразования общества переходит к интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счёт распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.
История
Франкфуртская школа возникла на базе Института социальных исследований[нем.] при Университете Франкфурта-на-Майне. Хотя отсчёт её существования принято вести с 1931 года, когда институт возглавил Макс Хоркхаймер, но марксистские исследования велись в Институте с момента его основания в 1923 году. Первый его директор, историк и правовед австромарксистского толка Карл Грюнберг, привлёк к работе в Институте целый ряд молодых мыслителей с коммунистическими и социал-демократическими убеждениями, основал первый крупный журнал по истории рабочего движения в Европе и наладил тесные связи с Институтом Маркса—Энгельса в Москве. Уже до 1930 года во франкфуртском институте были заложены основы будущих направлений работы, а его журнал включал новейшие статьи Карла Корша, Дьёрдя Лукача, Хенрика Гроссмана и Давида Рязанова. Макс Хоркхаймер, ставший директором Института в 1931 году, объявил его целью разработку «социальной философии», дополненной эмпирическими исследованиями. В 1932 году предыдущее издание Института, «Архивы истории социализма и рабочего движения», было заменено на «Журнал социальных исследований».
Вокруг Франкфуртской школы группировались оппозиционно настроенные марксистские мыслители, резко критически относившиеся к капитализму, но считавшие, что идеологи ортодоксальных левых партий выхолостили и вульгаризировали широту диалектического анализа.
Угроза нацизма была рано понята и уже в 1931 году архивы были сохранены в Нидерландах, так же был создан филиал в Женеве. После прихода к власти нацистов институт был закрыт 13 марта 1933 года и представители Франкфуртской школы были вынуждены эмигрировать через Женеву и Париж в США, работали впоследствии в Колумбийском университете, куда и был перенесён Институт. Был спасён архив Маркса и Энгельса, переданный в Советский Союз.
После возвращения Адорно и Хоркхаймера из эмиграции во Франкфуртский университет в 1950 году Франкфуртская школа приобрела известность социологическими работами о студенческом движении 1968 года.
Франкфуртская школа оформилась на волне распространения социалистических и фрейдистских идей в среде западных интеллектуалов. Она продолжила начатое Дьёрдем Лукачем (бывшим одним из её первых критиков) в Венгрии переосмысление учения Маркса и Энгельса, отличное от трактовок марксизма как в сталинском СССР, так и в среде западных ортодоксальных социал-демократических и коммунистических партий. Необходимость дальнейшего развития марксизма в условиях XX века, по мнению франкфуртцев, обуславливалась подавлением рабочего движения в Западной Европе и опасностями, вызванными возникновением фашизма и нацизма. Немаловажную роль сыграла и публикация в Советском Союзе неизданных к этому моменту «Экономико-философских рукописей 1844 года» (1927) и «Немецкой идеологии» (1932) из архива Маркса и Энгельса. Эти произведения, написанные с радикально-гуманистических позиций, наглядно свидетельствовали о преемственности гегельянской и марксистской мысли, а также о центральной роли концепции отчуждения в раннем марксизме.
Идейные источники
Основная тенденция — смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Основными идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство:
- У Маркса взяты категория отчуждения, классовая борьба (где пролетариат больше не активная сила). Все противоречия капиталистического общества сводились к категории отчуждения. Отчуждение ведет не только к классовому антагонизму, но его содержанием является субстанциональное содержание предметного мира, его предметно-вещественный характер. История капиталистического общества понималась как фатально необходимый процесс прогрессирующего сумасшествия разума. Идея конца истории.
- У Фрейда взята идея человека: структура личности и бессознательное. Через фрейдизм — исходя из принципа удовольствия — удовлетворяются все инстинкты, что приводит к контролю над личностью. В борьбе с природой и социальной средой человек подавляет инстинкты, руководствуясь принципом реальности, изменяет их. То есть принцип удовольствия подчиняется принципу реальности, что подчиняет человека обществу.
- У Гегеля взята диалектика. Ей заменяется диалектический материализм. Взят закон отрицания отрицания, подмененный абсолютным отрицанием (негативная диалектика, как назвал её Адорно).
- У Лукача взята идея того, что любая идеология есть ложное сознание и должна быть уничтожена, а также идея овеществления (о возрастании формальной рациональности).
- У Вебера взято понятие рациональности, в духе которого интерпретируется категория отчуждения, к которой сводились противоречия капиталистического общества.
- У Канта почерпнуты идеи критики традиционного мышления.
Методологические принципы
- Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в дюркгеймовском смысле).
- Непоколебимая приверженность гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.
- Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.
Основная тематика
Происходящая в современном обществе эрозия идеалов Просвещения дегуманизирующей технологической рациональностью.
Профессор Йоран Терборн в своей книге «От марксизма к постмарксизму?» отмечает, что Франкфуртская школа - "чистое интеллектуальное течение критической теории" - "подчеркивало противоречия и негативность современности без того, чтобы предложить какие бы то ни было возможности лучшего будущего"[1].
Основные идеи Франкфуртской школы
- Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.
- Отрицание революционной роли пролетариата.
- Абсолютизация диалектической категории отрицания (негации)
- Критика тоталитаризма и авторитарной личности.
Теория заговора
Американский политический публицист, идеолог крайне правой фракции Республиканской партии США и автор конспирологической теории «культурного марксизма»[2] Патрик Бьюкенен в своей работе «Смерть Запада» (2001) называет предпринятую немецкими иммигрантами из Франкфуртской школы атаку на «буржуазную мораль» как новую и опасную фазу войны марксизма против христианского общества Запада. Согласно Бьюкенену, немецкие радикалы Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе и Эрих Фромм превратили марксизм из экономической доктрины в инструмент ниспровержения морали. Основное внимание Бьюкенен посвящает разбору сборника критических статей «Авторитарная личность» (1950) под редакцией Адорно и Хоркхаймера. Традиционные христианские ценности в этом тяжеловесном обличении «буржуазно-христианского» общества представлены как патологические и «протофашистские»[3].
Комментируя распространенные среди американских консерваторов представления (одним из главных источников которых была книга Бьюкенена) о негативном влиянии идей Франкфуртской школы на американское общество, известный историк идей, специалист по Франкфуртской школе Мартин Джей писал о «псевдоэкспертах», которые в средствах массовой информации распространяют одни и те же «поразительные упрощения». По мнению Джея[2],
…все недуги современной американской культуры, от феминизма, позитивной дискриминации, сексуальной революции и прав геев до упадка традиционного образования и даже экологизма в конечном счете приписываются коварному влиянию сотрудников Института социальных исследований, приехавших в Америку в 1930-е годы.
Представители
Исследования
- Адорно, Т. Исследования авторитарной личности (1950).
- Адорно, Т. Негативная диалектика (1966).
- Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости (1936).
- Маркузе, Г. Разум и революция (1941).
- Маркузе, Г. Эрос и цивилизация (1955).
- Маркузе, Г. Одномерный человек (1964).
- Фромм, Э. Бегство от свободы (1941).
- Фромм, Э. Здоровое общество (1955).
- Фромм, Э. Искусство любить (1956).
- Фромм, Э. Марксова концепция человека (1961).
- Фромм, Э. Революция надежды (1968).
- Фромм, Э. Иметь или быть? (1976).
- Хабермас, Ю. Познание и интерес (1968).
- Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия (1981).
- Хоркхаймер, М. Традиционная и критическая теория (1936).
- Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения (1944).
См. также
Примечания
- ↑ Марксизм как осмысление и практика современности – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» . Дата обращения: 22 апреля 2021. Архивировано 22 апреля 2021 года.
- ↑ 2,0 2,1 Jay, Martin. «Dialectic of Counter-Enlightenment: The Frankfurt School as Scapegoat of the Lunatic Fringe». Salmagundi (Fall 2010-Winter 2011, pp. 168—169): 30-40.
- ↑ Пол Готфрид[англ.] Странная смерть марксизма. — М.: ИРИСЭН, Мысль, 2009. С. 23—24.
Литература
- на русском языке
- Вершинин С. Е., Борисова Г. А. Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы (историко-философский анализ) / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Российский гос. профессионально-пед. ун-т", Учреждение Российской акад. образования "Уральское отд-ние", Акад. проф. образования. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2009. — 125 с. ISBN 978-5-8050-0320-3
- Давыдов Ю. H. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы / АН СССР, Ин-т социол. исследований. — М.: Наука, 1977. — 319 с.
- Давыдов Ю. H. Франкфуртская школа // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
- Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920—1930-е гг.). — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Летний сад, 2004. — 528 с.
- Социальная философия Франкфуртской школы (Критические очерки)/ Ред. коллегия: Б. Н. Бессонов и др. — М.: «Мысль»; Прага: «Свобода», 1975. — 359 с.
- Михайлов И. А. М. Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. — М., 2008–2010. Ч. 1–2
- Франкфуртская школа / Попов Ю. Н. // Уланд — Хватцев [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 543. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5.
- Социальная философия франкфуртской школы: (Критические очерки) / Я. Г. Фогелер, Т. И. Ойзерман, И. С. Нарский и др.; Редкол.: Б.Н. Бессонов и др. — 2-е изд., доп. — М.: Мысль С; Прага: Свобода, 1978. — 357 с.
- Шачин С. С. Философия Франкфуртской школы: от Хабермаса до Либша: идейные основы. — М.: URSS: Ленанд, 2015. — 206 с. (Размышляя о марксизме; № 113). ISBN 978-5-9710-1713-4
- Шачин С. С. Франкфуртская школа и школа постсоветского критического марксизма: опыт осмысления всемирного кризиса. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2021. — 342 с. ISBN 978-5-907208-70-4
- на других языках
- Walter-Busch E. Geschichte der Frankfurter Schule. Münch., 2010.
- Wiggershaus R. Die Frankfurter Schule. 7. Aufl. Münch., 2008.
Ссылки
- Дамье В. В. Философия Франкфуртской школы // Международная ассоциация трудящихся
- Дамье В. В. «Исследования франкфуртской школы как идейная платформа леворадикальных течений в Европе» // Молодёжный университет современного социализма, 02.12.2017
- Дамье В. В., Чусов А. В. Семинар «Наследие франкфуртской школы» // Молодёжный университет современного социализма, 16.06.2018
В статье есть список источников, но не хватает сносок. |