Талаги (аэропорт)
Архангельск (Талаги) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Файл:ARH-logo.gif | |||||||
Вид на перрон и здание аэровокзала | |||||||
ИАТА: ARH – ИКАО: ULAA – Внутр. код: АХГ | |||||||
Информация | |||||||
Вид аэропорта | совместного базирования | ||||||
Страна | Россия | ||||||
Расположение | Архангельск | ||||||
Оператор | ОАО «Аэропорт Архангельск» | ||||||
Узловой аэропорт для | SmartAvia | ||||||
Высота НУМ | 18,84 м[1] | ||||||
Часовой пояс | UTC+3 | ||||||
Время работы | 04:00—19:00 UTC | ||||||
Сайт | arhaero.ru | ||||||
Карта | |||||||
Аэропорт на карте материковой части Архангельской области |
|||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||
|
|||||||
Статистика (2018) | |||||||
Годовой пассажиропоток | ▲ 942 972[2] |
Аэропорт Архангельск (Тала́ги) имени Ф.А. Абрамова[3] — международный аэропорт города Архангельска. Является аэропортом федерального значения[4]. Расположен в Талажском авиагородке, в 6 км к северо-востоку от города. Открыт 5 февраля 1963 года[5].
История
Первоначальное название Талаги носили два хутора и небольшая деревня, расположенные в Соломбальской волости Архангельского уезда Архангельской губернии[6].
Аэродром Талаги был построен летом 1942 года под руководством представителя ГКО Ивана Дмитриевича Папанина как военный аэродром с покрытием ВПП из деревянных решёток, заполненных гравием.
Используется как гражданский аэропорт с 1963 года. Первыми типами самолётов, начавшими выполнять рейсы из аэропорта, были Ли-2, Ил-14, Ан-24, Ил-18 и Як-40.
На аэродроме дислоцировались:
- в период с 27 июля 1953 года по 01 июля 1960 года 878-й истребительный авиационный Калинковичский ордена Суворова полк на самолётах МиГ-15 и МиГ-17 до своего расформирования[7]
- 518-й истребительный авиационный Берлинский ордена Суворова полк (войсковая часть 42192), входивший в состав 10-й отдельной армии ПВО (Архангельская армия ПВО). В октябре 1966 года 518-й иап первым в войсках ПВО получил на вооружение Ту-128, в 1980-х полк был перевооружен на самолёты МиГ-31[8]. В 1998 году 518 иап был расформирован[7][9].
22 июня 1999 года в Талажском авиагородке в память о полке был поставлен на вечную стоянку самолёт МиГ-31.
С 1998 год на аэродроме базировалось 89-е отдельное авиационное звено 21-го корпуса ПВО. В 2011 году на основе звена сформировано отдельное транспортное авиационное звено. Западного военного округа.[10] В его составе 2 Ми-8МТВ-5 и 2 Ан-26.
С ноября 2009 года аэропорт получил допуск к приёму и отправке Airbus A319 и Airbus A320.
Реконструкция аэропорта
Начало реконструкции — 2011 год. С участием «Ленаэропроекта» началась реконструкция аэровокзального комплекса. Работы ведутся поэтапно. На первом этапе предполагается строительство вставки между двумя терминалами. На первом этаже новостройки с одной стороны будет располагаться современный зал прилета с транспортером, с другой — зал международного вылета.
На втором этаже расположатся зал ожидания, помещения авиакомпаний и ряд коммерческих предприятий. Во вторую очередь предлагается реконструировать первый павильон. Технологическую зону расширят в сторону перрона, а для пассажиров бизнес-класса планируется сделать отдельный блок. Автостоянки будут размещены справа от первого павильона. Посадка в самолет будет производиться прямо из аэровокзального комплекса по телетрапам .
По завершении работ аэропорт сможет принимать без ограничения все современные воздушные суда. Значительно повысится безопасность и комфортность аэровокзала — появятся дополнительные лифты, транспортеры, системы безопасности.
В проекте нового здания-вставки учтены все требования по технологии работы служб аэропорта. Помимо функциональных требований, разработчики проекта учитывают и эстетику: внешне реконструированные здания с витражными стеклами и разной окраской должны будут напоминать Северное сияние. Производство строительных работ предусматривается без перерыва в работе аэропорта.
АО «Аэропорт „Архангельск“» включен в целевую программу развития транспортной системы России, подпрограмму «Гражданская авиация».
В 2018 году был обновлён фасад зданий, выполнено благоустройство привокзальной площади. К 2019 году планировалось закончить реконструкцию здания терминала[11].
Принимаемые типы ВС
Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74,Ан-124, Ан-148, Ил-76, Ил-114, Л-410, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Як-40, Як-42, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, ATR 42, ATR 72, Boeing 737 (и его модификации), Boeing 757, Boeing 767, MD-87, SAAB-2000, Embraer ERJ-145, Embraer E-190, Sukhoi Superjet 100 и др. типы ВС 3-4 класса, вертолёты всех типов. Классификационное число ВПП (PCN) 44/R/C/X/T.
Расположение по отношению к ближайшим крупным аэропортам
Авиакомпании
В аэропорту базируется авиакомпания «SmartAvia».
Перевозчики и пункты назначения
Регулярные рейсы:
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
2-й Архангельский объединённый авиаотряд | Котлас, Соловки |
Аэрофлот | Москва (Шереметьево) |
SmartAvia | Москва (Шереметьево), Нарьян-Мар, Санкт-Петербург Сезонные рейсы: Анапа, Калининград, Симферополь, Сочи |
Россия под кодом Аэрофлота |
Санкт-Петербург, Москва (Шереметьево) |
РусЛайн | Мурманск, Сыктывкар, Казань, Краснодар |
Северсталь | Мурманск, Череповец |
Азимут | Ярославль, Минеральные Воды (с дозаправкой в Ярославле) |
Уральские авиалинии | Москва(Домодедово)(с 27 мая) |
Международные чартерные рейсы:
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
Azur Air | Анталья, Энфида-Хаммамет. |
Pegas Fly | Монастир |
Уральские авиалинии | Анталья |
Пассажиропоток и грузооборот
год | 1981 | 1982 | 1990 | 1996 | 2000 | 2005 | 2008 | 2009[12] | 2010[13] | 2011 | 2012[14][15] | 2013[15] | 2014[16] | 2015[16] | 2016[17] | 2017[17] | 2018[18] | 2019[19] | 2020 | 2021 |
Пассажиры, тыс. чел. | 952 | 243 | 185 | 328 | 473 | 464 | 641 | 755 | 704 | 759,5 | 797,6 | 799,5 | 729,7 | 891,9 | 942,9 | 922,5 | 644,8 | 1068,8 | ||
Грузы, тыс. тонн | 16,5 | 0,67 | 5,15 | 2,99 | 2,90 | 2,55 | 2,30 | 2,29 | 2,51 | 2,01 | 1,77 | 1,76 | 1,87 | |||||||
Почта, тыс. тонн | 3,93 | 0,12 | 1,12 | 0,81 | 0,87 | 0,82 | 0,65 | 0,75 | 0,78 | 0,66 | 0,72 | 0,71 |
Наземное транспортное сообщение
Из аэропорта в город курсируют автобусы маршрута № 12 (с 6:00 до 23:00) малого и большого классов до морского речного вокзала и № 153 до Северодвинска, такси до центра города[20]. Интервал движения автобусов 10-15 мин. Время в пути на автобусе 45 мин. Заказ такси можно сделать по мобильному телефону после приземления, к моменту выхода на площадь перед аэровокзалом такси обычно уже на месте.
Происшествия
- 27 августа 1966 г. произошла авария самолёта Ил-18В, аэропорт Талаги (Архангельск). При чтении контрольной карты при подготовке к взлету экипаж пропустил пункт об отключении механизма стопорения руля высоты. Это обнаружилось во время разбега. Вместо немедленного прекращения взлета экипаж попытался расстопорить руль, тем самым упустив возможность для безопасной остановки ВС в пределах ВПП. Самолёт выкатился с ВПП на грунт. Правая опора шасси сбила сигнальный фонарь и разрушилась. Столкнувшись с другими препятствиями, самолёт получил значительные повреждения и загорелся. Пожар был быстро ликвидирован, экипаж и пассажиры покинули борт. Самолёт восстановлению не подлежал. На борту было 110 пассажиров, никто не пострадал.
- 1967 г. произошла авария самолёта Ту-128, аэродром Талаги. В процессе захода на посадку экипажу не удалось точно выйти на посадочный курс. В результате после касания ВПП самолёт сошел с неё и полностью разрушился. Экипаж не пострадал. Причины: недостаточная подготовка летчика, слабая подготовка руководителя полетов.
- 1967 г. произошла авария самолёта Ту-128, аэродром Талаги, экипаж в составе: командир АП полковник Коротеев В. Н. и штурман полка. Экипаж выполнял полет по плану курса боевой подготовки с аэродрома постоянного базирования. В процессе выполнения полета произошло полное обесточивание самолёта. Возобновить подачу электроэнергии потребителям не удалось. Вследствие отсутствия электропитания перестали работать подкачивающие насосы топливной системы, что привело к последовательной остановке обоих двигателей. Экипаж благополучно катапультировался в районе г. Холмогоры. Причина: комиссия по расследованию ЛП пришла к заключению, что остановка двигателей вызвана прекращением подачи топлива к двигателям от обеих групп фюзеляжных баков из-за отсутствия электропитания подкачивающих насосов.
- 7 марта 1968 г. авария самолёта Ту-128, аэродром Талаги. ДСМУ. Экипаж выполнял полет по плану боевой подготовки полка. Во время выполнения захода на посадку в районе аэродрома резко ухудшились погодные условия. Однако командир полка полковник Коротеев не дал экипажу команду на уход на запасной аэродром Петрозаводск. В результате во время выполнения посадки самолёт попал в мощный снежный заряд и посадка была произведена под углом к ВПП. После касания ВПП и незначительного пробега самолёт сошел с ВПП. После попадания на снежные сугробы у самолёта были сломаны шасси, самолёт через 800 м остановился. Начался пожар. Штурман покинул кабину самостоятельно, а летчик, зацепившись ногой за привязную систему, повис вниз головой. С помощью прибывшей поисково-спасательной команды его удалось освободить. Причина: ошибка в расчете на посадку при погодных условиях ниже метеорологического минимума. Виновником комиссия признала командира полка, не давшего команду на прекращение полетов на аэродроме и уходе самолётов, находящихся в воздухе, на запасной аэродром. Самолёт восстановлению не подлежит.
- 4 августа 1968 г. авария самолёта Ту-128, аэродром Талаги, КК к-н Давидовский А. Г. ДПМУ. Экипаж выполнял полет по маршруту. В процессе выполнения полета на высоте 12000 м произошла остановка обоих двигателей. Экипаж благополучно катапультировался.
- 26 августа 1972 г. авария самолёта Ил-18Б, аэропорт Архангельск (Талаги). При заходе на посадку на высоте 20-25 м самолёт попал в зону приземного тумана. После включения фар возник световой экран. КВС потерял контакт с наземными ориентирами. Снижение некоторое время продолжалось, затем КВС все же принял запоздалое решение об уходе на второй круг и начал визуальный уход на второй круг, во время которого самолёт столкнулся с землей.
- 21 мая 1974 г. катастрофа самолёта Ту-128, аэродром Талаги. Экипаж выполнял ночной полет длительностью более двух часов в зону дежурства над Баренцевым морем вместе с другими экипажами полка. При заходе на посадку уже при утренней дымке на аэродроме поднялся сильный боковой ветер. Экипаж выполнял посадку с использованием радиотехнических средств посадки курсом 82° со стороны г. Архангельска. После прохождения ближней приводной радиостанции стало ясно, что самолёт находится правее ВПП с тракторией посадки на рулёжную дорожку. Когда летчик заметил ошибку, то начал доворачивать на полосу с большими углами крена, но было уже поздно. На призыв штурмана уйти на второй круг, а также и на аналогичную команду с земли, летчик никак не прореагировал, продолжая доворачивать самолёт на ВПП, с целью посадки сходу. Однако управляемость самолёта на такой скорости недостаточна для выполнения подобного манёвра. Касание ВПП было произведено под углом 30-35° с дальнейшим отходом от неё на 3-4 м. Штурман увидел ВПП из своей кабины через правое стекло и катапультировался, а самолёт через секунду столкнулся с запасным СКП и взорвался, летчик погиб. Причина: ошибка экипажа при заходе на посадку с сильным боковым ветром.
- 25 марта 1975 г. катастрофа самолёта Ту-128УТ, аэродром Талаги, экипаж: КК лётчик-инспектор АПВО полковник Комягин П. И., замкомандира полка подполковник Сафронов Ю. и штурман капитан Пилипенко П. Экипаж выполнял полет на доразведку погоды. После взлета в процессе набора высоты на самолёте сработала сигнализация о пожаре двигателей. Убедившись в том, что на самолёте действительно пожар, экипаж покинул самолёт. В процессе катапультирования штурмана и летчика возникло нарушение в работе системы катапультирования летчика. Вследствие этого, кресла летчика и штурмана корабля начали движение с незначительным интервалом времени. После выхода кресел за пределы кабины экипажа пламя первой ступени комбинированного стреляющего механизма кресла летчика ударило по креслу штурмана. Штурман корабля ударился о фюзеляж и погиб. Самолёт упал в реку, пробил лёд и упал на дно. Причиной гибели штурмана явился конструктивно-производственный недостаток в системе блокировки кресла летчика, вызвавший практически одновременное катапультирование летчика и штурмана. Наиболее вероятной причиной пожара двигателя комиссия назвала появление трещины в топливной магистрали в месте её соединения с авиационным двигателем.
- 8 февраля 1990 г. авария самолёта МиГ-31, аэродром Талаги, КК командир отряда капитан Ермоленко А. И. и инструктор командир АЭ подполковник Корнеев В. Б. НСМУ. Экипаж выполнял задание по упражнению 53 КБП АПВО ИДД-86 «Вывозной полет в зону с заходом на посадку по дублирующим приборам с использованием радиопеленгатора». После выполнения задания при заходе на посадку подход к ВПП и приземление КК выполнил на повышенной скорости. В результате на пробеге при выпуске ТП на скорости 350 км/ч (вместо допустимой 330 км/ч) один купол оборвался, а второй перехлестнулся и погас. Экипаж по команде РП отключил один двигатель и предпринял энергичные меры для остановки самолёта, однако при боковом ветре 8 м/с на мокрой ВПП сохранить направление пробега по оси ВПП не смог. За 300 м до конца полосы под углом 35° самолёт сошел на грунт и столкнулся с площадкой под прожектор из бетонных плит. Экипаж невредим. Причины: неграмотное использование летчиком тормозных посадочных устройств самолёта при посадке на мокрую БВПП с повышенной скоростью; нарушение мер безопасности по установке прожектора на позицию, несопряженную с поверхностью летного поля, что при столкновении с ней привело к разрушению самолёта при сходе его с БВПП. Из-за полученных серьезных повреждений элементов конструкции планера самолёт восстановлению не подлежит.
- 7 мая 1994 Ту-134, на борту которого находились 62 человек, был вынужден совершить вынужденную посадку в аэропорту Талаги из-за проблем с гидравликой. После приземления самолёт выкатился за пределы ВПП и столкнулся с ограждением. Никто не погиб[21].
См. также
Примечания
- ↑ Сборник Аэронавигационной Информации. Россия и страны СНГ . Дата обращения: 16 февраля 2010. Архивировано 27 июля 2010 года.
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 г. . Дата обращения: 7 мая 2019. Архивировано 7 мая 2019 года.
- ↑ Официальный интернет-портал правовой информации . publication.pravo.gov.ru. Дата обращения: 31 мая 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
- ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения» . Дата обращения: 6 марта 2018. Архивировано 27 июня 2021 года.
- ↑ Сборник аэронавигационной информации № 11. Европейская часть России (недоступная ссылка). ЦАИ ГА. Дата обращения: 6 марта 2018. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Овсянкин Е.И. Имена Архангельских улиц. Часть 2. Топонимия города. Архивная копия от 26 августа 2012 на Wayback Machine
- ↑ 7,0 7,1 Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 631. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
- ↑ Авиация ПВО . Авиабаза. Дата обращения: 6 марта 2018. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- ↑ 518 Берлинский, ордена Суворова III степени иап - Талаги (в/ч 42192) . СВВАУЛШ. Дата обращения: 6 марта 2018. Архивировано 6 марта 2018 года.
- ↑ В Западном военном округе будет сформирован новый авиационный полк транспортной авиации . Пресс-служба Западного военного округа (05-12-2013). Дата обращения: 17 июля 2019. Архивировано 5 сентября 2018 года.
- ↑ Здание нового терминала аэропорта "Архангельск" введут в строй в 2019 году . ТАСС. Дата обращения: 12 сентября 2020. Архивировано 27 января 2019 года.
- ↑ 30 крупнейших аэропортов России 2009 . Arlines Inform. Дата обращения: 6 марта 2018. Архивировано 4 июля 2010 года.
- ↑ 30 крупнейших аэропортов России 2010 . Arlines Inform. Дата обращения: 6 марта 2018. Архивировано 11 апреля 2012 года.
- ↑ Годовой отчет ОАО «Аэропорт Архангельск» за 2012 год . Дата обращения: 3 июля 2013. Архивировано 7 июля 2013 года.
- ↑ 15,0 15,1 Годовой отчет ОАО «Аэропорт Архангельск» за 2013 год . Дата обращения: 6 марта 2018. Архивировано 7 марта 2018 года.
- ↑ 16,0 16,1 Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2014-2015 гг. . Росавиация. Дата обращения: 15 мая 2018. Архивировано 17 июля 2016 года.
- ↑ 17,0 17,1 Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2016-2017 гг. (недоступная ссылка). Росавиация. Дата обращения: 28 марта 2018. Архивировано 28 марта 2018 года.
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 г. . Росавиация. Дата обращения: 7 мая 2019. Архивировано 7 мая 2019 года.
- ↑ Объёмы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2019 года . Росавиация. Дата обращения: 27 октября 2020. Архивировано 30 октября 2020 года.
- ↑ Russia North Region (англ.). To and From the Airport.com. Дата обращения: 6 марта 2018. Архивировано 16 сентября 2009 года.
- ↑ Harro Ranter. ASN Aircraft accident Tupolev Tu-134A-3 RA-65976 Arkhangelsk Airport (ARH) . aviation-safety.net. Дата обращения: 12 сентября 2020. Архивировано 4 декабря 2020 года.