Салой
Чеченский тайп | |
Салой | |
---|---|
чечен. Салой | |
Этноиерархия | |
Раса | европеоидная |
Тип расы | кавкасионский |
Тукхум | овхой |
Общие данные | |
Религия | ислам (суннизм) |
В составе | чеченцев |
Родственны | Вашандарой |
Современное расселение | |
Россия: нет данных Чечня: нет данных Дагестан: нет данных Ингушетия: нет данных |
|
Историческое расселение | |
Северный Кавказ |
Салой (чечен. Салой) — чеченский тайп, расселенное в равнинной и предгорной части Чечни, проживают в разных частях, а именно в населённых пунктах: Цоци-Юрт, Бено-Юрт[1], Знаменское, Калаус, Горагорск, Эли юрт (Надтеречный район) и в др населённых пунктах района. А также Ножай-Юрт (райцентр Ножай-Юртовского района)С. Толстой-Юрт Грозненского района и Герменчук (Шалинский район). А также в Ауховском и Хасавюртовском районах Дагестана.
Родовые села
Саала-Юрт – раннее название села Кандаураул. Находится севернее Хасавюрта, на правом берегу реки Ярыксу. Село было основано чеченцами-аккинцами[2][3]. Сал-Юрт – урочище на восточной стороне села Калининаул (Ширча-Юрт). Название селения произносят так, как-будто это село существует и поныне, но такого селения нет. Оно было сожжено, а жители, оставшиеся в живых, разбрелись кто куда, т.е. по соседним селениям и в глубь Чечни. Ныне там находятся пастбища, пашни[4].
История
Салой, выходцы из которого составили собой в XVII в. кумыкское сословие салаузденей, связана с походом Чопан-шамхала в Аргунское ущелье и последующим переселением части вашандаройцев в Риквани, а оттуда – в Салатавию (Сала-юрт) и на Сулак (Чир-юрт). Таким образом, приведенный документ подтверждает и поясняет свидетельства Д.-М. Шихалиева и Н.Ф. Дубровина о вашандароевском происхождении сала-узденей и об их сходе из селения Риквани Андийского общества, разделенного от Салатавии гумбетовцами[5][6][7].
Гаплогруппа
По результатам ДНК тестов представителей данного тайпа, тайп относится к гаплогруппам J, R[8].
Топонимика
До осени 1849 года на реке Джалка на юго-западе Шали находился аул Салой, жителей села переселили в село Герменчук[9]. Сала-али – речка в Ачхой-Мартановском районе Чечни, правый приток реки Фортанга. В междуречье Сала-али и Чож простирается горный хребет Сала-алиен-дук. Название, по мнению А.В.Твердого, сложилось из собственного имени «Сала» и «али» в значении «река», - «река Сала» (вайнах.)[10][11]. Сала-ирзу – «Сали (лесная) поляна» находится вблизи Бамута. В данном случае Сала может быть и собственным именем. В ономастике вайнахов подобное имя встречается часто[11]. Мага Сала-ирзу (МагӀа Сала-ирзу) – «Верхняя Сали (лесная) поляна». На южной стороне Бамута, в урочище речки Сала-али. Ига Сала-ирзу (ИгӀа Сала-ирзу) – «Нижняя Сали (лесная) поляна». На южной стороне Бамута, рядом с Мага Сала-ирзу, в урочище речки Сала-али. Бану-Салу – селение находилось в междуречье Ярыксу и Акташ, на юге от Сиуха, в районе Кхархой-Мохк[12]. Сала-су – река, долина которой, используется для пастбища в Ленинауле[13]. Сал-эскар хьайра (Сал-эскар хайра) – урочище в долине реки Ямансу, где в прошлом находилась мельница Сал-войска[14]. Сал текхийна боьра – урочище на правом берегу реки Сунжа, где волоком доставляли строительный лес и дрова для отправки вплавь по Сунже и Тереку в Кизляр. Сал – заготовленный для переправы водным путем лес, бревна[15].
Эпос
Сохранился нарстский эпос, в котором говорится следующее[16]:
От Ачамза-кургана он поехал до страны, где жил князь тайпа Салой. На самом краю села, у ворот полуразрушенного дома остановился его конь. Половина села веселилась на пиру, другая половина была безрадостной. В этой части села и остановился конь сына Ха. «Что здесь происходит? — спросил он у своей хозяйки-вдовы. — Когда я проезжал селение, одна половина его веселилась, а другая половина удручена каким-то горем».
— Мальсагов, Ахмет Орцхоевич - Нарт-орстхойский эпос вайнахов
Фамилии
Бийсултановы,Мутаевы, Акмурзаевы, Баймурзаевы, Баталовы, Битиевы ,Бураевы,Бекбулатовы, Висингириевы, Дагаевы,Мусаевы, Митаевы, Межидовы, Наурбиевы, Салоевы, Ислямовы, Тужуевы, Батмурзаевы,Яхаевы,[17].
Примечания
- ↑ Сулейманов, 2006, с. 578.
- ↑ А.В.Твердый, Топонимический словарь Северного Кавказа, Ч. 1, 2. Краснодар, 2006, стр.233
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 334.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 338.
- ↑ Тептар - 21 Июля 2015 - Ваштарой. Нохчийн тайп. . vashandaro.com. Дата обращения: 27 августа 2020. Архивировано 12 ноября 2020 года.
- ↑ Тесаев З.А. ЛЕТОПИСЬ О ПОХОДЕ ЧУБАНА БИН СУЛТАН-АЛИБЕКА НА ШУБУТ (2-я пол. XVI в.).. — 2019 г..
- ↑ Д.-М. М. Шихалиев. Рассказ кумыка о кумыках.. — Даг. кн. изд-во, 1993..
- ↑ NA Project - Y-DNA Classic Chart
- ↑ Берже А.П. «Чечня и чеченцы», Тифлис, 1859.
- ↑ А.В.Твердый, Топонимический словарь Северного Кавказа, Ч. 1, 2. Краснодар, 2006, стр.235
- ↑ 11,0 11,1 Сулейманов, 1997, с. 33.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 336.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 351.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 353.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 543, 544.
- ↑ Мальсагов, 1970, с. 126.
- ↑ Хаам бина Мусаев Артурс 2018 ш.
Литература
- А. О. Мальсагов. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1970. — 178 с.
- Сулейманов А. С. Топонимия Чечни. — Нальчик: «Эль-Фа», 1997. — 682 с. — 1000 экз. — ISBN 5-88195-263-4. Архивная копия от 7 ноября 2014 на Wayback Machine
- Сулейманов А. С. Топонимия Чечни. — Нальчик: ГУП "Книжное издательство", 2006. — 711 с. — 5000 экз. — ISBN 598896002-2.