Словообразовательная модель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Словообразова́тельная моде́ль — один из терминов, называющий комплексную единицу структуры словообразовательной системы[1][2][3]. Разные исследователи понимают под ним различные разновидности словообразовательных единиц. Так, например, Н. Д. Арутюнова применяет этот термин как синоним понятию «словообразовательный тип»; И. С. Улуханов использует термин «словообразовательная модель» для наименования образца, по которому образуются новые мотивированные (производные) слова, то есть для обозначения продуктивного словообразовательного типа; А. И. Моисеев, Н. А. Янко-Триницкая и некоторые другие понимают под словообразовательной моделью схему построения мотивированных слов определённой части речи (такую схему называют также и словообразовательным типом); Е. А. Земская определяет словообразовательную модель как морфонологическую, понимая под ней особый вариант внутри словообразовательного типа[4][5].

Морфонологическая модель, которая используется в исследованиях Е. А. Земской, представляет собой схему образования слов, объединяемую общностью частеречной принадлежности мотивирующего (производящего) слова, общностью словообразовательного форманта и тождеством семантики[6][7]. Например, пара слов красота и доброта относится к одному словообразовательному типу, а пара таксист и воллейболист — к другому, но каждое из слов в паре представляет при этом разные модели внутри типа. Слово красота представляет модель с усечением производящей основы (красив-ыйкрас-ота), а слово доброта — модель без усечения (добр-ыйдобр-ота). Слово таксист представляет модель с наложением начальной фонемы в суффиксе -ист на конечную гласную и основы (такситакс-ист), а слово воллейболист — модель без совмещения соседних морфов в одной фонеме (воллейболволлейбол-ист)[8]. Всего выделяются четыре схемы, различающиеся морфонологическими особенностями[6][7]:

  1. С наличием или отсутствием чередований фонем на границе морфов: Ригарижский; ЛейпцигЛейпцигский.
  2. С наличием или отсутствием наращения: Орёлорл-ов-ский; Волгоградволгоград-ский.
  3. С наличием или отсутствием усечения основы: самбосамб-ист; гандболгандбол-ист.
  4. С наложением морфов или с отсутствием наложения: лилов-ыйлил-ов-ат-ый (с частичным наложением), Омском-ск-ий (с полным наложением); бананбанан-ов-ый (без наложения).

Особое понимание словообразовательной модели встречается у В. Н. Немченко. Он рассматривал модель в системе словообразования как «общую схему построения производных слов, определяющую их структуру и служащую образцом для образования новых слов»[9].

Помимо термина «словообразовательная модель» в словообразовании используются также такие понятия, как «вариант словообразовательной модели» и «словообразовательная подмодель», указывающие на единицы низшего иерархического ранга по отношению к модели[6][10].

Примечания

  1. Ахманова О. С. Модель. Модель словообразовательная. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 238. — 608 с. (Дата обращения: 10 апреля 2022)
  2. Ахманова О. С. Словообразовательный. Словообразовательная модель. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 424—425. — 608 с. (Дата обращения: 10 апреля 2022)
  3. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Модель. Модель словообразовательная // Словарь-справочник лингвистических терминов. — 2-е изд, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976. (Дата обращения: 10 апреля 2022)
  4. Казак М. Ю. Морфемика и словообразование современного русского языка. Теория: Учебное пособие. — Белгород: Издательский дом Белгород, 2012. — С. 53. — 80 с. (Дата обращения: 10 апреля 2022)
  5. Бутакова, 2010, с. 145—146, 148.
  6. 6,0 6,1 6,2 Бутакова, 2010, с. 146.
  7. 7,0 7,1 Евсеева, 2011, с. 191.
  8. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Крысин Л. П. и др. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под редакцией Л. Л. Касаткина. — М.: Academia, 2001. — С. 465—466. — 768 с. — ISBN 5-7695-0361-0.
  9. Бутакова, 2010, с. 137.
  10. Евсеева, 2011, с. 189.

Литература