Мотивирующее слово

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Мотиви́рующее сло́во (также исходное слово[1], производящее слово[2], первичное слово[3]) — слово с мотивирующей (производящей) основой (базой) — исходной формой для дальнейшего словообразования[4][5][6][7]. Находится в отношениях словообразовательной мотивации с однокоренными мотивированными (производными) словами (является источником их мотивации)[1][8][9][10].

Отличия от мотивированного слова

Мотивирующее слово отличается от мотивированного (при различии лексических значений) меньшей формальной (фонематической) сложностью (например, слово бежать в сравнении со словом выбежать) и (при различии лексических значений и одинаковой формальной сложности) меньшей семантической сложностью (например, слово художник в сравнении со словом художница, значение которого определяется по первому слову в этой паре как «женщина-художник»). Если слова тождественны друг другу во всех компонентах, кроме грамматического значения части речи, мотивирующим словом является глагол в паре «глагол — имя существительное со значением действия, выраженного этим глаголом» («бежать» — «бег», «выходить» — «выход») и имя прилагательное в паре «имя прилагательное — имя существительное со значением признака, выраженного этим прилагательным» (белый — белизна, зелёный — зелень)[~ 1]. Слова, не являющиеся стилистически нейтральными, не могут быть мотивирующими (если мотивированное слово стилистически нейтрально) вне зависимости от степени их формальной сложности[9][11].

В качестве дополнительных критериев отличий мотивирующего слова отмечают[12]:

  • для глаголов — наличие у мотивируемых ими слов (имён) морфемы, отсутствующей у глагола и отмечаемой в ряду других имён действия (резать — резка), наличие у мотивируемых имён такой же приставки, как у глагола при отсутствии у имён суффикса (доплатить — доплата), семантический признак для глаголов на -ить (ездить — езда), наличие у глаголов суффикса -а- (пускать — пуск), значение «издавания звука» у глаголов (хрипеть — хрип, шелестеть — шелест);
  • для имени — наличие у мотивируемых ими слов (глаголов) формантов -ничать, -ствовать при отсутствии аффиксов, как у имён в парах типа резать — резка и доплатить — доплата (разврат — развратничать, пьянство — пьянствовать), а также наличие формантов -овать, -ировать, -изировать, -изовать при любых условиях (вражда — враждовать, ремонт — ремонтировать).

В составе словообразовательных структур

Мотивирующее слово, находящееся в отношениях словообразовательной мотивации с тем или иным мотивированным словом, в свою очередь, может быть само мотивированным по отношению к другому слову, являясь тем самым звеном в словообразовательной цепочке[1]. Например, в цепочке учить → учитель → учительница слово учитель — мотивирующее для слова учительница и одновременно мотивированное по отношению к слову учить[13]. При этом мотивирующими в данной цепочке для одного мотивированного могут выступать несколько слов. Например, для слова накрахмалить мотивирующими являются как слово крахмалить, так и слово крахмал, а для слова преподавательский — как слово преподаватель, так и слово преподавать[14].

Всегда мотивирующим является слово, находящееся в вершине словообразовательной цепочки или словообразовательного гнезда (совокупности всех слов с тождественным корнем)[~ 2]. Так, слово греть является исходным мотивирующим (немотивированным) словом для гнезда, включающего слова на­гре­ть, на­гре­вать, на­гре­вать­ся, на­грев, на­гре­ватель…; обогреть, обогрева­ть, обогреваться, обогреватель и т. д.[1][16]

Мотивирующее слово вместе с мотивированным образуют наименьшую единицу в системе словообразования — словообразовательную пару, которая является основой формирования словообразовательных цепочек, парадигм и гнёзд[17]. Характерной особенностью отношений мотивирующих и мотивированных слов в паре являются незначительные формальные и семантические различия между ними[11].

Образование мотивированных слов

Мотивирующее слово с мотивированными объединяет общая основа, называемая мотивирующей или производящей. В паре дом — домовой мотивирующей основой является дом-, в паре двор — дворник: двор-, в паре холод — холодный: холод-, в паре холодный — холодноватый: холодн-, в паре кот — котик: ко[т’]- (с учётом чередования [т] — [т’])[5][7][18]. В ряде случаев у мотивированного слова имеется более одной мотивирующей основы, например, в слове землепроходец отмечаются мотивирующие основы зем[л’] и прохо[д’]. Отличаются мотивирующее и мотивированные слова наличием у последних словообразовательного форманта, например, суффикса (-ик — в паре кот — котик), префикса (по- — в паре мешать — помешать) или иного словообразовательного средства[1][3]. При этом различие мотивирующего и мотивированных слов одним формантом называют непосредственной мотивацией, а двумя и более формантами — опосредствованной мотивацией. Например, слова крахмалить и накрахмалить связаны непосредственной мотивацией, так как различаются только префиксом на-, а слова крахмал и накрахмалить связаны опосредствованной мотивацией, поскольку различаются префиксом на- и суффиксом -и-[19][20]. Мотивирующая основа или несколько основ представляют собой отсылочную часть мотивированного слова, которая отсылает его к источнику мотивации и сохраняет полнозначные единицы в его структуре, в то время как формантная часть служит выражению нового значения мотивированного слова по сравнению с мотивирующим[8].

Мотивированные слова образуются от мотивирующих основ при помощи аффиксации, словосложения, конверсии и других способов[1][8][21][22].

Примечания

Комментарии
  1. Мотивированными словами в данном случае являются слова, выражающие категориальное значение не своей части речи: отглагольные имена существительные «бег», «выход» и отадъективные имена существительные белизна, зелень[11].
  2. В «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова (в 2-х томах, 1-е издание — 1985 год), наиболее полном гнездовом словаре русского языка из 145 тысяч включённых в него слов 19 тысяч являются только мотивирующими, то есть немотивированными или непроизводными[15].
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Словообразование / Кубрякова Е. С., Лопатин В. В., Улуханов И. С. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 445—446. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5. (Дата обращения: 8 ноября 2021)
  2. Ахманова О. С. Производящее слово. Словарь лингвистических терминов. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 365. — 608 с. (Дата обращения: 8 ноября 2021)
  3. 3,0 3,1 Лопатин, Улуханов, 1997, с. 500—501.
  4. Ахманова О. С. Производный. Производящее слово. Словарь лингвистических терминов. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 365. — 608 с. (Дата обращения: 8 ноября 2021)
  5. 5,0 5,1 Ахманова О. С. Основа. Основа производящая. Словарь лингвистических терминов. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 296—297. — 608 с. (Дата обращения: 8 ноября 2021)
  6. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Мотивирующее слово // Словарь-справочник лингвистических терминов. — 2-е изд, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976. (Дата обращения: 8 ноября 2021)
  7. 7,0 7,1 Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Основа слова. Основа производящая (образующая) // Словарь-справочник лингвистических терминов. — 2-е изд, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976. (Дата обращения: 8 ноября 2021)
  8. 8,0 8,1 8,2 Кубрякова Е. С. Словообразование // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2. (Дата обращения: 8 ноября 2021)
  9. 9,0 9,1 Русская грамматика, том I, 1980, с. 131.
  10. Бутакова, 2010, с. 95—96.
  11. 11,0 11,1 11,2 Бутакова, 2010, с. 93.
  12. Бутакова, 2010, с. 93—94.
  13. Лопатин, Улуханов, 1997, с. 501.
  14. Русская грамматика, том I, 1980, с. 131—132.
  15. Тихонов А. Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. — Москва: АСТ, 2014. — С. 5. — 639 с. — ISBN 978-5-17-082826-5.
  16. Русская грамматика, том I, 1980, с. 132.
  17. Тихонов А. Н. Словообразовательное гнездо // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; Издательский дом Дрофа, 1997. — С. 504—505. — 721 с. — ISBN 5-85270-248-X.
  18. Касаткин, Клобуков, Крысин, 2001, с. 462—463.
  19. Русская грамматика, том I, 1980, с. 132—133.
  20. Бутакова, 2010, с. 80—81.
  21. Русская грамматика, том I, 1980, с. 136—138.
  22. Касаткин, Клобуков, Крысин, 2001, с. 466—470.

Литература