Игра в шары

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анри Матисс
Игра в шары. 1908 год
фр. Jeu de boules
Холст, масло. 115 × 147 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-9154

«Игра в шары» (фр. Jeu de boules) — картина французского художника Анри Матисса из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображены три обнажённых юноши, играющие на зелёной лужайке в шары (их игра напоминает петанк, который очень популярен во Франции). Слева внизу подпись художника и дата: H. M 08. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 115 × 147 см.

Московский текстильный магнат С. И. Щукин, встречаясь с немецким коллекционером Карлом Остхаузом, увидел принадлежавшую тому картину работы Матисса «Купальщицы с черепахой» и, по сообщению одного из почитателей Матисса Ханса Пурмана «русский обезумел от <…> картины, он беспрерывно говорил о цвете и захотел получить повторение, что Матисс, однако, отказался делать». Сам Щукин, имея в виду «Купальщиц», писал Матиссу: «Я всё время думаю о вашем восхитительном „Море“. Я живо ощущаю эту свежесть, это величие океана и чувство печали и меланхолии. Буду очень рад иметь что-либо в этом роде». Матисс пошёл навстречу желанию своего главного заказчика и покровителя и исполнил вариацию «Купальщиц с черепахой», только вместо трёх обнажённых женщин изобразил трёх обнажённых мальчиков [1]. «Купальщицы с черепахой» ныне находятся в собрании Сент-Луисского художественного музея в США (холст, масло; 181,6 × 221 см; инв. № 24:1964)[2].

Как следует из авторской подписи картина создана в 1908 году, по мнению Н. Ю. Семёновой весной и вероятнее всего в парижской мастерской художника на бульваре Инвалидов[fr] (сейчас это здание принадлежит Музею Родена)[1]. Однако А. Г. Костеневич сообщает, что в описной карточке ГМНЗИ указан впоследствии утраченный ярлык на подрамнике с надписью «Collioure. Paris — Ber…» и на этом основании он предполагает, что картина была послана в галерею Бернхейм-Жён[fr] из Кольюра, где она возможно и была написана[3]. Известно точно что в мае Матисс прервал работу над картиной, поскольку «ему казалось, что композиции недостаёт целостности», но в начале июня возобновил работу[4]. Матисс сначала послал Щукину чёрно-белую фотографию картины и этого оказалось Щукину достаточно для принятия решения о покупке картины, в посланной Матиссу 30 июня телеграмме он сообщил, что нашёл картину очень интересной и попросил срочно выслать её в Москву. В июле 1908 года при посредничестве галереи Бернхейм-Жён сделка была оформлена, цена картины составила 1500 франков и она была отправлена Щукину, который впоследствии писал Матиссу: «Мне очень нравится свежесть и благородство вашей работы»[1].

Первоначально предполагалось, что картина прибыла в Москву в 1909 году[3], но впоследствии была обнаружена телеграмма Щукина Матиссу от 17 июля 1908 года, где он сообщает что картина уже находится в Москве[4]. По прибытии в Москву картина была помещена в Щукинском особняке в Большом Знаменском переулке, в описи щукинского собрания она фигурировала под названием «Игра в мяч» [5]. После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано и эта картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства. После упразднения ГМНЗИ в 1948 году картина была передана в Государственный Эрмитаж[3], в описи Эрмитажа внесена под инв. № ГЭ-9154. С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 438)[6].

Картина относится к большому циклу Матисса на тему «золотого века» при этом в ней напрочь отвергается идилличность, обычно свойственная подобным сюжетам. Этот цикл начался в 1905 году картиной «Радость жизни» (Фонд Барнса; холст, масло; 176,5 × 240,7 см; инв. № BF 719)[7], в 1907 году продолжился двумя версиями «Роскоши» из Центра Жоржа Помпиду (холст, масло; 210 × 138 см)[8] и Государственного музея искусств в Копенгагене(холст, масло; 209,5 × 139 см; инв. № KMSr76)[9], продолжен «Тремя купальщицами» из Института искусств Миннеаполиса[en] (холст, масло; 60,3 × 73 см; инв. № 61.36.14)[10] и «Купальщицами с черепахой», «Игра в шары» является завершающей работой цикла[11].

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века отмечал, описывая картину:

Персонажи <…> одновременно похожи и не похожи на реальных людей. Юноши увлечены игрой <…> но в то же время их позы и жесты почти ритуальны. Герои Матисса не развлекаются, а вовлечены в «игру жизни». Предельно обобщённый пейзаж становится единственно подобающим местом действия, полностью отвечая суровой и загадочной символике происходящего. <…> В картине обозначен сюжет, но при отсутствии какого бы то ни было психологического обоснования и разъясняющих подробностей, при общей упрощённости формальных средств она оказывается иносказанием. <…> Вся сцена воспринимается как акт угадывания судьбы[12].

Примечания

Литература

  • Барская А. Г., Костеневич, А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Перцов П. Щукинское собрание французской живописи. Музей новой западной живописи. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1921. — 120 с.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.