Теософия
Теосо́фия (др.-греч. θεοσοφία «божественная мудрость») — религиозное учение, основанное в Соединённых Штатах в конце XIX века русской иммигранткой Еленой Блаватской[1] и опирающееся преимущественно на её же труды. Исследователи религии классифицируются как новое религиозное движение и как часть оккультистской части западного эзотеризма[2]. Она опирается как на старые европейские философии, такие как гностицизм и неоплатонизм[2], так и на азиатские религии, такие как индуизм и буддизм[3].
Согласно Блаватской, теософия учит, что существует древнее и скрытное братство духовных адептов, известных как Учителя, которые, хотя и находятся по всему миру, сосредоточены в Тибете. Теософы считают, что эти Учителя развили великую мудрость и сверхъестественные силы, также теософы считают, что именно они положили начало современному теософскому движению, распространяя свои учения через Блаватскую.
Определение
Основательница теософии, Елена Блаватская, настаивала на том, что это не религия[4], хотя она называла теософию современной передачей «некогда универсальной религии», которая, как она утверждала, существовала в глубине человеческого прошлого[5]. То, что теософию не следует называть религией, является утверждением, которое поддерживалось теософскими организациями[6], которые вместо этого рассматривают её как систему, которая охватывает то, что они считают «существенной истиной», лежащей в основе религии, философии и науки[7]. В результате теософские группы позволяют своим членам придерживаться других религиозных убеждений[8], в результате чего есть теософы, которые также идентифицируют себя как христиане, буддисты или индуисты[9].
Религиоведы, изучавшие теософию, характеризуют её как религию[10]. В своей истории теософского движения Брюс Ф. Кэмпбелл отметил, что теософия пропагандирует «религиозное мировоззрение», используя «явно религиозные термины», и что её центральные принципы не являются однозначным фактом, а скорее принимаются на веру[11]. Олаф Хаммер и Микаэль Ротштейн назвали теософию «одной из самых важных религиозных традиций современного мира»[12]. Различные ученые указывали на её эклектическую природу; Джосселин Годвин описал теософию как «универсально эклектичное религиозное движение»[13], в то время как ученый Дж. Джеффри Франклин охарактеризовал теософию как «гибридную религию» за её синкретическую комбинацию элементов из различных других источников[14]. В частности, теософия была классифицирована как новое религиозное движение[15].
Этимология
На собрании Miracle Club в Нью-Йорке 7 сентября 1875 года Блаватская, Олкотт и Джадж согласились создать организацию, а Чарльз Сотеран предложил назвать её Теософским обществом[16]. Прежде чем принять название «теософский», они обсуждали различные потенциальные имена, в том числе Египетское общество, Герметическое общество и Общество розенкрейцеров[17]. Этот термин не был новым, но ранее использовался в различных контекстах филалетианцами и христианским мистиком Якобом Бёме[18]. Этимологически этот термин произошел от греческих слов греч. θεός «Бог» + греч. σοφία «мудрость», что означает «божественная мудрость» или «мудрость Бога»[19].
Термин теософия появился (как на греческом, так и на латинском) в трудах отцов ранней церкви как синоним теологии[20]. В своей книге «Ключ к теософии» Блаватская заявила, что термин «теософия» был придуман «александрийскими философами», особенно Аммонием Саккасом[21].
История
Термин «теософия» известен со II века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах[22].
В «Ареопагитиках» термин «теософия» используется как синоним термина «теология».
После Шеллинга термин «теософия» употребляли в качестве названия своего мировоззрения Ф. К. фон Баадер, А. Розмини («Teosofia»), Ф. Б. Трентовский («Teosofia wszystkich ludów»).
Под влиянием Шеллинга, в системе Владимира Соловьёва появляется термин «свободная теософия». Постулируется, что свободная теософия является цельным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчёркивает отличие от традиционной теософии, заявляя, что свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.
Теософское общество было в значительной степени созданием двух людей: Елены Блаватской и Генри Стила Олкотта[23]. Христианство во второй половине XIX века в Соединенных Штатах столкнулось с трудностями в результате быстрой урбанизации и индустриализации, высокого уровня иммиграции и растущего понимания теории эволюции, которая бросила вызов традиционным христианским представлениям об истории[24]. В разных частях страны были созданы различные новые религиозные общины, в том числе Свободное религиозное объединение, Новое мышление, Христианская наука и Спиритуализм (религия)[25].
Верования и учения
Хотя в трудах видных теософов изложен набор учений, само Теософское общество заявляет, что у него нет официального учения, с которыми должны соглашаться все члены. Следовательно, в нем есть доктрина, но не как догма[26]. Общество заявило, что единственный принцип, которого должны придерживаться все члены, — это обязательство «сформировать ядро Всеобщего Братства Человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи»[27]. Это означает, что были члены Теософского общества, которые скептически относились ко многим или даже ко всем теософским доктринам, оставаясь при этом сочувствующими его основной цели — всеобщему братству[9].
Как отмечает Сантуччи, теософия «в основном основана на трудах» Блаватской[28], однако последующие теософы, такие как Анни Безант и Чарльз Ледбитер, внесли некоторые изменения и нововведения в учение[29]. Блаватская утверждала, что эти теософские доктрины не были ее собственным изобретением, а были получены от братства скрытных духовных адептов, которых она называла «Учителями» или «Махатмами»[30].
Распространение
В течение первого столетия своего существования теософия утвердилась как международное движение[31]. Кэмпбелл считал, что с момента своего основания и до 1980 года теософия приобрела десятки тысяч приверженцев[32]. Он отметил, что в тот последний год в Адьярском теософском обществе насчитывалось около 35 000 членов (9 000 из которых были в Индии), около 5500 членов Теософского общества в Америке, около 1500 членов Международного теософического общества (Пасадена) и около 1200 членов Объединенной Ложи Теософии[33]. Членство в Теософском обществе достигло своего пика в 1928 году, когда в нем было 45 000 членов[34]. Ложа Общества в Окленде, Новая Зеландия, была одним из крупнейших в мире, насчитывавшим более 500 членов в 1949 году[35].
Теософские группы состоят в основном из отдельных лиц, а не из семей. Кэмпбелл отметил, что эти члены были отчуждены от обычных социальных ролей и практик[36].
Как отмечает Диксон, в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков Теософское общество «обращалось прежде всего к элите, образованному, среднему и верхнему среднему классу»[37]. По её словам, это была «религия для „мыслящих классов“»[37]. Кэмпбелл заявил, что теософия привлекает «нетрадиционных, либерально настроенных жителей Запада»[38], и, согласно Диксону, они были среди тех, «кто представлял себя как гуманитарная совесть среднего класса, диссидентское меньшинство, которое работало во множестве параллельных организаций, чтобы критиковать доминирующие буржуазные ценности и культуру»[39].
Кэмпбелл также отметил, что теософия привлекла образованных азиатов, и в особенности индийцев, потому что она определила Азию как центральную часть универсальной древней религии и позволила азиатам сохранить традиционные религиозные верования и практики в современных рамках[40].
См. также
Примечания
- ↑ Olav Hammer. Schism and Consolidation: The Case of the Theosophical Movement // Sacred Schisms: How Religions Divide / James R. Lewis. — Cambridge: Cambridge University Press, 2009. — С. 196–217.
- ↑ 2,0 2,1 Theosophy Архивная копия от 9 сентября 2011 на Wayback Machine // Энциклопедия Британника
- ↑ Mary Farrell Bednarowski. Outside the Mainstream: Women's Religion and Women Religious Leaders in Nineteenth-Century America. — 1980. — Vol. 48. — P. 207—231. — .
- ↑ Lachman, 2012, p. 137.
- ↑ Franklin, 2018, p. 193.
- ↑ Campbell, 1980, p. 196.
- ↑ Santucci, 2012, p. 234.
- ↑ Campbell, 1980, p. 196; Dixon, 2001, p. 4.
- ↑ 9,0 9,1 Dixon, 2001, p. 4.
- ↑ Campbell, 1980, p. 38, 72; Godwin, 1994b, p. xix; HammerRothstein, 2013, p. 2; Franklin, 2018, p. 192.
- ↑ Campbell, 1980, pp. 72, 196.
- ↑ Hammer, Rothstein, 2013, p. 2.
- ↑ Godwin, 1994b, p. xix.
- ↑ Franklin, 2018, pp. xiv, 192.
- ↑ Lowry, 2019, p. 70.
- ↑ Campbell, 1980, pp. 27–28; Meade, 1980, p. 151; Washington, 1993, pp. 53–54; Goodrick-Clarke, 2004, p. 7; Lachman, 2012, pp. 130–31, 136.
- ↑ Santucci, 2012, p. 232.
- ↑ Washington, 1993, p. 55; Goodrick-Clarke, 2004, p. 8; Lachman, 2012, p. 133.
- ↑ Faivre, 1994, p. 24; Lachman, 2012, p. 132.
- ↑ Faivre, 1994, p. 24.
- ↑ Partridge, 2013, p. 325.
- ↑ Теософия Архивная копия от 5 октября 2008 на Wayback Machine Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 34-35. Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
- ↑ Campbell, 1980, p. 2.
- ↑ Campbell, 1980, p. 8.
- ↑ Campbell, 1980, pp. 8–9.
- ↑ Campbell, 1980, p. 191; Dixon, 2001, p. 4.
- ↑ Dixon, 2001, pp. 3–4.
- ↑ Santucci, 2006, p. 1114.
- ↑ Campbell, 1980, p. 191.
- ↑ Johnson, 1994, p. 1.
- ↑ Campbell, 1980, p. 147.
- ↑ Campbell, 1980, p. 175.
- ↑ Campbell, 1980, p. 177.
- ↑ Poller, 2018, p. 86.
- ↑ Ravelli, Sandy Theosophy in New Zealand . Theosophy Forward (13 ноября 2012). Дата обращения: 5 апреля 2020. Архивировано 17 июня 2020 года.
- ↑ Campbell, 1980, p. 45.
- ↑ 37,0 37,1 Dixon, 2001, p. 8.
- ↑ Campbell, 1980, p. 94.
- ↑ Dixon, 2001, p. 10.
- ↑ Campbell, 1980, p. 62.
Литература
- Мень А. В. Теософия и Библия // Библиологический словарь. — М.: Фонд им. А. Меня, 2002. — Т. 3. — С. 224–227. — ISBN 5-89831-028-2.
- Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Переиздание 2001. — Boston: Brill, 2003. — 550 p. — (Studies in the history of religions). — ISBN 9789004136380.
- Беспаленко П. Н., Римский В. П. Политико-идеологические и социокультурные основания типологии нетрадиционных религий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — Тула: Тульский государственный университет, 2009. — № 1. — С. 3—13.
- Кэрролл Р. Т. Теософия // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 672 с. — ISBN 5-8459-0830-2, ISBN 0-471-27242-6.
- Лапшин И. И. Теософия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Теософия как мировоззренческая позиция // Бычихина Л. В., кандидат филологических наук, докторант Института мировой литературы РАН. / «Вестник Российской академии наук» 1992. Журнал № 6. (html-версия)
- Теософия // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.;Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
- Лобач В. В. Теософия (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [3105 дней]) // Новейший философский словарь / Грицанов А. А.. — Научное издание. — Минск: В. М. Скакун, 1999 г. — 896 с.
- Теософия — статья из Большой советской энциклопедии.
- Немецкая теософия и мистика // История философии: Запад — Россия — Восток. Учебник. — Кн. 2. — М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 1997.
- Фофанов В. П. Мировоззренческий синтез на грани тысячелетий: роль теософии // Безант А. Древняя мудрость / Пер. с англ. Е. Писаревой. Предисловие и комментарии Т. Г. Круговой. Послесловие В. П. Фофанова. Новосибирск: ВО «Наука», 1994.
- Теософия // Основы религиоведения. Учебник / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова (Заведующий кафедрой религиоведения МГУ). — М.: Высшая школа, 1994. — 368 с ISBN 5-06-002849-6
- Bruce F. Campbell. Ancient Wisdom Revived: A History of the Theosophical Movement. — Berkeley: University of California Press, 1980. — ISBN 978-0520039681.
- Guenon R. Le theosophisme. Histoire d’une pseudoreligion. — P., 1921. (фр.); Rene Guenon. Theosophy: History of a Pseudo-Religion. ISBN 0-900588-79-9
- Bichimair G. Christentum, Theosophie und Anthroposophie. — W., 1950. (нем.)
- Olav Hammer, Mikael Rothstein. Introduction // Handbook of the Theosophical Current. — Leiden: Brill, 2013. — С. 1–12. — (Brill Handbooks on Contemporary Religion). — ISBN 978-90-04-23596-0.
- Joy Dixon. Divine Feminine: Theosophy and Feminism in England. — Baltimore and London: Johns Hopkins University Press, 2001. — (The Johns Hopkins University Studies in Historical and Political Science). — ISBN 0-8018-6499-2.
- Faivre, Antoine. Access to Western Esotericism. — Albany, NY : State University of New York Press, 1994.
- Franklin, J. Jeffrey. Spirit Matters: Occult Beliefs, Alternative Religions, and the Crisis of Faith in Victorian Britain. — Ithaca and London : Cornell University Press, 2018. — ISBN 9781501715440.
- Godwin J. Foreword // The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the Great White Lodge. — Albany: SUNY Press, 1994. — P. xv—xix. — 288 p. — (SUNY series in Western esoteric traditions). — ISBN 9780791420638.
- Godwin, Joscelyn. Foreword // The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the Great White Lodge / In K. Paul Johnson (ed.). — Albany: State University of New York Press, 1994b. — P. xv–xix. — ISBN 978-0791420645.
- Goodrick-Clarke, Nicholas. Helena Blavatsky. — Berkeley : North Atlantic Books, 2004. — ISBN 978-1-55643-457-0.
- Goodrick-Clarke, Nicholas. The Western Esoteric Traditions: A Historical Introduction. — Oxford : Oxford University Press, 2008. — ISBN 978-0195320992.
- Lachman G. Madame Blavatsky: The Mother of Modern Spirituality. — Penguin, 2012. — 352 p. — ISBN 9781101601389.
- Lowry, Elizabeth. These Lovers are Out of this World: Sex, Consent, and the Rhetoric of Conversion in Abductee Narratives // The Paranormal and Popular Culture: A Postmodern Religious Landscape / In Darryl Caterine; John W. Morehead (eds.). — London and New York:: Routledge, 2019. — P. 68–77. — ISBN 978-1-138-73857-7.
- Johnson, K. Paul. The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the Great White Lodge. — Albany : State University of New York Press, 1994. — ISBN 978-0791420645.
- Meade, Marion. Madame Blavatsky: The Woman Behind the Myth. — New York : Putnam, 1980. — ISBN 978-0-399-12376-4.
- Partridge, Christopher. The Re-Enchantment of the West Volume. 1: Alternative Spiritualities, Sacralization, Popular Culture, and Occulture. — London : T&T Clark International, 2004. — ISBN 978-0567084088.
- Partridge, Christopher. Lost Horizon: H. P. Blavatsky and Theosophical Orientalism. Handbook of the Theosophical Current. Brill Handbooks on Contemporary Religion / In Olav Hammer; Mikael Rothstein (eds.). — Leiden: Brill, 2013. — ISBN 978-90-04-23596-0.
- Jake Poller. "Under a Glamour": Annie Besant, Charles Leadbeater and Neo-Theosophy // The Occult Imagination in Britain: 1875–1947 / Christine Ferguson and Andrew Radford. — Abingdon and New York: Routledge, 2018. — P. 77–93. — ISBN 978-1-4724-8698-1.
- Santucci, James A. Theosophical Society // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / In Wouter Hanegraaff (ed.). — Leiden: Brill, 2006. — P. 1114–1123. — ISBN 978-90-04-15231-1.
- Santucci J. A. Theosophy // The Cambridge Companion to New Religious Movements / Под ред. O. Hammer, M. Rothstein. — Cambridge University Press, 2012. — P. 231–246. — 341 p. — (Cambridge Companions to Religion). — ISBN 9781107493551.
- Washington, Peter. Madame Blavatsky's Baboon: Theosophy and the Emergence of the Western Guru. — London : Secker & Warburg, 1993. — ISBN 978-0-436-56418-5.