Театральная (станция метро, Санкт-Петербург)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Театральная»
Лахтинско-Правобережная линия
Лахтинско-Правобережная линия
Петербургский метрополитен
Эскиз центрального зала, вариант 2012 годаЭскиз центрального зала, вариант 2012 года
Район Адмиралтейский
Округ Адмиралтейский, Коломна
Предполагаемая дата открытия 2026 год[1]
Тип пилонная
Глубина заложения, м 53 (уровень головки рельса)
47 (уровень свода)
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Станцию возводит АО «Метрострой Северной Столицы»
Выход к улицам Театральная площадь, улица Декабристов
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Петербургского метрополитена» Интерактивная схемаi

Кировско-Выборгская линияМосковско-Петроградская линияНевско-Василеостровская линияЛахтинско-Правобережная линияФрунзенско-Приморская линияКрасносельско-Калининская линияТеатральная

«Театра́льная» — строящаяся станция Лахтинско-Правобережной (четвёртой) линии Петербургского метрополитена. Будет расположена между действующей станцией «Спасская» и строящейся «Горный институт». Строительство ведётся с проектной документацией, не прошедшей Главгосэкспертизу[2]. Ввод в эксплуатацию запланирован не ранее 2026 года[3].

Название станции связано с её расположением вблизи Театральной площади.

Вестибюли

Перейти к шаблону «Лахтинско-Правобережная линия» 
Морской фасад
Гавань
Горный институт
Театральная
Спасская
Достоевская
Лиговский проспект
Площадь Александра Невского
Новочеркасская
Ладожская
Проспект Большевиков
Улица Дыбенко
Кудрово
ТЧ «Правобережное»

Как было заявлено в феврале 2023 года, вестибюль новой станции будет расположен по адресу Лермонтовский проспект, д. 1/44[3].

Ранее ожидалось, что один из вестибюлей будет подземным, с выходом к Мариинскому театру[4], и будет расположен рядом с консерваторией в районе пересечения улицы Декабристов и улицы Глинки[5].

Расположение второго вестибюля было определено приблизительно. Он также будет находиться на улице Декабристов, первоначально был назван район стадиона Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта[6]. В августе 2010 года было названо место на улице Декабристов между домами 37 и 39[7]. В марте 2012 года было заявлено, что этот вестибюль будет построен на месте нынешнего Дома быта на углу улицы Декабристов и Лермонтовского проспекта (улица Декабристов, 44)[8].

Станция планируется с достаточно высокой пропускной способностью. Кассы по продаже жетонов должны будут обслуживать не менее 120 человек в час. Для пропуска пассажиров должны быть поставлены так называемые «быстрые» турникеты, которые будут способны пропускать по 1380 человек за час. Такие турникеты будут обслуживать жетоны метро, бесконтактные карты и новые смарт-карты метрополитена[7].

Особенностью проекта станции «Театральная» является наличие лифта для маломобильных групп, встроенного в пилон и имеющего выходы в центральный зал и в подходной коридор к эскалатору. Наклонный ход ко второму вестибюлю будет оборудован тремя лентами эскалаторов и наклонным лифтом для инвалидов.

18 апреля 2019 года начальник профильного отдела КРТИ Николай Молоствов рассказал, что по-прежнему рассматриваются два варианта расположения вестибюлей: на месте Дома быта и перед театром в подземном исполнении[9]. Приоритет отдается второму варианту.

Планирование и проектирование

В июле 2010 года гендиректор ОАО «НИПИИ „Ленметрогипротранс“» Владимир Маслак сообщил, что утверждена конструкция станции и начаты изыскательские работы[10].

В октябре 2010 года был проведён конкурс на право проектирования станции, выиграл его единственный участник — ОАО «НИПИИ „Ленметрогипротранс“». Стоимость контракта — 220 млн рублей, срок — 96 недель[11].

В марте 2012 года было заявлено, что к строительству «Театральной» планируется приступить после того, как закончат возводить собственный выход станции «Спасская» (было запланировано на 2013 год) и второй выход станции «Спортивная» (было запланировано на конец 2014 года[12])[8].

В сентябре 2012 года было завершено проектирование станции[13]. Передача проекта в ГлавГосЭкспертизу планировалась в начале 2013 года, начало строительства станции — в конце того же года.

В 2014 году, позже запланированного срока[14], был объявлен тендер на строительство станции[15], однако он не состоялся, так как не было подано ни одной заявки[16].

В феврале 2015 года был объявлен повторный тендер[17], который в апреле 2015 года выиграла компания «Метрострой»[18].

В марте 2015 года, позже запланированного срока[4], «Метрострой» начал работы по выносу инженерных сетей на Театральной площади[19].

В июне 2015 года был повторно объявлен тендер ввиду отмены заказчиком итогов предыдущего тендера. Максимальная стоимость контракта снижена до 20,7 млрд рублей[20].

В августе 2015 года компания «Метрострой» выиграла тендер и подписала контракт на строительство продолжения Правобережной линии от «Спасской» до «Большого проспекта». В рамках контракта будет построен подземный вестибюль промежуточной станции «Театральная», проведение тендера на строительство самой станции было запланировано на четвёртый квартал 2016 года[21][22].

Строительство

Стройплощадка у Мариинского театра

В июне 2016 года на стройплощадке, вплотную примыкающей к Мариинскому театру, заканчивалось устройство так называемого «ограждающего контура» — стенки рабочего ствола, через который под землю будут доставляться техника и рабочие и вестись возведение подземного вестибюля станции «Театральная». Глубина ствола составит 32 метра, ширина — 6 метров. Методом «буросекущих свай» были закреплены 25 свай из 32, оставалось 7. Свод подходного тоннеля будет находиться на глубине 46 метров[5].

В феврале 2017 года комплекс КТ-5,6-1 начал проходку одного из перегонных тоннелей, который соединит станции «Спасская» и «Горный институт» через «Театральную»[23][24][25].

Дефицит наземных площадей для развёртывания двух строительных площадок и монтажа горного комплекса стал главной проблемой, с которой столкнулись специалисты ЗАО «СМУ-11 Метростроя». Для полноценного функционирования горного комплекса и размещения бытовых помещений необходимы две строительные площадки общей площадью 6400 м². На май 2017 года эта цифра была почти на четверть меньше — 5000 м² (устройство строительных площадок осуществлялось на основании согласованной и утверждённой схемы дорожного движения и в соответствии с распоряжением ГАТИ)[26].

14 декабря 2017 года был закончен первый перегонный тоннель от станции «Горный институт» до станции «Театральная». Встречный тоннель был ещё в работе. С февраля по декабрь 2017 года в ходе работ тоннелепроходческий комплекс прошёл 2204 метра[27].

16 июля 2018 года закончена щитовая проходка правого перегонного тоннеля в направлении станции «Горный институт». Ведётся обустройство жёсткого основания и укладка путевого бетона[28].

По состоянию на октябрь 2018 года, на станции «Театральная» строится монтажная камера для щитовой проходки первого бокового тоннеля (пилот-тоннеля). В первом квартале 2019 года планируется начало щитовой проходки первого перегонного тоннеля в направлении «Спасской», проходка среднего станционного тоннеля и второго пилот-тоннеля[28].

26 декабря 2018 года около 30 рабочих «СМУ-11 Метрострой» отказались выходить из шахты, объявив забастовку и голодовку до тех пор, пока не будет погашена задолженность по зарплате[29].

13 апреля 2021 года в ночь была завершена проходка последнего участка тоннеля от «Театральной» к «Спасской». Длина участка перегонного тоннеля между будущей станцией «Театральная» и действующей «Спасской» составляет около 800 метров. Таким образом проходческие работы на новом участке от «Спасской» до «Горного института» полностью завершены[1].

По состоянию на февраль-март 2022 года на станции «Театральная» завершена проходка среднего станционного тоннеля и натяжной камеры, построена тягово-понизительная подстанция, ведётся прокладка бокового станционного тоннеля, эвакуационного коридора и других участков. Начато раскрытие проёмов между пилонами.

Переносы сроков

В 2008 году были названы первые сроки открытия станции — 2012 год в составе участка «Спасская» — «Театральная»[30].

В июле 2010 года дата открытия была определена как «Не ранее 2015 года»[31].

В сентябре 2010 года дата открытия была перенесена на 2017 год. Проектирование должно было завершиться в 2012 году, строительные работы — начаться в 2013[7].

В ноябре 2012 года гендиректор ОАО «Метрострой» Вадим Александров заявил о возможности постройки станции в 2015 году[32], однако в близких к метростроению кругах был высказан большой скептицизм относительно реальности двухлетнего срока строительства для станции глубокого заложения с путевым развитием в историческом центре.

В 2013 году стало известно о переносе открытия станции на 2018 год[33].

В марте 2015 года стало известно, что открытие станции ожидается после 2020 года[19].

В июне 2015 года было заявлено, что срок окончания работ остался прежним — конец 2019 года[20].

В феврале 2019 года стало известно, что станция будет открыта в 2024—2025 годах[9].

В марте 2022 года стало известно, что станцию введут в строй в 2026 году[1].

Перспективы

В далёкой перспективе планируется строительство станции «Театральная-2» Адмиралтейско-Охтинской линии, соединённой переходом со станцией «Театральная»[34].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Открытие вестибюля станции «Театральная» в Петербурге перенесли на 2026 год. Деловой Петербург (5 марта 2022). Дата обращения: 30 марта 2022. Архивировано 2 июня 2022 года.
  2. Проект метро до станции «Горный институт» не прошел экспертизу. Смольный не видит в этом проблем. fontanka.ru - новости Санкт-Петербурга (15 ноября 2022). Дата обращения: 16 ноября 2022.
  3. 3,0 3,1 Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт‑Петербурга: Утверждено местоположение вестибюля станции метро «Театральная»
  4. 4,0 4,1 Смольный потратит 22 миллиарда на постройку двух станций метро. Дата обращения: 2 июня 2014. Архивировано 2 июня 2014 года.
  5. 5,0 5,1 Как «Метрострой» будет строить «Театральную». Дата обращения: 6 июня 2016. Архивировано 7 июня 2016 года.
  6. По словам генерального директора ОАО «Ленметрогипротранс» Владимира Маслака
  7. 7,0 7,1 7,2 Маша Могилевская. Метро сделало шаг под театр, Фонтанка.ру (28 сентября 2010). Архивировано 1 октября 2010 года. Дата обращения 28 сентября 2010.
  8. 8,0 8,1 Вестибюль станции метро «Театральная» планируют встроить в дом быта. Дата обращения: 26 марта 2012. Архивировано 24 марта 2012 года.
  9. 9,0 9,1 Станция «Театральная» откроется в 2024–2025 годах. Вестибюль, скорее всего, разместят перед Мариинским театром, Фонтанка.ру (18 апреля 2019). Архивировано 20 апреля 2019 года. Дата обращения 29 апреля 2019.
  10. Курьер-Медиа. Новости Петербурга — В Петербурге начали проектировать станцию метро «Театральная». Дата обращения: 24 июля 2010. Архивировано 21 декабря 2021 года.
  11. Проектирование участка Лахтинско-Правобережной линии метро выполнит «Ленметрогипротранс». Дата обращения: 22 июня 2012. Архивировано 25 декабря 2011 года.
  12. Карповка.нет — В 2012 году начнут строить второй выход со станции «Спортивная». Дата обращения: 2 мая 2012. Архивировано 29 мая 2012 года.
  13. Карповка.нет — Завершено проектирование подземных интерьеров «Театральной». Дата обращения: 2 октября 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  14. В Петербурге станцию метро «Театральная» начнут строить в конце года. Дата обращения: 11 января 2014. Архивировано 11 января 2014 года.
  15. Станции метро «Театральная» и «Большой проспект» в Петербурге построят к концу 2018 года. Дата обращения: 8 декабря 2014. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  16. На конкурс по строительству перегона метро от «Спасской» до «Горного института» за 21 млрд никто не заявился. Дата обращения: 15 декабря 2014. Архивировано 16 декабря 2014 года.
  17. Смольный сделал вторую попытку начать в текущем году строительство участка Лахтинско-Правобережной линии метро от станции «Спасская» до «Горного института». Дата обращения: 10 марта 2015. Архивировано 18 марта 2015 года.
  18. «Метрострой» победил в конкурсе на строительство станции «Горный институт». Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано 15 апреля 2015 года.
  19. 19,0 19,1 Призрак станции метро ограничит движение по Театральной площади. Дата обращения: 23 марта 2015. Архивировано 26 марта 2015 года.
  20. 20,0 20,1 Конкурс на строительство станции «Горный институт» объявлен в третий раз. Дата обращения: 9 июля 2015. Архивировано 10 июля 2015 года.
  21. «Метрострой» опять единственный претендент на строительство станции «Большой проспект». Дата обращения: 27 августа 2015. Архивировано 29 августа 2015 года.
  22. «Метрострой» почти год спустя получил контракт на «Большой проспект». Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 5 сентября 2015 года.
  23. «Метрострой» начал прокладку тоннеля от «Спасской» до «Большого проспекта». Дата обращения: 6 февраля 2017. Архивировано 6 февраля 2017 года.
  24. Начинается проходка тоннеля на Лахтинско-Правобережной линии метрополитена. Дата обращения: 6 февраля 2017. Архивировано 7 февраля 2017 года.
  25. «Метрострой» начинает проходку тоннеля на Лахтинско-Правобережной линии. Дата обращения: 9 февраля 2017. Архивировано 11 февраля 2017 года.
  26. Станция «Театральная» — фантом метро в Петербурге. Подземный эксперт. Подземный эксперт (май 2017). Дата обращения: 11 декабря 2017. Архивировано 12 декабря 2017 года.
  27. «Метрострой» прокопал тоннель от «Большого проспекта» к «Театральной». Дата обращения: 14 декабря 2017. Архивировано 14 декабря 2017 года.
  28. 28,0 28,1 Газета «Метростроитель». «Метрострой Санкт-Петербург» (Октябрь 2018). Дата обращения: 27 октября 2018. Архивировано 27 октября 2018 года.
  29. «Забастовка и голодовка». Метростроевцы отказались выходить из шахты подземки, пока им не выдадут зарплату Архивная копия от 28 декабря 2018 на Wayback Machine // Фонтанка.ру. 26 декабря 2018
  30. Официальный портал администрации Санкт-Петербурга — Принята программа развития метрополитена и скоростного внеуличного транспорта до 2020 года (недоступная ссылка)
  31. Город пересмотрит программу развития метрополитена. Дата обращения: 9 августа 2010. Архивировано 22 октября 2013 года.
  32. BN.ru — Станцию метро «Театральная» в Петербурге планируют открыть в 2015 году. Дата обращения: 11 декабря 2012. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  33. Информация Комитета по развитию транспортной инфраструктуры о ходе реализации строительства метро в Санкт-Петербурге. Дата обращения: 17 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
  34. Схема развития метрополитена в Санкт-Петербурге на 2011—2015 годы с перспективой до 2025 года. Дата обращения: 31 октября 2018. Архивировано 2 октября 2021 года.

Ссылки