Словообразовательное значение

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Словообразовательное значение (деривационное значение) — одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово.

Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и устанавливается путём сопоставления производного и производящего слов. Например, разница между лексическими значениями слов столик и стол — компонент «маленький», соответственно, словообразовательное значение слова столик — «маленький предмет, обозначенный производящим словом».

Однако не всегда словообразовательное значение производного слова можно установить методом сопоставления с производящим словом, так как, кроме значения форманта, в семантической структуре производного слова могут быть также семантические приращения. Поэтому для определения словообразовательного значения, привносимого формантом, необходимо сопоставлять производное слово с другими производными, образованными тем же способом.

История

Термин «словообразовательное (деривационное) значение» был введен в 1955 году А. А. Реформатским. Несколько позже о данном понятии писал Б. Н. Головин: «Уже признано, что слово несет в себе два слоя — лексическое значение и грамматическое значение. Но не является ли слово носителем также и третьего смыслового слоя — словообразовательного значения?».

См. также

Литература

  • Моисеев А. И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. Учебное пособие. — Л.: Издательство Ленинградского университета. — 208 с.
  • Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания. Изд. 4-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 256 с.
  • Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. — М.: Просвещение, 1973. — 304 с.
  • Огольцева Е. В. Образное значение в системе отсубстантивной деривации (Структурно-семантический аспект). — М., 2006. — 392 с.