Дама на террасе
Анри Матисс | |
Дама на террасе. 1906 или 1907 год | |
фр. Dame sur une terrasse | |
Холст, масло. 65 × 80,5 см | |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
инв. ГЭ-9040 |
«Дама на террасе» (фр. Dame sur une terrasse) — картина французского художника-фовиста Анри Матисса из собрания Государственного Эрмитажа.
На картине изображена терраса с женщиной, сидящей на табурете. За балюстрадой виден морской залив с парусными лодками. На противоположном холмистом берегу залива у самой воды расположены домики. Слева внизу подпись художника: Henri-Matisse.
Картина написана в Кольюре (Коллиуре), где Матисс часто работал начиная с 1905 года. Местом её создания считается дом Дельфо в Кольюре — этот дом Матисс снял для своего друга художника Анри Мангена и часто пользовался его гостеприимством. Балюстрада ограничивает широкую балконную площадку этого дома. Балюстрада со временем изменила свой вид, однако сам дом на пляже Ворамар по-прежнему существует[1]. Главный персонаж картины — жена Матисса Амели (урождённая Парейр)[2].
Матисс так описал свои цели в этой картине: «Поместить рядом голубой, красный, зелёный, соединить их в экспрессивно и структурно. Это было не столько результатом обдуманного намерения, сколько прирождённой внутренней потребностью»[2].
Точная дата написания картины неизвестна. Предполагается что она написана летом 1907 года, поскольку, по мнению А. Г. Костеневича, «в этом фовистском произведении намечается переход к более конструктивному стилю». Он считает, что подобные мотивы в творчестве Матисса появляются начиная только с 1907 года, в ранних работах подобное начало было ещё не настолько ярко выражено. В качестве аналогичных по своему характеру работ Костеневич приводит картины Матисса, исполненные в 1907 году: «Роскошь» из Государственного музея искусств в Копенгагене (здесь изображены аналогичные кольюрские холмы)[3] и ещё более близкие по стилю «Три купальщицы» из собрания Художественного института Миннеаполиса[англ.] [4] [5]. Такая же балюстрада с холмами вдали присутствует в левой части «Интерьера в Коллиуре» (1905 год), находящемся в частной коллекции в Анконе[6]. Исследователь истории щукинской коллекции Н. Ю. Семёнова считает что картина была написана в 1906 году[2]. В одной из своих книг А. Г. Костеневич также утверждает, что картина была написана в 1906 году, при этом он ссылается на слова самой Амели Матисс[1]. Однако в настоящее время в Эрмитаже всё-таки принята датировка 1907 года.
После написания картина поступила в парижскую галерею Дрюэ, в описи галереи она была внесена под ошибочным названием «Венеция. Вид с террасы», под этим названием её в 1908 году приобрёл московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин и так она числилась в его собрании и собрании ГМНЗИ ещё долгое время[7]. После Октябрьской революции его собрание было национализировано и эта картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства. После упразднения ГМНЗИ в 1948 году картина была передана в Государственный Эрмитаж[5]. С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 438)[8].
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века отмечал, описывая картину:
Картина выделяется настойчивым использованием цветных контуров, только намечавшихся прежде. Появление контуров возвращало мысль художника к организующей роли рисунка, на время отступившего перед «извержением» красок <…> В данном случае, правда, контуры рассматриваются не столько как границы пятен, сколько как отдельные пятна. Поэтому в колористической структуре картины обводка несёт в себе конкретный, дополнительный тон по отношению к пятну, которое она окружает и чью динамичность повышает, а кроме того, она не только разграничивает, но и примиряет соседствующие краски[9].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Костеневич, т. 2, 2008, с. 89.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Семёнова, 2019, с. 297.
- ↑ Statens Museum for Kunst. — Henry Matisse. Le Luxe II. . Дата обращения: 19 января 2021. Архивировано 28 января 2021 года.
- ↑ Minneapolis Institute of Art. — Henri Matisse. Three Bathers. . Дата обращения: 19 января 2021. Архивировано 23 января 2021 года.
- ↑ 5,0 5,1 Барская, Костеневич, 1991, с. 258.
- ↑ art-Matisse.com. — Henri Matisse. Collioure Interior. . Дата обращения: 19 января 2021. Архивировано 12 июля 2018 года.
- ↑ Перцов, 1921, с. 111.
- ↑ Государственный Эрмитаж. — Матисс, Анри. «Дама на террасе». . Дата обращения: 19 января 2021. Архивировано 27 января 2021 года.
- ↑ Костеневич, т. 1, 2008, с. 404—405.
Литература
- Барская А. Г., Костеневич, А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
- Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
- Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
- Перцов П. Щукинское собрание французской живописи. Музей новой западной живописи. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1921. — 120 с.
- Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.