Девушка с тюльпанами

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анри Матисс
Девушка с тюльпанами. 1910 год
фр. Jeune fille aux tulipes
Холст, масло. 92 × 73,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-9056

«Девушка с тюльпанами» (фр. Jeune fille aux tulipes) — картина французского художника Анри Матисса из собрания Государственного Эрмитажа.

На жёлто-синем фоне изображена рыжеволосая девушка, сидящая за столом, на котором стоят два горшка с готовыми расцвести тюльпанами. Она одета в светло-салатовую блузку и тёмно-синюю юбку, на шее бусы. Слева внизу на крышке стола подпись художника и дата: Henri-Matisse 10. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 92 × 73,5 см.

Картина является портретом Жанны Вадери. Она жила в городке Кламар, по соседству с Исси-ле-Мулино под Парижем, где перед Первой мировой войны жил Матисс. Жанна Вадери в начале 1910-х годов послужила моделью для нескольких рисунков и скульптур Матисса[1]. Самый первый рисунок с ней выполнен в начале 1910 года и на нём Жанна изображена также сидящей за столом, на котором расположен один горшок с тюльпанами. Этот рисунок находится в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке (бумага, уголь; 73 × 58,4 см; инв. № 154.1970)[2]: «прозаизм и обыденность, отличающие нью-йоркский рисунок, позволяют предположить, что он является первой натурной штудией и предшествует картине» [3]. Считается, что «Девушка с тюльпанами» написана в феврале 1910 года. По мнению А. Г. Костеневича, в пользу этой датировки говорят готовые распуститься бутоны тюльпанов — признак надвигающейся весны[1].

В середине марта картина была показана публике в Салоне независимых в Париже и это была единственная работа Матисса, представленная в этот салон. Гийом Аполлинер оценил её как «редчайшее произведение подлинного искусства, выставленное среди многочисленных подражаний импрессионистам»[4]. После салона картина вернулась к Матиссу и некоторое время находилась в его мастерской. 8 ноября 1910 года она была выставлена на продажу в галерее Бернхейм-Жён[fr] и уже через несколько дней она оказалась в собственности московского промышленника и коллекционера С. И. Щукина. Первоначально Щукин купил картину Пьера Пюви де Шаванна «Музы вдохновительницы приветствуют Гения, посланника света», однако в итоге от неё отказался и обменял у Бернхеймов на «Девушку с тюльпанами», общая сумма сделки составила 12000 франков[5]. Н. Ю. Семёнова называет другие цифры и приводит подробности этой сделки: картина Пюви-де Шаванна обошлась Щукину в 15000 франков, но это гигантское полотно никак не вписывалось в концепцию щукинской коллекции. «Девушка с тюльпанами» оценивалась в 5000 франков и Щукин на этом обмене терял 10000 франков. Сам Щукин не особо расстраивался явной невыгодностью обмена и писал Матиссу что надеется «заработать потерянную сумму упорным трудом»[6].

После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано и картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ). После расформирования ГМНЗИ в 1948 году картина была передана в Государственный Эрмитаж. В описи и каталоги Эрмитажа внесена под инвентарным № ГЭ-9056[4].С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 440)[7].

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века анализируя картину писал:

Стремление к гармоническому равновесию декоративно трактуемых деталей в неменьшей степени отличает портреты и фигурные композиции. «Даму в зелёном» или «Девушку с тюльпанами» должно отнести к портретной рубрике, только здесь модели мало интересовали художника психологией, как её понимал XIX в. Отсюда не следует, что художнику было безразлично, кого писать. Наоборот, декоративными средствами он стремился выявить «нутро», человеческое содержание модели. <…> Матисс подчеркнул строго центрический характер композиции. Традиционная портретная поза предельно спокойна. Но пользуясь избитыми схемами, художник умел вдохнуть в них жизнь, наполнить совершенно современным содержанием[8].

Примечания

Литература

  • Барская А. Г., Костеневич, А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. — 432 с. — ISBN 978-5-93572-981-3.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.