Статуэтка и вазы на восточном ковре

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анри Матисс
Статуэтка и вазы на восточном ковре. 1908 год
Холст, масло. 89 × 104 см
Пушкинский музей, Москва
инв. Ж-3297

«Статуэтка и вазы на восточном ковре» (другое название — «Натюрморт венецианской краской») — картина французского художника Анри Матисса из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. А. Пушкина (Пушкинского музея).

На картине изображены круглый стеклянный кувшин, маленький восточный кофейник, белая фарфоровая ваза с синим цветочным рисунком и белая статуэтка. Все эти предметы расположены на красно-чёрном восточном ковре. Слева внизу голубой краской нанесены подпись художника и дата: Henri-Matisse 1908. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размеры 89 × 104 см[1].

На картине Матисс изобразил статуэтку «Мадлен» своей работы, её гипсовый прототип был создан в 1901 году, а бронзовые отливки имеются в нескольких музеях мира, в том числе в Балтиморском художественном музее[2] и Музее современного искусства Сан-Франциско[3].

Как следует из авторской подписи, картина была написана в 1908 году, скорее всего летом. Н. Ю. Семёнова сообщает, что картина была написана по непосредственному заказу С. И. Щукина в доме на набережной Сен-Мишель[fr] [4], где Матисс и Альбер Марке снимали мастерские — в 1934 году жена Марке Марсель вспоминала что впервые увидела картину именно там[5]. В сентябре картина была продемонстрирована публике в Осеннем салоне (№ 897 по каталогу салона), причём Щукин уже был указан в качестве владельца картины (Appartient à M. Sch.)[6].

Натюрморт неоднократно упоминался в письмах Щукина Матиссу. Так, 17 июня 1908 года Щукин задал художнику вопрос о стоимости картины. В письме от 19 августа Щукин пообещал выслать Матиссу 4000 франков в качестве оплаты за эту и другие картины (за эту картину Щукин в итоге заплатил 2000 франков). И наконец в телеграмме Матиссу от 7 ноября 1908 года Щукин спрашивал, отправлена ли картина в Москву. Однако картина в пути задержалась, поскольку было решено показать её на выставке в Берлине[7].

После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано и картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ). После расформирования ГМНЗИ в 1948 году картина была передана в Пушкинский музей. В описи и каталоги Пушкинского музея внесена под инвентарным № Ж-3297[8].

Примечания

Литература

  • Бессонова М. А., Георгиевская Е. Б. Франция второй половины XIX — XX века. Собрание живописи / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М.: Красная площадь, 2001. — 399 с. — ISBN 5-900743-58-6.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.