Протесты 1968 года

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Протесты 1968 года
Демонстрация в Амстердаме против войны во ВьетнамеДемонстрация в Амстердаме против войны во Вьетнаме
Дата 1968 год
Место США, Франция, Мексика, ФРГ, Чехословакия, Турция, СССР, Польша, Пакистан, Швеция, Испания, Италия, Северная Ирландия, Бразилия, Югославия
Причины Авторитаризм, капитализм, империализм, гонка вооружений, расизм, сексизм, казнь Че Гевары и многое другое
Цели Антикапитализм, антиимпериализм, гражданские и политические права, энвайронментализм, феминизм, либерализация, разоружение и многое другое
Результат Протесты в Чехословакии, ПНР, СССР, Испании, Мексике, Турции, Северной Ирландии, Бразилии, Швеции жестоко подавлены
Протесты во Франции, США, ФРГ, Югославии сошли на нет, при некоторых уступках со стороны властей
Свержение Айюба Хана в Пакистане
Стороны конфликта
 США
 Франция
 Мексика
 ФРГ
 Турция
 СССР
 ПНР
 Пакистан
 Швеция
Испания Испания
 Италия
 Великобритания
 Бразилия
 Югославия
Новые левые
Хиппи
Движение за гражданские права чернокожих в США
Студенческое движение в ФРГ
Советские диссиденты
 Чехословакия (Пражская весна)
Ирландия Ирландские националисты
Поколение 1968 (Турция)
Антивоенное движение в США, Италии, Бразилии
Студенческое движение во Франции, США, Бразилии, Югославии, Польше, Пакистане, Швеции, Мексике, Испании
Рабочее движение во Франции, Бразилии, Пакистане, Испании

Протесты 1968 года включали в себя различные протестные выступления молодёжи в разных странах мира. Во многом эти протесты были направлены против участия США в войне во Вьетнаме (прежде всего в самих США), но также протестующие боролись за права человека, против расизма, выступали в поддержку феминизма и защиту окружающей среды. Идеологами протестов были новые левые.

Протесты 1968 года включали:
Континент События
Северная Америка Протесты в Колумбийском университете в 1968 году

Протесты во время съезда Демократической партии США в Чикаго в августе 1968 г.

Бунт в Майами (1968)

Протесты в Центральном парке

Забастовки в восточном Лос-Анджелесе

Беспорядки из-за убийства Мартина Лютера Кинга

Забастовка санитаров в Мемфисе

Кампания бедных людей

Мятеж в Пресидио

Забастовки Фронта освобождения Третьего мира

Бойня в Оранжбурге

Резня в Тлателолько

Бунты Родни

Южная Америка Марш ста тысяч
Европа Майские события 1968 года во Франции

Студенческое движение в ФРГ и Западном Берлине

Протесты в Швеции (1967—1969)

Студенческие волнения в Италии в марте 1968 года

Политический кризис в Польше (1968)

Студенческие волнения в Бельгии

Захват Старого Студенческого дома в Финляндии

Студенческие демонстрации в Югославии[серб.]

Демонстрация 25 августа 1968 года

Пражская весна

Азия Протесты против прибытия Шестого флота США (Турция)

Движение 1968 года в Пакистане

Протесты 1968 года в Японии

Антивоенная демонстрация в Чикаго 10 августа 1968 года. Видны флаги НФОЮВ и портреты Че Гевары


Причины и последствия протестов

Протесты в США и странах Западной Европы происходили на фоне стабильного экономического роста. Так, в США в 1961—1966 годы валовой национальный продукт рос примерно на 4—6 % в год, в два раза быстрее темпов пяти предыдущих лет, безработица сократилась до рекордно низкого уровня. Причины протестов были не экономическими, а мировоззренческими.

Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power» (на фото представлен микроавтобус Barkas B 1000). На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками.

После окончания Второй мировой войны во всех воевавших странах происходил бурный рост рождаемости (бэйби-бум), многочисленное поколение людей, появившихся на свет в это время, выросло в сравнительно комфортных условиях свободы и заботливого внимания со стороны старших. В отличие от их родителей, это поколение не пережило ни мировой экономический кризис 1930-х годов, ни мировую войну. Резко возросшее материальное благополучие казалось ему само собой разумеющимся. Среди граффити, которые оставляли на стенах студенты Сорбонны в мае 1968 года, встречались такие: «Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства!»; «С 1936 года я боролся за повышение зарплаты. Раньше за это же боролся мой отец. Теперь у меня есть телевизор, холодильник и „фольксваген“, и все же я прожил жизнь, как козёл. Не торгуйтесь с боссами! Упраздните их!».

Новое поколение выступало за нонконформизм и социальную справедливость. Многие новые левые вслед за Гербертом Маркузе считали, что рабочий класс в развитых странах, добившись более обеспеченной жизни, перестал быть революционной силой, и его место в борьбе за изменение общества, за преодоление отчуждения, должны занять маргиналы, студенчество и интеллектуалы. Другие же отвергали политический активизм в принципе, проповедуя этику недеяния в духе буддизма или выступая за превращение жизни в непрерывный перформанс в духе авангардного искусства. «Новые левые» были противниками капитализма, но и социализм в том виде, в каком он существовал в странах социалистического лагеря, они не одобряли. Среди молодёжи стран Запада были популярны троцкизм, анархизм, а также маоизм (для некоторых примером для подражания была Культурная революция, происходившая в то время в КНР), такие революционеры, как Че Гевара.

Рок-фестиваль в Вудстоке в августе 1969 г.

Молодёжь также протестовала против пуританской морали своих отцов и матерей в части сексуальных отношений. Именно в этот период массово заговорили о «сексуальной революции».

В наибольшей степени эпоха молодёжных протестов оказала влияние на культуру и искусство. Контркультура стала массовым явлением, идеалы молодёжи выражала рок-музыка, переживавшая тогда свой расцвет.

К 1973 году войска США были выведены из Вьетнама, в 1974 году в США отменён призыв в вооружённые силы[1].

С конца 1960-х годов во многих странах была декриминализирована гомосексуальность. В США этот процесс начался после стоунволлских бунтов 1969 года.

В конечном счёте, западное общество проявило немалую гибкость и толерантность, «переварив» протесты молодёжи. К середине 1970-х левые радикальные движения перестали представлять угрозу стабильности западного общества, заняв весьма скромное место в политической сфере, но достаточно заметное — в искусстве и культуре.

См. также

Примечания

Литература

  • Курлански М. 1968. Год, который потряс мир = The Year That Rocked the World / Пер. с англ. А. В. Короленкова, Е. А. Семёновой. — М., Владимир: АСТ, ВКТ, 2008. — 541 с.

Ссылки