Бунихой

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бунихой
Бунихой, Буной
Общие данные
Религия Ислам (суннизм)
Родовое село Буни

Бунихой (чечен. Бу́ной) — чеченский тейп, представители которого являются выходцами из территориальной группы Ламрой и входят в тукхум (социально-экономический союз) Чеберлой. Бунихой относится к «исконным тейпам», обладающим своей горой. У тайпа Бунихой — это Буни-Лам. Имя этого тайпа носит и горный аул Буни.

История

Известное на сегодняшний день первое упоминание о тайпе Бунихой датируется IX-X веком арабским историком и географом Аль-Масуди. Аль-Масуди пишет, что на всем протяжении маршрута Чур-акха (внутренняя земля) стояли указательные каменные плиты и до 120 больших и малых мостов через ущелье. Он сообщает, что внутренние земли нахов насчитывают более 18 тыс. деревень. Здесь проживали огромные по своему населению воинственные племена. Авторы разных времен называют их по-разному: Аланы, Маскуты, Керпеты, Аорсы, Аккибы, Маасты, Чермнои (чер-ма-а), Бунийцы (Бунихой) и т.д. Однако в историю они вошли, как "массагеты"[источник не указан 2386 дней]

В разные времена, представители тайпа Бунихой основали такие сёла как:
Оспан-Юрт (В 1857 году 20 января при взятии штурмом аула Оспан-Юрт жители насильно переселены в новый аул Курчалой русскими а село полностью уничтожено);
Буной-Хутор (Буной, хутор находился между р. Хулхулуа (Хули) и р. Джалка (Жалка), жители были русскими переселены в селения Большой Чечни)[1].;

Микротопонимия тайпа Бунихой

Туджи-Эвла (Туджа-Аул) — заброшенное село на востоке аул. Терате (Терате) «Терате» — склон горы на ю. Бунахуо. Iумайн цона (Умайн цона) «Умая покос» — на ю.-з. Шовхалан биеру (Шовхалан биеру) «Шовхала балка» — на з. Сири цона (Сири цона) «Сири покос» — на ю.-з. Хьасойн цона (Хасойн цона) «Хасоя покос» — на ю. Пхьен даккъашка (Пхен даккашка) «Поселения хребтам к» -на з. Др. могильники, руины боевых башен. Ариетӏа (Ариета) «Равнине на» — пологий склон на с.-з. Шамилан руот (Шамилан руот) «Шамиля стоянка» — обычно применяется для обозначения стоянки скота в знойные дни, но здесь бунахойцы этим термином обозначали место остановок мюридов имама Шамиля во время его похода на чӏебарлойцев для усмирения их. К ю.-з. от Бунахуо. Юкъан даккъаш (Юкан даккаш) «Средние (серединные) хребты» — на ю. Мушакхан биеру (Мушакан биеру) «Мушака балка» — на ю. Мушакха — еоб. имя. Буош ханитӏа (Буош ханита) «Дикого чеснока склон» — склон на з. Iабайн хьовхьа (Абайн ховха) «Абая склону к» — на з. Iаба -соб. имя. Цецайн цона (Цецайн цона) «Цецая покос» — на ю.-з. Цеца -соб. имя. Iамие цӏагуние (Амие цагуние) «Озера границы у» — на в. Хьаткъайн чие (Хаткайн чие) — впадина к с. от Бунахуо. В основу топонима легло название съедобной травы хьаткъаш и чие — формант, указывающий вовнутрь. Бунахойн жиелашка (Бунахой жиелашка) «Бунахойцев кутанам к» — к с. от Бунахуо. Склон, где стояли овечьи кутаны бунахойцев. Тунку тӏиехьа (Тунку тиеха) — склон горы на местном диалекте, «тунку» иногда может быть названа остроконечная верхушка от «тунтулиг» — дым, дымоход. Внешний вид выступа на хребте, напоминающий дымоход горского камина, дал повод для такого названия. Шаӏманан жиелуо Iиена дукъ «Шаъмана (овечий) кутан стоял (где) хребет» — уроч. на с. Боннашка (Боннашка) «Шалашам к» — уроч. на ю. Такхум тӏие (Такум тие) «Обрыве на» — уроч. на з, Акънойн арие (Акнойн арие) «Плит (каменных) поляна» -на з. Тоьлгин арие (Тёлгин арие) «Муравейников поляна» — довольно ровное место в лощине на з. Токхум хьалхие (Токум халхие) «Обрывом перед» — склон на с. от разв. Гӏалайн биера (Галайн биера) «Башни балка» — на с. от разв. Тӏо бахни биера (То бахни биера) «Камни добывали где балка» — на южн. окр. разв. Каменный карьер. Авлин кӏиел (Авлин киел) «Аулом под» — в. окр. Хин кӏагу (Хин кагу) «Речки впадине к» — на с.-в. окр. Эниетӏи (Эниети) — уроч. и речка в 1,5 км к в. от Бунахуо. От «Ана» — др. божество утренней зари, рассвета, горизонта, природных явлений. Жамчу Iиние (Жамчу иние) «Маленькому ущелью к» — пролегает на с.-з. разв. Нашхойн хи (Нашхойн хи) «Нашхойцев родник» — на в. от разв. Бунахуо. Вер., на берегу речки жили выходцы из об-ва Нашха. Об этом и поведал данный топоним.

Известные бунхоевцы

  • Наиб Тарам — пятисотенный начальник, с. Оспан-Юрта (Iуспан-юрт). В 1847 наиб Сунжснского наибства. Мазун. (похоронен в с. Курчалой).

Примечания

  1. Берже А.П. «Чечня и чеченцы», Тифлис, 1859.

Литература

  • Сулейманов А. Топонимия Чечни. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2006.
  • Мамакаев М. А. Чеченский тайп в период его разложения. — Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1973. (недоступная ссылка)
  • Ильясов Л. Чеченский тайп: мифы и реалии. // Вестник «Лам», Бюллетень Международного общественного и культурного центра «Лам», № 4(8). — Грозный, 2001. (Отрывок из работы Архивная копия от 9 января 2020 на Wayback Machine, по материалам Всерос. науч. конф. Москва, 19-20 апреля 2005).

Ссылки