Морской грузопассажирский порт Санкт-Петербург
Пассажирский порт Санкт-Петербург | |
---|---|
Местонахождение | Санкт-Петербург, намывные территории Васильевского острова |
Площадь акватории | 3,04 км² |
Площадь территории | 33,03 га |
Пропускная способность | 2 008,0 тыс. чел./год |
Форма управления | городская |
К-во и длина причалов | 7 причалов длиной от 270 до 375 м |
Глубина у причала | 10,7 м |
Дополнительные сведения | |
Транспортные развязки | развязка с ЗСД (проектируется)[1][2] |
Сайт | portspb.ru |
Морской фасад[3][4][5][6] — морской пассажирский порт в Санкт-Петербурге, расположенный в западной части Васильевского острова[7][8]. Комплекс включает в себя четыре морских вокзала (три для круизных судов и один для паромных) и семь причалов. Стивидор порта — акционерное общество «Пассажирский Порт Санкт-Петербург „Морской фасад“»[9].
История
Необходимость строительства нового морского пассажирского терминала была вызвана неспособностью существующего Морского вокзала принимать круизные суда длиной более 200 метров. Как следствие, большие пассажирские суда прибывали в торговый порт Санкт-Петербурга. В 2002 году администрация Санкт-Петербурга предложила построить современный комплекс для приёма круизных судов. Соответствующее распоряжение о начале строительства морского пассажирского терминала подписал в 2005 году премьер-министр России М. Фрадков[10][11]. Проектом также предполагалось проведение дноуглубительных работ и реконструкция Подходного и Петровского каналов длиной 10 километров[12].
В сентябре 2008 года открыта первая очередь Пассажирского порта Санкт-Петербург, состоящая из одного морского вокзала для круизных судов и двух причалов; 10 сентября порт принял первое круизное судно — Costa Mediterranea[13].
В том же году начала работу вторая очередь Пассажирского порта Санкт-Петербург, состоящая из одного круизного и одного круизно-паромного вокзалов, а также трех причалов.
Строительство Пассажирского порта Санкт-Петербург было завершено в 2011 году строительством ещё одного круизного вокзала и двух причалов.
27 мая 2011 года, в день города Санкт-Петербурга, при участии губернатора Валентины Матвиенко состоялась торжественная церемония передачи первого и единственного на Северо-Западе России специализированного Пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской фасад» городу[2][14].
Эксплуатация
Технические данные
В порту могут швартоваться суда длиной не более 340 м и осадкой до 8.8 м. Общая протяжённость причальной стенки составляет 2171 м, глубина Подходного и Петровского каналов — 11 м, что позволяет принимать крупнейшие круизные суда Балтики. В Пассажирском порту Санкт-Петербург имеется очистительная станция для подачи на суда питьевой воды и оборудование для приёма с судов канализационных вод и сухого мусора[1][2].
Причалы и морские вокзалы
Береговая инфраструктура порта включает в себя 4 морских вокзала (3 круизных и 1 круизно-паромный) и 7 причалов (5 круизных, 2 круизно-паромных)[2].
Вокзалы | Номера причалов | Пограничный контроль |
---|---|---|
Морской вокзал № 1 (круизный) | 6, 7 | 36 кабин |
Морской вокзал № 2 (круизный) | 4, 5 | 28 кабин |
Морской вокзал № 3 (паромный) | 2, 3 | 20 кабин |
Морской вокзал № 4 (круизный) | 1, 2 | 32 кабины |
На территории каждого вокзала находятся автоматы по продаже напитков и еды, кафе, сувенирные магазины, банкоматы и стойка такси. Также возле всех вокзалов имеются парковочные места для автобусов[15] и легковых автомобилей (парковка платная)[16].
Принимаемые суда
В туристический сезон в Пассажирский порт Санкт-Петербург регулярно приходят круизные суда. Для привлечения иностранных туристов, прибывающих круизными и паромными судами, действует безвизовый режим 72-часового пребывания на территории России[17].
Паромное сообщение
В марте 2011 года с вводом в эксплуатацию круизно-паромного вокзала в Пассажирский порт Санкт-Петербург был переведён паром Princess Maria, курсирующий из Санкт-Петербурга в Хельсинки, оператора St. Peter Line, ранее отправлявшийся с Морского вокзала[18]. Однако c осени 2011 года паромы Princess Maria и Princess Anastasia вновь базируются на Морском вокзале[19][20] Отказ совместить высадку пассажиров и разгрузку судов был аргументирован неспособностью улично-дорожной сети Василеостровского района выдержать рост нагрузки после прибытия паромов с автомобилями[21]. Также в 2011 году было запланировано открытие новых линий, связывающих Санкт-Петербург с Германией и Польшей. При этом предполагалось, что линии будут использоваться не только для пассажирских перевозок, но и для доставки грузов посредством автопоездов[22]. Как заявил заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский, до тех пор, пока Васильевский остров не соединён с Западным скоростным диаметром, Пассажирский порт Санкт-Петербург не будут использовать как грузо-пассажирский порт[21]. 13 марта 2015 года Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым было подписано Распоряжение об изменении классификации пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург» по характеру международного сообщения с пассажирского на грузо-пассажирский № 413-р[23][24]. Принятое Правительством Российской Федерации решение об изменении классификации пункта пропуска через государственную границу в Пассажирском порту Санкт-Петербург создаёт условия для организации круглогодичного паромного сообщения на регулярной основе с предоставлением полного спектра услуг для паромных судов, включая возможность обработки накатных грузов.
Достижения
Показатели деятельности
- За 2009 год в совершено 115 судозаходов, прибыло 248 тыс. пассажиров[25].
- За 2010 год совершено 254 судозахода, прибыло 373 тыс. пассажиров[26].
- За 2011 год совершено 327 судозаходов, прибыло 528 тыс. пассажиров[27].
- За 2012 год совершено 225 судозаходов, прибыло 422 тыс. пассажиров[28].
- За 2013 год совершено 261 судозаход, прибыло 504 тыс. пассажиров[29].
- За 2014 год совершено 239 судозаходов, прибыло 483 тыс. пассажиров[30].
- За 2015 год совершено 225 судозаходов, прибыло 491 тыс. пассажиров[31].
- С конца 2010-х и до 2021 года каждый год прибывало около 800 судов, а общая численность пассажиров доходила до 900 тысяч человек.
- В 2022 году в связи с санкциями полностью прекратилось прибытие в порт пассажирских судов из европейских государств. Администрацией порта прорабатывается вопрос сокращения операционных затрат, изучается вариант со сдачей объектов порта в аренду.[32]
Премии
- «Транзитный порт года» (2009).
- Dream World Cruise Destination, номинация «Наиболее современные портовые мощности» (2010)[33].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Технические данные порта (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 сентября 2011. Архивировано 14 июля 2014 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Служба государственного строительного надзора Архивная копия от 27 марта 2012 на Wayback Machine Начальник Службы принял участие в передаче городу пассажирского порта «Морской фасад»
- ↑ Комитет по развитию туризма: Петербург - лучшее туристическое направление Европы . Фонтанка.ру (27 декабря 2017). Дата обращения: 30 декабря 2017. Архивировано 29 декабря 2017 года.
- ↑ Виталий Алексеев. В Петербурге за год турпоток вырос до 7,5 млн человек . Деловой Петербург (27 декабря 2017). Дата обращения: 30 декабря 2017. Архивировано 30 декабря 2017 года.
- ↑ Анастасия Усова. На берегу Финского залива установят самую высокую горку Петербурга . 78.ru (28 декабря 2017). Дата обращения: 30 декабря 2017. Архивировано 31 декабря 2017 года.
- ↑ Смольный намерен передать Морской вокзал Петербурга «Морскому фасаду» . Regnum (26 декабря 2017). Дата обращения: 30 декабря 2017. Архивировано 30 декабря 2017 года.
- ↑ Большой порт Санкт-Петербург . Дата обращения: 20 января 2014. Архивировано 19 февраля 2014 года.
- ↑ Реестр морских портов Российской Федерации Архивировано 23 октября 2012 года.
- ↑ ЕСИМО. Описание порта «Пассажирский порт Санкт-Петербург» . Дата обращения: 20 января 2014. Архивировано 17 октября 2012 года.
- ↑ Lenta.ru Архивная копия от 9 августа 2014 на Wayback Machine В Санкт-Петербурге построят морской суперпорт
- ↑ Морской вокзал на Васильевском острове . Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 13 октября 2008 года.
- ↑ Фонтанка.ру Архивная копия от 3 мая 2008 на Wayback Machine Подписан контракт на строительство пассажирского терминала на Васильевском
- ↑ Пассажирский порт на Васильевском принял первое судно Архивная копия от 13 октября 2008 на Wayback Machine // Фонтанка.ру
- ↑ Росбалт Архивная копия от 13 января 2014 на Wayback Machine Петербург получил на день рождения «Морской фасад»
- ↑ Объекты порта (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 сентября 2011. Архивировано 5 июня 2011 года.
- ↑ Паромное сообщение (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 сентября 2011. Архивировано 29 июля 2014 года.
- ↑ Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга (недоступная ссылка) Государственная дума разрешила безвизовый въезд для туристов на паромах (недоступная ссылка с 10-05-2013 [4239 дней])
- ↑ Переход Princess Anastasia на Морской Фасад (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 сентября 2011. Архивировано 3 декабря 2013 года.
- ↑ stpeterline.com (недоступная ссылка). Паром Princess Maria. Регистрация. Терминалы.
- ↑ stpeterline.com Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine Паром Princess Anastasia. Регистрация. Терминалы.
- ↑ 21,0 21,1 Порт Морской Фасад не станет принимать грузовые суда до подведения ЗСД . Дата обращения: 10 октября 2012. Архивировано 14 июля 2014 года.
- ↑ Фонтанка.ру Архивная копия от 24 июля 2011 на Wayback Machine Шавкат Кары-Ниязов: Если городу нужны паромы, то следует искать компромисс
- ↑ Фонтанка. Грузы все-таки повезут через «Морской фасад» . Дата обращения: 27 апреля 2018. Архивировано 28 апреля 2018 года.
- ↑ Уведомление об изменении классификации пункта пропуска в Пассажирском порту Санкт-Петербург . Дата обращения: 6 мая 2018. Архивировано 6 мая 2018 года.
- ↑ Деятельность порта. (недоступная ссылка)
- ↑ Агентство бизнес новостей Архивная копия от 17 июля 2014 на Wayback Machine В 2010 г. Санкт-Петербург принял более 630 тыс. круизных туристов
- ↑ abnews.ru Архивная копия от 17 июля 2014 на Wayback Machine С начала года в Петербург морским путём прибыли 600 тысяч туристов
- ↑ Пассажиропоток «Морского фасада» (Санкт-Петербург) за 2012 года вырос на 2 % . Дата обращения: 14 июня 2013. Архивировано 16 января 2013 года.
- ↑ Пресс-релиз: «Морской фасад» подвел итоги рекордной пассажирской навигации 2013 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 января 2014. Архивировано 13 января 2014 года.
- ↑ «Морской фасад» Санкт-Петербурга в сезоне 2015 ожидает трехмиллионного туриста (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано 3 января 2015 года.
- ↑ Количество судозаходов на «Морской фасад» и «Морской вокзал» Санкт-Петербурга за 2015 год выросло на 0,7 % — до 421 ед. . Дата обращения: 9 января 2016. Архивировано 27 января 2016 года.
- ↑ В порт «Морской фасад» за 2022 год не прибыло ни одного судна . MediaПалуба С. 41685. Информационное агентство «Медиапалуба» (30 декабря 2022). Дата обращения: 31 декабря 2022.
- ↑ Официальный сайт порта . Дата обращения: 5 июня 2010. Архивировано 4 мая 2010 года.