Словообразовательная модель
Словообразова́тельная моде́ль — один из терминов, называющий комплексную единицу структуры словообразовательной системы[1][2][3]. Разные исследователи понимают под ним различные разновидности словообразовательных единиц. Так, например, Н. Д. Арутюнова применяет этот термин как синоним понятию «словообразовательный тип»; И. С. Улуханов использует термин «словообразовательная модель» для наименования образца, по которому образуются новые мотивированные (производные) слова, то есть для обозначения продуктивного словообразовательного типа; А. И. Моисеев, Н. А. Янко-Триницкая и некоторые другие понимают под словообразовательной моделью схему построения мотивированных слов определённой части речи (такую схему называют также и словообразовательным типом); Е. А. Земская определяет словообразовательную модель как морфонологическую, понимая под ней особый вариант внутри словообразовательного типа[4][5].
Морфонологическая модель, которая используется в исследованиях Е. А. Земской, представляет собой схему образования слов, объединяемую общностью частеречной принадлежности мотивирующего (производящего) слова, общностью словообразовательного форманта и тождеством семантики[6][7]. Например, пара слов красота и доброта относится к одному словообразовательному типу, а пара таксист и воллейболист — к другому, но каждое из слов в паре представляет при этом разные модели внутри типа. Слово красота представляет модель с усечением производящей основы (красив-ый → крас-ота), а слово доброта — модель без усечения (добр-ый → добр-ота). Слово таксист представляет модель с наложением начальной фонемы в суффиксе -ист на конечную гласную и основы (такси → такс-ист), а слово воллейболист — модель без совмещения соседних морфов в одной фонеме (воллейбол → воллейбол-ист)[8]. Всего выделяются четыре схемы, различающиеся морфонологическими особенностями[6][7]:
- С наличием или отсутствием чередований фонем на границе морфов: Рига → рижский; Лейпциг → Лейпцигский.
- С наличием или отсутствием наращения: Орёл → орл-ов-ский; Волгоград → волгоград-ский.
- С наличием или отсутствием усечения основы: самбо → самб-ист; гандбол → гандбол-ист.
- С наложением морфов или с отсутствием наложения: лилов-ый → лил-ов-ат-ый (с частичным наложением), Омск → ом-ск-ий (с полным наложением); банан → банан-ов-ый (без наложения).
Особое понимание словообразовательной модели встречается у В. Н. Немченко. Он рассматривал модель в системе словообразования как «общую схему построения производных слов, определяющую их структуру и служащую образцом для образования новых слов»[9].
Помимо термина «словообразовательная модель» в словообразовании используются также такие понятия, как «вариант словообразовательной модели» и «словообразовательная подмодель», указывающие на единицы низшего иерархического ранга по отношению к модели[6][10].
Примечания
- ↑ Ахманова О. С. Модель. Модель словообразовательная. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 238. — 608 с. (Дата обращения: 10 апреля 2022)
- ↑ Ахманова О. С. Словообразовательный. Словообразовательная модель. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 424—425. — 608 с. (Дата обращения: 10 апреля 2022)
- ↑ Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Модель. Модель словообразовательная // Словарь-справочник лингвистических терминов. — 2-е изд, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976. (Дата обращения: 10 апреля 2022)
- ↑ Казак М. Ю. Морфемика и словообразование современного русского языка. Теория: Учебное пособие. — Белгород: Издательский дом Белгород, 2012. — С. 53. — 80 с. (Дата обращения: 10 апреля 2022)
- ↑ Бутакова, 2010, с. 145—146, 148.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Бутакова, 2010, с. 146.
- ↑ 7,0 7,1 Евсеева, 2011, с. 191.
- ↑ Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Крысин Л. П. и др. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под редакцией Л. Л. Касаткина. — М.: Academia, 2001. — С. 465—466. — 768 с. — ISBN 5-7695-0361-0.
- ↑ Бутакова, 2010, с. 137.
- ↑ Евсеева, 2011, с. 189.
Литература
- Бутакова Л. О. Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей). — Омск: Издание ОмГУ; Вариант-Омск, 2010. — 173 с. (Дата обращения: 10 апреля 2022)
- Евсеева И. В. Комплексные единицы словообразовательной системы // Вестник КемГУ. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. — № 3 (47). — С. 188—194. — ISSN 2078-8975. (Дата обращения: 10 апреля 2022)