Пикет (железная дорога)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пикет 13,6 км на железной дороге в Германии
Пикет на железнодорожной платформе «Университетская»

Пике́т (от фр. piquet — кол) — точка разметки расстояния на железнодорожных линиях, как правило, с шагом 100 м. На местности обозначается столбиком (пикетным знаком) с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути. Пикет относится к путевым знакам и служат для установления того или иного места на железной дороги при ведении поезда или при ведении работ[1][2]. В документации обычно обозначается сокращённо — ПК.

В соответствии с ГОСТ 8442-65 под пикетом понимается отрезок железнодорожного пути между смежными пикетными знаками; причём на пикетном знаке с одной стороны наносится номер окончившегося перед знаком пикета, с противоположной — номер начинающегося за знаком пикета.

Вместе с километровым знаком пикет позволяет указывать место на трассе железнодорожной линии с точностью, достаточной для многих практических применений, например, для указания места замеченной неисправности сооружений пути или контактной сети. Указание на место выражается формулой: «205 км ПК8», что указывает на окрестность места, находящегося в 700—800 метрах от километрового знака 204/205 в направлении увеличения расстояния в километрах[1].

Шаг пикетов

Учитывая традиционный шаг пикетов в 100 м, один километр пути вмещает, как правило, 10 пикетов. Пикеты нумеруются, начиная от километрового знака, арабскими цифрами последовательно, начиная с 1, увеличивающимися в направлении следующего километрового знака, таким образом пикеты имеют цифровые обозначения от 1 до 10.

Пикет 4

Иногда один километр пути разбивается на иное число пикетов, отличное от 10. Это имеет место в случаях:

  • переустройства железнодорожной линии, в результате которого изменяется её длина — тогда, чтобы избежать переразметки всей линии или значительной её части, километры в районе произведённого изменения длины линии могут иметь число пикетов, отличное от 10;
  • разной длины расходящихся путей на многопутных линиях, например, при устройстве путепроводной развязки. Поскольку километровые отметки на всех путях многопутной линии совпадают, разность длины путей компенсируется разным количеством пикетов на них в пределах одного и того же километра.

В подобных же случаях пикеты могут иметь и длину, отличную от 100 м, например, если при переустройстве длина километра изменённой линии оказывается не кратной 100 метрам. Также это возможно при значительной разности длин смежных путей многопутной линии в кривой — в этом случае длины пикетов на внешних и внутренних путях в кривой могут быть сделаны различными для сохранения единства разбивки трассы на пикеты.

Процесс производства промеров новой железнодорожной линии и размещения пикетов называется пикетажем[1].

До отмены путевых обходчиков в 1960-х годах, а на некоторых дорогах и позднее, сохранялась ситуация когда пикетные столбики были чисто выбелены, цифры подновлены чёрной краской, а вокруг выложена звёздочка из красного кирпича. На некоторых дорогах вокруг пикетных столбиков было обрамление в виде розетки из бетона в виде рельефной звезды вписанной в круг, круг окрашивался белой краской, звезда красной. Путь выглядел образцово.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Пикет // Железнодорожный транспорт: энциклопедия / гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 302. — ISBN 5-85270-115-7.
  2. Путевые и сигнальные знаки // Железнодорожный транспорт: энциклопедия / гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 346. — ISBN 5-85270-115-7.