Безант, Анни
Анни Безант | |
---|---|
англ. Annie Besant | |
Имя при рождении | Анни Вуд[1] |
Супруг | Франк Безант (1867—73) |
Дети | Артур, Мэйбл |
Партия | Индийский национальный конгресс |
Анни Бе́зант (англ. Annie Besant, урождённая Вуд (англ. Wood); 1 октября 1847, Клэпхэм, Лондон — 20 сентября 1933, Адьяр, Британская Индия) — известный теософ, второй Президент Теософского общества (1907—1933), борец за права женщин, писатель и оратор, сторонница независимости Ирландии и Индии.
Биография
В двадцатилетнем возрасте вышла замуж за Франка Безанта, однако вскоре развелась с ним по религиозным соображениям[2]. Переехав в Лондон, стала известным оратором в Национальном секулярном обществе[англ.], писательницей и близким другом Чарльза Брэдлоу. В 1877 году Безант и Брэдлоу подверглись преследованиям за публикацию книги Чарльза Нолтона[англ.], посвящённой контролю за рождаемостью[2]. Благодаря скандалу вокруг этого дела, Безант и Брэдлоу получили известность, в 1880 году Брэдлоу был избран в парламент от Нортхэмптона.
Анни Безант принимала участие в организации громких политических акций, включая демонстрацию «Кровавое воскресенье» в 1887 году и забастовку работниц спичечной фабрики в Лондоне в 1888 году. Была активным членом Фабианского общества и марксистской Социал-демократической федерации[англ.], избрана в Школьный комитет Лондона[англ.], несмотря на то, что подавляющее большинство женщин в то время не обладало правом голоса.[2]
В 1890 году, после встречи с Еленой Блаватской, заинтересовалась теософией[2]. Путешествовала по Индии, в 1898 году приняла участие в организации Центрального колледжа Хинду.
В 1902 году основала международный масонский орден в Англии и в течение нескольких последующих — масонские ложи в различных частях Британской империи.
В 1907 году Анни Безант стала президентом Теософского общества и начала его переориентацию с буддизма в сторону индуизма. Принимала активное участие в политической жизни Индии, вошла в Индийский национальный конгресс. С началом Первой мировой войны стала одним из организаторов Лиги самоуправления Индии[англ.], начавшей кампанию за демократизацию Индии и приданию ей статуса доминиона Британской империи. Кульминацией кампании стало избрание Анни Безант президентом Индийского национального конгресса в конце 1917 года. С этого момента и до самой своей смерти в 1933 году она возглавляла кампанию за независимость Индии.[2]
Сотрудничество с Ледбитером
В 1894 году А. Безант познакомилась с Ч. Ледбитером[K 1], бывшим англиканским священником, который вскоре стал «известным экстрасенсом Теософского Общества»[K 2]. Работая с Ледбитером, она развила своё собственное «психическое видение тонких миров и прошлых жизней». Для неё это сотрудничество было очень важно, потому что оно предоставило ей «эмпирические доказательства, опровергающие атеизм»[K 3]. Начиная с 1895 года, Безант и Ледбитер исследовали прошлые жизни теософов и «тонкую материю вселенной» и опубликовали такие книги, как «Оккультная химия»[K 4] и «Мыслеформы».[2][3]
По мнению Р. Эллвуда, книга «Мыслеформы» (1901), которую Ледбитер написал, сотрудничая с Безант, оказала «заметное влияние на современное искусство». Здесь «тонкие энергетические структуры», порождаемые различными эмоциями и чувствами, в интерпретции исследователей-ясновидцев были наглядно показаны посредством ярких цветных иллюстраций.[4]
Результаты своих исследований прошлых жизней Безант и Ледбитер опубликовали в 1913 году в книге «Человек: откуда, как и куда»[K 5], а затем в книге «Жизни Алкиона» (1924). Персоны, чьи прошлые жизни были описаны в этих книгах, как утверждалось, принадлежали к «группе служителей», которые исполняли приказы оккультной Иерархии адептов и воплощались в нужных местах в решающие моменты истории, «чтобы содействовать прогрессу человечества». Безант выбрала для своего эго псевдоним «Геракл», с целью навести читателя на мысль о «её большой силе духа», которую она проявляла во множестве описанных перевоплощений. Безант полагала, что в IV веке нашей эры она была Ипатией, философом-неоплатоником в Александрии, убитой толпой христианских фанатиков. Она также считала, что её следующим после Ипатии воплощением был Джордано Бруно, доминиканский монах, которого «за его пантеизм» сожгли на костре в 1600 году в Риме.[2][3]
Активное участие в масонстве
Учитывая активность Анни Безант в отношении прав женщин, гуманитарных целей, тайных и оккультных учений, её интерес к масонству и последующее руководство и активность в нём не вызывает никакого удивления. Она участвовала в масонстве с одинаковой энергией, когда же она возглавила Международный смешанный масонский орден Право человека, то направила свои усилия на «принятие женщин наравне с мужчинами». Она видела масонство, в частности, со-масонство, как расширение её интереса к правам женщин и большему братству людей, а также усматривала со-масонство в качестве «движения, которое практикует истинное братство, в котором мужчины и женщины работают бок о бок для совершенствования человечества.» Она была принята в эту организацию, ныне известную как Международный смешанный масонский орден Право человека.
Теософ Франческа Арундейл, которая сопровождала Анни Безант в Париж в 1902 году, вместе с шестью друзьями, подтвердила, что "Все они были посвящены, прошли повышение в первые три степени, и Анни вернулась в Англию, имея хартию для основания там первой ложи Международного смешанного масонского ордена Право человека.
В очень короткое время сестра Безант основала новые ложи: три в Лондоне, три на юге Англии, три на Севере и Северо-Западе, и даже одну в Шотландии. Путешествуя в 1904 году со своими сёстрами и братьями, она встретила в Голландии других братьев мужского послушания, которые, будучи заинтересованы, сотрудничали с ней в дальнейшем расширении «Ордена Право Человека». Анни продолжала работать с таким жаром, что в ближайшее время новые ложи были сформированы в Великобритании, Южной Америке, Канаде, Индии, Цейлоне, Австралии и Новой Зеландии. Ложи во всех этих странах были объединены под именем «Британской федерации». Анни Безант не только основала британскую Федерацию Ордена Право Человека, но и стала великим командором ордена, оказывая ключевое влияние на международное развитие и рост Ордена.
Английские масоны под влиянием теософских идей, распространяемых ведущими членами Ордена, восстановили некоторые виды масонской практики, не требуемые во Французском Уставе, в частности, требование верить в Бога или Высшую Сущность. Разрешение на это восстановление в Английском уставе, полученное из Франции, известно как «Соглашение Анни Безант». В 1904 году был напечатан новый Английский устав, который утвердил это требование как основное. Полученный устав получил название «Обряд Дхармы», также известный как «Обряд Безант-Ледбитера» и «Ритуал Роделдейл». В «Обряде Дхармы» также была сделана попытка восстановить важность эзотерических и мистических аспектов, которые теософы считали сердцем масонства, вследствие чего он превратился в преимущественно духовно-ориентированную организацию, поэтому «со-масонство» этого ордена иногда также называют оккультным масонством.
Труды Анни Безант
- The Political Status of Women (1874)
- My Path to Atheism (1877)
- The Law Of Population (1877)
- Marriage, As It Was, As It Is, And As It Should Be: A Plea For Reform (1878)
- Autobiographical Sketches (1885)
- «Why I became a Theosophist» (1889)
- Annie Besant by Annie Wood Besant в проекте «Гутенберг». (1893)
- Death — And After? (1893)
- The Building of the Kosmos and Other Lectures. (1894)
- The Ancient Wisdom (1897)
- Thought Forms (совместно с Ч. Ледбитером) (1901)
- Bhagavad Gita (перевод) (1905)
- Introduction to Yoga (1908)
- Australian Lectures (1908)
- Occult Chemistry (совместно с Ч. Ледбитером) (1908)
- Man: Whence, How and Whither (совместно с Ч. Ледбитером) (1913)
- Initiation: The Perfecting of Man (1923)
- The Doctrine of the Heart (1920)
- Esoteric Christianity
- The Future of Indian Politics (booklet), Theosophical Publishing House, Adyar, 1922
- The Case for India by Annie Wood Besant в проекте «Гутенберг». The Presidential Address Delivered by Annie Besant at the Thirty-Second Indian National Congress Held at Calcutta 26 December 1917
- Besant, Annie. Man and his bodies. Theosophical Publishing House, London, 1911.
- Besant, Annie. Man’s life in this and other worlds. Theosophical Publishing House, Adyar, 1913.
- Besant, Annie. Study in Consciousness — A contribution to the science of psychology. Theosophical Publishing House, Madras, ca 1907.
- Besant, Annie. The Life and Teaching of Muhammad, Madras, 1932
- Besant, Annie and Blavatsky, H P — «Memory and Its Nature», Theosophical Publishing House, Madras, ca 1935.
На русском языке
- «Аватары»
- «Белая Ложа и её Вестники» (лекция)
- «Братство религий»
- «В преддверии храма»
- «Введение в йогу»
- «Видение царя Ашоки» (совместно с Ч. Ледбитером)
- «Весна 1889: встреча»
- «Джордано Бруно — апостол теософии XVI века» (недоступная ссылка)
- «Древняя мудрость»
- «Дхарма» (лекции)
- «Жизни Алкиона», (1—6) (совместно с Ч. Ледбитером)
- «Загадки жизни и как теософия отвечает на них»
- «Законы высшей жизни»
- «Исследование сознания»
- «Комментарии к Бхагавад Гите»
- «Мистицизм»
- «Мыслеформы» (совместно с Ч. Ледбитером)
- «Начало шестой коренной расы» (совместно с Ч. Ледбитером)
- «Необходимость перевоплощения»
- «О страдании» (лекции)
- «Оккультизм истинный, частичный и ложный»
- «Оккультная химия» (совместно с Ч. Ледбитером)
- «Противоречит ли теософия христианству?»
- «Путь к посвящению и совершенствование человека»
- «Путь ученичества»
- «Сверхфизические исследования»
- «Сила мысли, её контроль и культура»
- «Смерть — а потом?»
- «Совершенный человек»
- «Строение космоса»
- «Тупики цивилизации» (лекции)
- «Учителя как факты и идеалы» (лекции)
- «Человек и его тела»
- «Эволюция жизни и формы»
- «Что такое теософия»
- «Эзотерическое христианство или малые мистерии»
- «Исповедь». Перевод Зинаиды Венгеровой // журнал «Северный Вестник», № 1-4, 10, 11, 1895.
См. также
- «Древняя мудрость»
- Музыкальные формы[англ.] (англ.)
- Теософия Блаватской
- Теософия и наука
- Теософия и христианство
- Теософское общество
- Феминизм
- Чарлз Ледбитер
- Орден храма Розового Креста
- Schola Philosophicae Initiationis[англ.]
Комментарии
- ↑ По утверждению Ч. Джинараджадасы, А. Безант и Ч. Ледбитер впервые встретились в Лондоне в апреле 1894 года.[3]
- ↑ С 1884 по 1888 год Ледбитер прошёл курс медитативной практики, которая «пробудила в нём ясновидение».[4]
- ↑ До встречи с Ледбитером Безант не замечала за собой никаких способностей к ясновидению, но под его влиянием они проявились, и с 1895 года теософские журналы начали публиковать отчёты об их совместных исследованиях астрального и ментального планов, жизни после смерти и реинкарнации. В августе 1895 года она предложила Ледбитеру переехать в Лондонскую штаб-квартиру Теософского Общества, и он занял должность помощника секретаря Европейской секции Т. О.[5]
- ↑ С 1895 по 1899 год Ледбитер в соавторстве с Безант опубликовал серию статей, которые были положены в основу их книги «Оккультная химия», вышедшей в 1908 году.[4]
- ↑ Шесть последних глав книги Ледбитер написал без соавтора, о чём Безант заявила в своём предисловии к заключительной части, однако, по мнению Дж. Гудвина[англ.], Безант вообще была лишь номинальным соавтором.[6]
Примечания
Литература
- Blain V. et al. The Feminist Companion to Literature in English: Women Writers from the Middle Ages to the Present / Под ред. V. Blain, P. Clements, I. Grundy. — Yale University Press, 1990. — 1231 p. — ISBN 9780300048544.
- Chandrasekhar, S. «A Dirty, Filthy Book»: The Writing of Charles Knowlton and Annie Besant on Reproductive Physiology and Birth Control and an Account of the Bradlaugh-Besant Trial. University of California Berkeley 1981
- Ellwood R. S. Leadbeater, Charles Webster (англ.). Theosopedia. Manila: Theosophical Publishing House (15 марта 2012). Дата обращения: 15 апреля 2016.
- Godwin J. Atlantis and the Cycles of Time: Prophecies, Traditions, and Occult Revelations. — Rochester, Vt: Inner Traditions, 2011. — 436 p. — ISBN 978-1-59477-857-5.
- Grover, Verinder and Ranjana Arora (eds.) Annie Besant: Great Women of Modern India — 1 : Published by Deep of Deep Publications, New Delhi, India, 1993
- Jinarajadasa C. Occult investigations, a description of the work of Annie Besant and C. W. Leadbeater. — Whitefish, MT: Kessinger Publishing, 2003. — 148 p. — ISBN 0766130347.
- Kumar, Raj Rameshwari Devi and Romila Pruthi. Annie Besant: Founder of Home Rule Movement, Pointer Publishers, 2003 ISBN 81-7132-321-9
- Manvell, Roger. The trial of Annie Besant and Charles Bradlaugh. Elek, London 1976
- Nethercot, Arthur H. The first five lives of Annie Besant Hart-Davis: London, 1961
- Nethercot, Arthur H. The last four lives of Annie Besant Hart-Davis: London (also University of Chicago Press 1963) ISBN 0-226-57317-6
- Santucci J.A. Besant, Annie // Dictionary of Gnosis & Western Esotericism. — Koninklijke Brill NV,, 2006. — С. 170—173. — ISBN 978 90 04 15231 1.
- Taylor, Anne. Annie Besant: A Biography, Oxford University Press, 1991 (also US edition 1992) ISBN 0-19-211796-3
- Tillett G. J. Charles Webster Leadbeater (1854—1934), a biographical study. — Sydney: University of Sydney, 1986. — 1169 p.
- Wessinger C. L. Besant, Annie (англ.). Theosopedia. Manila: Theosophical Publishing House (10 марта 2012). Дата обращения: 15 апреля 2016.
Ссылки
- Работы Annie Wood Besant в проекте «Гутенберг»
- Биография Анни Безант на сайте Ордена «Право Человека»
- Annie Wood Besant: Orator, Activist, Mystic, Rhetorician By Susan Dobra
- Confounding or Amazing? The Multiple Deconversions of Annie Wood Besant (недоступная ссылка с 10-05-2013 [4252 дня]) By Carol Hanbery MacKay
- Biography
- Biography (BBC)
- Annie Besant’s Quest for Truth: Christianity, Secularism, and New Age Thought
- Biography and links Архивная копия от 12 июня 2010 на Wayback Machine
- Annie Besant Memorial from the Indian Post
- History of Theosophical Society Adyar and Besant (недоступная ссылка с 10-05-2013 [4252 дня])
- Thought power, its control and culture Cornell University Library Historical Monographs Collection.
- Annie Besant by Jyotsna Kamat