Бунихой
Бунихой | |
---|---|
Бунихой, Буной | |
Общие данные | |
Религия | Ислам (суннизм) |
Родовое село | Буни |
Бунихой (чечен. Бу́ной) — чеченский тейп, представители которого являются выходцами из территориальной группы Ламрой и входят в тукхум (социально-экономический союз) Чеберлой. Бунихой относится к «исконным тейпам», обладающим своей горой. У тайпа Бунихой — это Буни-Лам. Имя этого тайпа носит и горный аул Буни.
История
Известное на сегодняшний день первое упоминание о тайпе Бунихой датируется IX-X веком арабским историком и географом Аль-Масуди. Аль-Масуди пишет, что на всем протяжении маршрута Чур-акха (внутренняя земля) стояли указательные каменные плиты и до 120 больших и малых мостов через ущелье. Он сообщает, что внутренние земли нахов насчитывают более 18 тыс. деревень. Здесь проживали огромные по своему населению воинственные племена. Авторы разных времен называют их по-разному: Аланы, Маскуты, Керпеты, Аорсы, Аккибы, Маасты, Чермнои (чер-ма-а), Бунийцы (Бунихой) и т.д. Однако в историю они вошли, как "массагеты"[источник не указан 2386 дней]
В разные времена, представители тайпа Бунихой основали такие сёла как:
Оспан-Юрт (В 1857 году 20 января при взятии штурмом аула Оспан-Юрт жители насильно переселены в новый аул Курчалой русскими а село полностью уничтожено);
Буной-Хутор (Буной, хутор находился между р. Хулхулуа (Хули) и р. Джалка (Жалка), жители были русскими переселены в селения Большой Чечни)[1].;
Микротопонимия тайпа Бунихой
Туджи-Эвла (Туджа-Аул) — заброшенное село на востоке аул. Терате (Терате) «Терате» — склон горы на ю. Бунахуо. Iумайн цона (Умайн цона) «Умая покос» — на ю.-з. Шовхалан биеру (Шовхалан биеру) «Шовхала балка» — на з. Сири цона (Сири цона) «Сири покос» — на ю.-з. Хьасойн цона (Хасойн цона) «Хасоя покос» — на ю. Пхьен даккъашка (Пхен даккашка) «Поселения хребтам к» -на з. Др. могильники, руины боевых башен. Ариетӏа (Ариета) «Равнине на» — пологий склон на с.-з. Шамилан руот (Шамилан руот) «Шамиля стоянка» — обычно применяется для обозначения стоянки скота в знойные дни, но здесь бунахойцы этим термином обозначали место остановок мюридов имама Шамиля во время его похода на чӏебарлойцев для усмирения их. К ю.-з. от Бунахуо. Юкъан даккъаш (Юкан даккаш) «Средние (серединные) хребты» — на ю. Мушакхан биеру (Мушакан биеру) «Мушака балка» — на ю. Мушакха — еоб. имя. Буош ханитӏа (Буош ханита) «Дикого чеснока склон» — склон на з. Iабайн хьовхьа (Абайн ховха) «Абая склону к» — на з. Iаба -соб. имя. Цецайн цона (Цецайн цона) «Цецая покос» — на ю.-з. Цеца -соб. имя. Iамие цӏагуние (Амие цагуние) «Озера границы у» — на в. Хьаткъайн чие (Хаткайн чие) — впадина к с. от Бунахуо. В основу топонима легло название съедобной травы хьаткъаш и чие — формант, указывающий вовнутрь. Бунахойн жиелашка (Бунахой жиелашка) «Бунахойцев кутанам к» — к с. от Бунахуо. Склон, где стояли овечьи кутаны бунахойцев. Тунку тӏиехьа (Тунку тиеха) — склон горы на местном диалекте, «тунку» иногда может быть названа остроконечная верхушка от «тунтулиг» — дым, дымоход. Внешний вид выступа на хребте, напоминающий дымоход горского камина, дал повод для такого названия. Шаӏманан жиелуо Iиена дукъ «Шаъмана (овечий) кутан стоял (где) хребет» — уроч. на с. Боннашка (Боннашка) «Шалашам к» — уроч. на ю. Такхум тӏие (Такум тие) «Обрыве на» — уроч. на з, Акънойн арие (Акнойн арие) «Плит (каменных) поляна» -на з. Тоьлгин арие (Тёлгин арие) «Муравейников поляна» — довольно ровное место в лощине на з. Токхум хьалхие (Токум халхие) «Обрывом перед» — склон на с. от разв. Гӏалайн биера (Галайн биера) «Башни балка» — на с. от разв. Тӏо бахни биера (То бахни биера) «Камни добывали где балка» — на южн. окр. разв. Каменный карьер. Авлин кӏиел (Авлин киел) «Аулом под» — в. окр. Хин кӏагу (Хин кагу) «Речки впадине к» — на с.-в. окр. Эниетӏи (Эниети) — уроч. и речка в 1,5 км к в. от Бунахуо. От «Ана» — др. божество утренней зари, рассвета, горизонта, природных явлений. Жамчу Iиние (Жамчу иние) «Маленькому ущелью к» — пролегает на с.-з. разв. Нашхойн хи (Нашхойн хи) «Нашхойцев родник» — на в. от разв. Бунахуо. Вер., на берегу речки жили выходцы из об-ва Нашха. Об этом и поведал данный топоним.
Известные бунхоевцы
- Наиб Тарам — пятисотенный начальник, с. Оспан-Юрта (Iуспан-юрт). В 1847 наиб Сунжснского наибства. Мазун. (похоронен в с. Курчалой).
Примечания
- ↑ Берже А.П. «Чечня и чеченцы», Тифлис, 1859.
Литература
- Сулейманов А. Топонимия Чечни. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2006.
- Мамакаев М. А. Чеченский тайп в период его разложения. — Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1973. (недоступная ссылка)
- Ильясов Л. Чеченский тайп: мифы и реалии. // Вестник «Лам», Бюллетень Международного общественного и культурного центра «Лам», № 4(8). — Грозный, 2001. (Отрывок из работы Архивная копия от 9 января 2020 на Wayback Machine, по материалам Всерос. науч. конф. Москва, 19-20 апреля 2005).
Ссылки
- Ибрагимова З. Х. Чеченцы в зеркале царской статистики (1860—1900) (недоступная ссылка)
- Чеченские тейпы и тукхумы Архивная копия от 23 декабря 2012 на Wayback Machine — частный сайт А. Шнайдера.
- Чеченские тейпы Архивная копия от 6 апреля 2012 на Wayback Machine — частный сайт А. В. Такаева.