Плеханов, Георгий Валентинович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Георгий Валентинович Плеханов
Дата рождения 11 декабря 1856 (29 ноября 1856)(1856-11-29)
Место рождения с. Гудаловка, Липецкий уезд, Тамбовская губерния, Российская империя
Дата смерти 30 мая 1918(1918-05-30) (61 год)
Место смерти пос. Ялкала, волость Кивеннапа, Выборгская губерния, Финляндия
Гражданство  Российская империя
Вероисповедание атеист
Партия
Основные идеи марксизм, меньшевизм, демократический социализм

Гео́ргий Валенти́нович Плеха́нов (псевдонимы Н. Бе́льтов, А. С. Максимов-Дружбинин и др.; 29 ноября [11 декабря1856 года, с. Гудаловка, Тамбовская губерния — 30 мая 1918 года, Ялкала, Финляндия[1]) — русский теоретик и последователь марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».

Автор работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России. В 1921 году Владимир Ленин в своей работе «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина» призвал изучать всё написанное Плехановым по философии, «ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма»[2].

Биография

Г. В. Плеханов в 1870-е годы

Родился в семье отставного штабс-капитана Валентина Петровича Плеханова (1810—1873) и Марии Фёдоровны Белынской (1832—1881).

Окончил с золотой медалью Михайловскую Воронежскую военную гимназию, затем учился в юнкерском училище в Петербурге. В 1874 году поступил в Петербургский горный институт, за успехи имел Екатерининскую стипендию, в 1876 году был исключён «за невзнос платы»[3].

В 1876 году вступил в народническую организацию «Земля и воля», стал одним из её руководителей, писал теоретические и публицистические статьи. Участник демонстрации у Казанского собора 6 декабря 1876.

В 1879 году после раскола «Земли и воли» организатор и руководитель «Чёрного передела». Во время ареста в Петербурге на Обводном канале во время рабочей стачки на Новой Бумагопрядильне (2 марта 1878 года) Н. С. Тютчев передал свои документы А. С. Максимову-Дружбинину (Г. В. Плеханову), что позволило тому скрыться и избежать каторги[4].

В 1880 году эмигрировал в Швейцарию.

В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда».

В конце 1894 — начале 1895 годов по инициативе Плеханова был создан «Союз русских социал-демократов за границей». В 1900—1903 годах участвовал в создании и руководстве газетой «Искра». В 1901 году Плеханов один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как I съезд оказался безрезультатным.

Второй съезд РСДРП

На II съезде РСДРП 1903 года Плеханов сказал: «Если бы ради успеха революции потребовалось бы временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы остановиться»[5].

После II съезда РСДРП Плеханов недолго был большевиком, затем разошёлся с Лениным и стал одним из лидеров меньшевистской фракции РСДРП.

1905—1916

Плеханов в 1917 году
Семья Плехановых и Лев Дейч в 1907 году

Во время первой революции 1905—1907 годов Плеханов оставался в эмиграции, оказавшись, таким образом, в стороне от активных революционных событий. В феврале 1905 года в статье «Врозь идти, вместе бить», опубликованной в «Искре», Плеханов призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии.

В 1906—1907 годах выступал за участие социал-демократов в выборах в Государственную Думу, за блок с кадетами. Сотрудничал в общепартийной газете «Социал-демократ» и в большевистских изданиях («Звезда» и др.). В 1905—1912 годах в Женеве издавал «Дневник социал-демократа».

В Первую мировую войну Плеханов встал на сторону союзных стран, против Германии, призывал к борьбе с немецким империализмом. Был одним из основателей и руководителей социал-демократической группы «Единство»[6].

Революция 1917 года.

Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания.

Я предчувствую, что долго жить в России не буду. Но не поехать я не могу. Старый солдат революции должен быть на своем посту, когда его зовут[7].

31 марта на Финляндском вокзале приехавшего Плеханова от имени Петроградского Совета приветствовали Н. С. Чхеидзе, И. Г. Церетели, М. И. Скобелев.

После возвращения в Россию Плеханов не был допущен в Исполком Петроградского совета. Не был допущен туда и сторонник Плеханова Григорий Алексинский. Причиной была «оборонческая» позиция Плеханова, которую не разделяли деятели Совета с антивоенной позицией.

Отстранённый от руководящей роли, Плеханов был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом».

К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма»[8]. Считал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией»[8] может иметь печальные последствия.

В «Открытом письме к петроградским рабочим» Плеханов заявил: «Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая заставит его отступить далеко назад от позиций, завоёванных в феврале и марте нынешнего года». При этом Плеханов предсказывал, что большевики взяли власть надолго и ни о каком серьёзном сопротивлении им в данный момент не может быть и речи[9].

Могила Плеханова на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге

Смерть

С 1887 года Плеханов болел туберкулёзом, осенью 1917 года его здоровье серьёзно ухудшилось. 2 ноября утром его отвезли в Петроград во Французскую больницу Св. Марии Магдалины на 14 линии Васильевского острова. Оттуда жена решила перевезти его в Финляндию, в санаторий доктора Циммермана, специалиста по лёгочным заболеваниям, которого ей рекомендовал профессор Сиротинин. 28 января 1918 года Плехановы покинули Петроград. В санатории в Ялкале Георгий Валентинович продолжал много работать над книгой (в 3 томах) «История русской общественной мысли». Казалось, что наступило улучшение его здоровья. Но 18 марта началось кровотечение, которое не могли остановить несколько дней. Медленное угасание жизни продолжилось. С 15 мая началась агония, с 20 мая состояние ухудшалось ежечасно. Началась аменция (помутнение сознания, когда тяжелобольной «в бреду»), и 30 мая 1918 года в 2 часа дня Плеханов умер от эмболии сердца, возникшей в результате обострения туберкулёза.

Георгий Плеханов похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге, рядом с могилой Белинского.

Последний адрес Плеханова

В посёлке Ильичёво (Ленинградская область), на границе охранной зоны бывшего дома-музея В. И. Ленина, на берегу озера Долгое (Длинное) сохранился бетонный фундамент длинного двухэтажного здания бывшего частного санатория «Питка-Ярви» (финское название озера «Долгое»). Этот санаторий — последний адрес в жизни Георгия Валентиновича, умершего здесь на 62-м году жизни[10].

Семья

Плеханов с женой и дочерьми в 1890-е годы

Племянник — академик АМН СССР Николай Александрович Семашко.

С 1879 года был женат на враче Розалии Марковне Плехановой (урождённой Боград; 21 апреля 1856 — 30 августа 1949), родом из еврейской земледельческой колонии Добренькая Херсонской губернии, выпускнице Мариинской гимназии в Херсоне (1874) и медицинского факультета Женевского университета. В браке родилось четыре дочери: Вера (умерла в 1880 в возрасте полугода), Лидия Плеханова-Ле-Савуре (1881 — 25 марта 1978, Париж), Евгения Бато-Плеханова (1883—1964), Мария (1889—1894). Р. М. Плеханова в 1920-е годы переехала из Франции в Ленинград, где участвовала в подготовке к печати архива Плеханова, который она привезла с собой; дочери остались во Франции. В 1928 году она возглавила Дом Плеханова в Ленинграде, а в 1939 году выехала к детям во Францию и не смогла вернуться в СССР в связи с началом 2 мировой войны.

Внук Плеханова — французский дипломат Клод Бато-Плеханов[11][12][13]. Племянник жены[14], Я. Е. Боград — известный революционер, в честь которого деревня Сухая Тесь была переименована в село Боград.

Философия

В общефилософском плане Плеханов противопоставлял материалистов и идеалистов, относя себя к первым. Основной тезис материализма состоит в следующем: «духовный мир человека представляет собою плод окружающей среды». Материя, понятая как «окружающая среда», распадается на природу и общество. При этом общество («общественное мнение») определяется природой («географической средой»). Старый «метафизический французский материализм» (Гельвеций, Гольбах) догматически принимал это утверждение и не учитывал факт развития мнений при сохранении прежней географической среды. Этот парадокс разрешал «диалектический материализм» (Маркс), утверждающий развитие «производительных сил». Переход материализма на новый уровень стал возможным благодаря «немецкому идеализму».

Эстетические взгляды

Эстетические взгляды Г. В. Плеханова имели под собой фундаментом материалистическое понимание истории. Плеханов применил теорию исторического материализма также к вопросам искусства.

Согласно ей, продукты, созданные человечеством, зависят от установившихся общественных отношений. В качестве определяющих факторов в развитии искусства Плеханов отметает такие факторы, как географическая среда, «гениальность» исторических деятелей, влияние художественного развития одних стран на другие. Все они имеют значение, но каждое из них в первую очередь зависит от сложившихся в конкретный исторический период общественных отношений. Художественные произведения отображают общественную психологию данного времени.

…почему данный общественный человек имеет именно эти, а не другие вкусы, отчего ему нравятся именно эти, а не другие предметы — это зависит от окружающих условий.

Плеханов Г. В. "Об искусстве"[15]

Общественные отношения же в свою очередь зависят от материальной основы общества — экономики и техники. В первобытных обществах, до развития цивилизаций и до разделения на классы, эта связь была дана непосредственно. Труд и обряды первобытного человека прямо влияли на его эстетические взгляды.

Орнаментика берет свои мотивы у техники, а пляска — едва ли не самое важное искусство в таком обществе — нередко ограничивается простым воспроизведением производительного процесса.

Плеханов Г. В. "Основные вопросы марксизма"[16]

В классовом обществе опосредующим звеном между экономикой и искусством является классовая психология. Это можно представить следующим образом. Общество обладает некоторой совокупностью производительных сил, которыми обуславливаются экономические отношения. Затем на данной экономической основе вырастает обусловленный ей социально-политический строй. Данный строй порождает внутри себя определенную общественную психологию, из которой рождаются различные идеологические соображения, воплощаемые в искусстве. Каждый класс имеет собственную психологию, и в искусстве каждого класса отображаются свойственные этому классу проблемы и идеалы. Художественное сознание зависит от социального бытия.

Однако Плеханов вводит объективный критерий художественности, по которому можно различить более искусные произведения. Таковым, по его мнению, является соответствие формы содержанию.

Чем более соответствует исполнение замыслу или, чтобы употребить более общее выражение, чем больше форма художественного произведения соответствует его идее, тем оно удачнее.

Плеханов Г. В. "Искусство и общественная жизнь"[17]

Плеханов также задавался вопросом о том, должно ли искусство иметь утилитарное предназначение, служить обществу или оно должно быть «искусством для искусства». Он настаивает на том, что мы не должны искать вечные законы искусства, а только лишь исследовать те законы, благодаря которым оно изменяется. «Искусство для искусства» развивается в одни времена, искусство на благо общества в другие, когда этому способствуют определенные социальные установки. Михаил Лифшиц, цитируя черновой вариант реферата Плеханова «Искусство и жизнь», пишет:

…общественные условия меняются в процессе исторического развития всякой данной страны. Поэтому меняется и настроение указанных деятелей [искусства]. А ввиду этого нисколько не удивительного, что в одну эпоху они ищут «житейского волнения», а в другую избегают его: в одну — увлекаются теорией искусства для искусства, а в другую, находят, <…> что высшая задача искусства заключается в служении общественной жизни.

Лифшиц М. А. "Г. В. Плеханов. Очерк общественной деятельности и эстетических взглядов"[18]

Но при этом Плеханов утверждает, что класс, который уже пережил своё время, может создавать только упадочное искусство. «Идеологии господствующего класса утрачивают свою ценность по мере того, как он созревает для погибели. Искусство, создаваемое его переживаниями, падает».[19]

Ответ на вопрос о том, меняет ли искусство жизнь или воспроизводит её, Плеханов тоже находит в классовом сознании. Если человек не удовлетворен окружающей его действительностью, то в нем рождается стремление к художественному идеалу и к освобождению. Жизнь господствующих классов, изображенная в соответствующих произведениях, не удовлетворяет человека противоположного класса. Он начинает выдвигать своих художников, которые, по его мнению, изображают художественный идеал, подлинную жизнь, такой, какой она должна быть. Поэтому для одного класса справедливо, что искусство воспроизводит окружающий мир, а для другого — что оно его изменяет. Абсолютного же идеала не существует.

Основываясь на своих эстетических взглядах, Плеханов заявляет о необходимости научной эстетики, социологии искусства. Её исходный пункт — зависимость всех форм художественного сознания от общественного бытия и их равное право на существование. Научная эстетика не допускает никакой исторической художественной нормы и признает относительные суждения, основанные на психологии данного класса. Она ограничивается наблюдением над тем, как возникают различные правила и приемы, господствующие в различные исторические эпохи. Научная эстетика запрещает оценочные суждения, осуждает суждения о должном. Человек может отвергать или принимать чужие вкусы, но его точка зрения в свою очередь будет зависеть от его положения в классовом обществе. Когда человек выражает оценочное суждение о произведении искусства, он сам становится объектом наблюдения научной эстетики.

Оценки современников

Человек имел много достоинств, но характера у него не было. Он любил себя слушать, чего у Ленина не было. Он любовался собой, когда хорошо говорил, — законная слабость, но у Ленина её не было. Он был очень чувствителен к восхищению других, и первый попавшийся льстец мог повлиять на него и заставить его изменить и мнение, и решение. У Ленина этого не было. <…> Возражать ему было нельзя: он сейчас же выходил из себя и переходил на личности

Адреса в Петрограде

Памятные места

Почтовая марка СССР, 1957 год

Топонимы

Музеи

Памятники

Памятник Плеханову в Петербурге
  • Памятник перед зданием Технологического института в Санкт-Петербурге, Московский просп., 26, Загородный просп., 49 (скульпторы И. Я. Гинцбург, М. Я. Харламов, архитектор Я. Г. Гевирц). Открыт 3 мая 1925 года. Сначала памятник был из гипса, год простоял на Казанской площади. Теперь это ― монументальная бронзовая фигура перед технологическим институтом. Плеханов стоит за кафедрой, одну руку положив на книгу, другую подняв вверх. У основания гранитного пьедестала стоит рабочий со знаменем. Памятник монументального искусства Федерального значения. Объект культурного наследия № 7810080000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.

Учреждения

Киновоплощения

Сочинения

Мировую известность[22] Плеханову принесли работы «Социализм и политическая борьба», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории», «Основные вопросы марксизма» и др.

См. также

Примечания

  1. Ныне — Ильичёво (Ленинградская область).
  2. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 19 февраля 2019 года.
  3. с. 4 (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 мая 2011. Архивировано 14 февраля 2019 года.
  4. Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев, 1927—1934.
  5. Ю. Л. Полевой (редактор-составитель). Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. — Воронеж: Издательский дом "Кварта", 2007. — 520 с. с.
  6. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — Т. 2. — С. 50. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00562-4.
  7. 4 апреля 1917. Георгий Плеханов. Дата обращения: 4 марта 2018. Архивировано 4 марта 2018 года.
  8. 8,0 8,1 Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — Москва, 1997.
  9. Щукина Т. В. Социал-демократия осенью 1917 года. Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Донская область // Донской временник. Дата обращения: 14 марта 2015. Архивировано 15 июля 2014 года.
  10. Последний адрес Плеханова. Симанков Н. Заведующий домом-музеем В. И. Ленина в Ильичёво. В газете Ленинградская здравница за май 1988 года.
  11. Плеханова Розалия Марковна. Дата обращения: 25 июля 2022. Архивировано 4 марта 2016 года.
  12. Л. Гиль «Ветви моей родословной» Архивная копия от 21 августа 2014 на Wayback Machine, 2 Архивная копия от 21 августа 2014 на Wayback Machine
  13. Существовало ли «Завещание»?. Дата обращения: 30 июля 2012. Архивировано 19 июня 2013 года.
  14. По другим данным, не племянник, а двоюродный брат Р. М. Боград-Плехановой. См. статью Любови Гиль «Ветви моей родословной (продолжение)» в электронном журнале «МЫ ЗДЕСЬ» (№ 431,432, 434, 435, 436, 437, 438)
  15. Плеханов Г. В. Об искусстве / Г. В. Плеханов. Искусство. Сборник статей – М.: «Новая Москва», 1922. – С. 54. – 215 с.
  16. Плеханов Г. В. Основные вопросы марксизма / Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 3. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – С. 171. – 784 с.
  17. Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь / Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 5. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – С. 746. – 903 с.
  18. Лифшиц М. А. Г. В. Плеханов. Очерк общественной деятельности и эстетических взглядов / М. А. Лифшиц. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 3. – М.: Изобраз. искусство, 1988. – С. 151. – 560 с.
  19. Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь / Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 5. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. — С. 717. — 903 с.
  20. Костицын В. А. «Мое утраченное счастье...»: Воспоминания, дневники. М.: Новое литературное обозрение, 2017
  21. Глезеров С. Политика на антресолях // Санкт-Петербургские ведомости. — 2020. — 3 марта.
  22. 22,0 22,1 Научно-образовательный портал IQ — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Дата обращения: 17 апреля 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.

Литература

Ссылки