Ваза, бутылка и фрукты

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анри Матисс
Ваза, бутылка и фрукты. Около 1906 года
Холст, масло. 73 × 92 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-7696

«Ваза, бутылка и фрукты» — картина французского художника Анри Матисса из собрания Государственного Эрмитажа.

На столе, покрытом скатертью с сине-голубым рисунком, стоит ваза с плодами, рядом с ней молочник и тёмно-зелёная бутылка, за которой видна тарелка с фруктами, на краю стола стоит большая фарфоровая ваза с двумя ручками, в которой отражаются фрукты. Слева внизу подпись художника: Henri-Matisse. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размеры 73 × 92 см.

Рентгеноскопическое исследование выявило, что натюрморт написан поверх части другой картины, тёмно-коричневый фон которой оказался частично незакрашен и задал общую предварительную тональность итоговой работы. Отмечается, что «в верхней части эта основа полуприкрыта быстрыми неплотными белильными мазками, которые в сочетании с яркими пятнами фруктов и узоров скатерти создают впечатление почти пастельной живописи». В центральной части картины ранее также находился натюрморт с чашкой и фруктами (предположительно апельсинами)[1].

Ткань, в качестве скатерти покрывающая стол, очень похожа на так называемую «жуйскую ткань», изготовленную на фабрике в Жуи-ан-Жозаrufr под Версалем и которую Матисс изобразил на нескольких других своих полотнах, в том числе и на эрмитажных «Красной комнате» (1908) и «Натюрморте с голубой скатертью» (1909). Эта же ткань, а также большая ваза с двумя ручками присутствуют на «Голубом натюрморте» из собрания Фонда Барнса (холст, масло; 89,7 × 116,7 см; инв. № BF185)[2].

На счёт датировки картины нет единого мнения. Дочь художника утверждала, что этот натюрморт находился в их квартире уже в 1903 году. Однако стилистика картины резко отличается от работ Матисса конца XIX — начала XX века и гораздо ближе к работам, созданным после 1905 года. Как ближайшие аналоги называются «Пьер Матисс с лошадкой» (около 1906 года, частная коллекция) и «Голубой натюрморт» из Фонда Барнса (около 1907 года). А. Г. Костеневич по этому поводу писал: «Живописные качества картины таковы, что среди произведений 1902—1903 она оказывается одинокой, чего нельзя сказать, когда сопоставляешь её с полотнами фовистской эпохи» [3]. Использованные для построения натюрморта предметы также не встречаются в более ранних работах Матисса. В Эрмитаже принята датировка около 1906 года[1].

Сама картина в марте 1906 года была показана на второй персональной выставке Матисса в галерее Эжена Дрюэ: на обороте холста есть надпись «46 Nre Mte Chamaieu bleu» — под № 46 картина фигурировала в выставочном каталоге. По окончании выставки картина была возвращена художнику, но в 1908 году она была вновь выставлена на продажу в Галерее Дрюэ, где в 1908 или в начале 1909 года её приобрёл московский промышленник С. И. Щукин. После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано и передано в Государственный музей нового западного искусства в Москве. В конце 1920-х годов картина предполагалась к продаже за границу и около 1931 года была отправлена в контору «Антиквариат», но продажа не состоялась и в 1934 году она поступила в Государственный Эрмитаж[4]. В описи и каталоги Эрмитажа внесена под инвентарным № ГЭ-7696.

С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 438)[5].

Н. Ю. Семёнова в своём исследовании Щукинской коллекции пишет: «Картина, которую сам художник называет фовистской, знаменует „смену эпох“ в живописи Матисса: композиция ещё отсылает к работам начала 1900-х годов, но в экспрессивном колористическом решении уже присутствуют все приметы нового стиля»[6].

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века отмечал, описывая картину:

«Его мазки ложатся на холст темпераментно, в одно касание, знаменуя „живопись действия“ в буквальном смысле этого слова. Чтобы исполнить такую живопись, нужно „завестись“. В то же время нельзя сказать, что картина написана в некоем трансе. Как всегда у Матисса, чувство действует рука об руку с разумом. У красочной феерии имеется прочная структура, заставляющая вспомнить классические штудии художника… Композиция продумана и рассчитана. Светящаяся верхушка молочника точно определяет центр. Расставленные в кажущемся беспорядке вазы и сосуды уравновешивают друг друга, а накрытый жуйской тканью столик — красивое и устойчивое подножие натюрмортной пирамиды»[7].

Примечания

Литература

  • Барская А. Г., Костеневич, А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. — 432 с. — ISBN 978-5-93572-981-3.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.