Зумсой (тайп)
Исторический тайп | |
Зумсой | |
---|---|
чечен. Зу(м)сой | |
![]() | |
Этноиерархия | |
Раса | европеоидная |
Тип расы | кавкасионский |
Подгруппа | вайнахская |
Общие данные | |
Язык | итумкалинский диалект чеченского |
Религия |
|
Первые упоминания | общества (XVII век) |
В составе | чеченцев |
Историческое расселение | |
• ист. область Зумса |
Зумсойцы (в литературе встречаются вариации: дзумсойцы, дзумсы, зумсоевцы, зумсовцовы; самоназвание: Зу(м)сой ) — чеченский тайп (единица общественной организации), чаще всего рассматривается, как самостоятельное общество, не входящее в какой-либо тукхум[1]. Тем не менее на определённых этапах зумсойцы входили в различные территориальные группы в пределах Аргунского ущелья[Прим. 1][2][3]. Считался одним из политически активных тайпов. Объединён в кровнородственный союз с обществами Тумсой и Чантий[4][5][6].
Тайп имеет родовую гору Зумс-Лам в Итум-Калинском районе Чеченской республики. В черте также находится множество вершин: Селин-Лам, Ленаш-Корта, Це-Корта и др[7][8].
Название
Эндоним Зумсой (в ед. ч. – Зумсо, Зусо [зу́:са]) разделяется на две составные части, от чечен. Зу – ёж, колючий и Сой, Са – окончание обозначающее людей, человека либо знание. Ёж — тотемное животное, в чеченском фольклоре считается священным и носителем мудрости. Этнограф С-М. Хасиев отмечает, что некоторые тайпы носят ритуально-кастовые названия[9][10][11].
№ | Название | Автор | Дата |
---|---|---|---|
1. | Зумсовцовы[12] | Митька Протопопов | 1651 |
2. | Зумсой[13] | Лев Энгельгардт | 1829 |
3. | Зунсо[14] | Павленко и Кузнецов | 1836 |
4. | Дзумсо[15] | Мелентий Ольшевский | 1844 |
5. | Изумсой[16] | Ипполит Вревский | 1852 |
6. | Джумсой[17] | Павел Кемферт | 1860 |
7. | Зунсы[18] | Абдурахман Ал-Газикумух | 1865 |
8. | Дзумсы[19] | Магомед Мамакаев | 1932 |
9. | Зусой[20] | Сайпуди Натаев | 1981 |
10. | Зумси[21] | Руслан Закриев | 2008 |
Субгруппы

Как и многие народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему названий для существовавших в их среде форм объединений, структура которых состояла из групп разной численности и статуса, тайп по мере своего роста делился на подгруппы и ветви, так называемые фратрии и патронимы (чечен. гара, некъе)[22].
Список фратрий | ||
---|---|---|
Название | Чеченская орфография | Родовые центры |
Амбасой | Іамбасой | Амбаса |
Хилдехарой | Хилдиехьарой | Хилдеха |
Ханкурой | Хьанкурой | Ханкура |
Доркулхой | Доркъулкхой | Доркулчи |
Кештерой | Каьштой | Кешта |
Кумарткалой | Кхумарткхаллой | Кумарткала |
Гожахехой | Гожахьехой | Гожахеха |
Гургой | ГІургІой | Гургай |
Исмаилкалой | ИсмаІилкхаллой | Исмаилкала |
Олгузой | Оьлгузой | Олгузи |
Онжохой | Іонжохой | Онжоха |
Айкалой | Айнкхаллой | Айкала |
Мехтикалой | Маьхьткхаллой | Мехтикала |
Мужиарой | Муьжеарой | Мужиар |
Самголой | СамгІолой | Самголчу |
Сесаной | Сесаной | Сесачу |
Селгуной | СелгІуной | Селгуне |
Селетой | СелетІой | Селета |
Чайнарой | Чайнарой | Чайнара |
Чалхой | Чалхой | Чалха |
Патронимы, ведущие свое имя от праотца в недавнем прошлом: Алди-некъе, Борзи-некъе, Песхар-некъе, МаIаш-Iалат-некъе, Пхьакоч-гара, Пхьачи-некъе, Сардакъ-некъе, Сурум-гара, Iади-некъе, Дади-некъе, Iаьли-гара, Къеди-некъе, Куьри-гара, Чопанан-некъе, Игач-некъе, Жани-некъе, Тами-некъе, Яскхи-гара и др[23][24].
Этноистория
Этот раздел нуждается в переработке. |
Происхождение
Зумсойцы исторически населяли Аргунское ущелье, которое казаки также называли Кашлановским, по-видимому, из-за множества топонимов связанных со словом Каш, Кеш — могила либо Кав, Ке — врата и Ла — чечененское окончание, в документах XIX века нередко упоминается, как «Железные врата», данное ущелье считалось некой пограничной заставой между Кавказом и Закавказьем[25]. Селение их в исторических сводках известно еще в IX-X веках под наименованием Кешта (поселок Зумсоя). Исход зумсойцев сохранился на уровне преданий: считается, что родоначальник изначально обитал в районе Галанчожский, в так называемом месте (чечен. ГIов тIехьашка), неподалёку от хутора Ковхе, где находятся развалины древнего строения — оттуда, по преданию, переселились три брата: Зумсо, Тумсо и Чанти. Со временем Чанти и Зумсо обосновались в Итум-Калинском районе, Тумсо в Шатойском[26][27][28][29].

Альтернативная версия
О происхождении и названии чеченцев в книге «Кавказ с 1841 по 1866 год» и мемуарах 1849 года генерала инфантерии и военного писателя Мелентия Ольшевского:
В горах, не в дальнем расстоянии от настоящего Веденя, жил богатырь Нохчэ, у которого было двенадцать сыновей, таких же крепких и сильных, как он сам.
Когда Нохчэ дожил до глубокой старости, то его потомство, состоящее из внуков и правнуков, оказалось столь великим, что, во избежание распрей и неудовольствий, он дал совет своим сыновьям расселиться по горам, и не ближе, как на день пути один от другого. При этом заповедал им не спускаться с гор и беречь свои леса, потому что в тех и других заключалось их согласие и спокойствие.
Разделившисьсь на двенадцать отдельных семей, сыновья Нохчэ, места своего водворения назвали по своим именам, и с того времени образовались общества, известные нам и поныне: Ичкери, Аух, Чабирли, Шубухи, Шато, Дзумсо, Кисти, Цори, Галаш, Галгай, Джерах и Ангушт[30].
В чеченской культуре сохранились легенды о родоначальнике Турпале Нохчо. Также часто связывают с прародиной чеченских племен область Нашха[31].
Доисламская эпоха
Историк С. А. Натаев в своем материале о доисламской эпохе и жречестве в Чечне, что заменяло нынешние социальные и юридические функции. В списке тайпов, которые входили в жреческую касту, он отмечает Зумсойцев:
Зусой — жрецы-воспитатели в чеченских традиционных школах «Кхетош-кхиор» (букв. «Разумное взращивание») по подготовке юношей с 9-12 до 15 лет к военному делу и к жизни. Параллельно этому Зусой выявляли душевные склонности юношей и закаливали характер[32].
На полетеизм намекают и множество символов и мест, считавшиеся культовыми. Гора Селин-Лам, урочища Селета и Делиаре, где происходили праздники в честь языческих богов Селы и Дела, хребты Цен-корта и Гелен-корта, от бога Цая и бога солнца Гелы. Инжилан когу — лощина, где стояло святилище, в котором хранился Инжил[23].


XVII—XX века

Этноним «чеченцы» в русских документах XVI—XVII вв. еще не встречался. Для обозначения этой общности использовались названия «зумсой», «мерезанские люди», «минкизы», «ококи»,«тшанские люди»[34].И. Л. Набок
Экспедиции на Кавказе
Академик Гамель сообщил Академии наук на её заседании сведения, почерпнутые им из письма генерала Энгельгардта:
Касательно двухсотлетнего, Императорскою Академию Наук приисканного документа, продолжительные исследования, кажется, дали мне уверенность, что открыто сокровище, которое тогда с Москвы приезжали искать в здешней стране. Гора, содержащая в себе руду, находится при реке Аргуне, коею отчасти даже и вымывается, так что руда лежит раскрытая. Главную жилу полагаю в три сажени, и возле оной есть еще другие меньшие. Ныне страна сия, принадлежит небольшому народу, называющемуся Зумсой[35].


Племя Шубутов
Шубуты или Шаток обитают в долине верхнего течения Аргуна, в числе около 15,000 душ. Состав: Шатоевцы, Чантийцы, Дзумсой и друг. общества.

Нахское мухаджирство
После Кавказской войны началось массовое переселение горцев. Практически 30 % чеченцев, преимущественно горные общества начали переселяться в Турцию, Иорданию, Сирию, а также выселения с их родных краев на равнину. Коснулось это обществ карабулакских, дышнинских, мулкоевских, харачоевских, чантинских, дзумсоевских и др. Уничтожение мелких хуторов объяснялось тем, что чеченское население жило мелкими хуторами, общая порука законом и все происходящее… оставалось тайной для царской власти[36].
Такого рода массовые переселения чаще всего совершались в принудительном порядке и не всегда проходили без эксцессов. Так, восстание 1860—1861 гг. в Ичкерийском и Аргунском округах во многом было спровоцировано стремлением Н. И. Евдокимова осуществить крупное перемещение чеченского населения. Селение дзумсойцев было разрушено до основания в 1860 и 1877 годах, а сами сосланы. Тем не менее жители снова возвращались и восстанавливали свои хутора. Всего за время царского режима селение Зумсой предавалось огню девять раз[37][38].

Депортация вайнахов
По различным данным в местах Хайбаха и Зумсоя в феврале 1944 года были убиты и сожжены более 1300 человек, а села стерты. В Зумсое насчитывалось 950 дворов до выселения. До 70 человек не пожелав покидать родной очаг скрылись в лесистых ущельях, большинство погибло от лишений и столкновений с чекистами. После возвращения чеченцев власть запретила зумсойцам селиться в родовом центре, отрицая убийства и существования как такового пункта. До начала 70-х годов власти несколько раз устраивали на жителей рейды, аргументируя тем, что зумсойцы укрывали абрека Хасоху Магомадова, но жители снова возвращались в свои дома. В 75-м на непослушных хуторян вновь совершили облаву. Спокойно обосноваться в Зумсое они сумели лишь к развалу СССР[39][40][41][42][43][44].

Сражения
Нашествие Тамерлана. XIV век
Среди чеченцев сохранились предания о героях XIV века. Историки А. Тесаев и А. Ангуни описывают этот период. О том, как Кало, Ирдиг и Маммач встретили тимуровское нашествие в пределах чеченского царства Самим, которое также упоминает Зафар-наме в своих летописях. После того, как Тамерлан взял под контроль Ханкальское ущелье и установил свою ставку на склоне «Лаьнчиг боьра», от прозвища Тимура — Ленг, то есть хромец. Открыв путь на плоскость. Пройдя с боями равнину, Тимур подошел к Аргунскому ущелью[45][46].
Сигнальные огни, подожженные жителями низовьев Аргунского ущелья, оповестили чеченцев о приближении врага. Оборону на данном участке возглавил предводитель Кало, сдерживавший войска Тамерлана в районе современного Шатоя. Первым на помощь подоспел отряд из зумсоевского общества под предводительством Ирдига. Тимур миновал территорию современных Шатоя, Нихалоя, Гучан-Кале, так же его войско наводнили Зумсой. В своей хронике Зафар-Наме рассказывает, как Тамерлан лично пошел в горы и возмущенный дерзостью горцев приказал сбросить со скалы тамошних жителей[46][45][47][48].
Замок незыблемо в мире подлунном,
Словно Атлант, несгибаем, стоит.
«Замок семи храбрецов» ему имя —
Памятник славы Дзумсы боевой.
Если бы не были стены немыми.
Много про век рассказали бы свой.
Я ж, восхищенный искусством высоким
Предков, создавших, могучий, тебя
Нынче пишу эти бледные строки.
Каждый твой камень замшелый любя.
Против тебя были слабы аскеры,
Шаха персидского сталь и свинец.
Не покорил тебя жадный без меры
Царь из царей, сам железный Хромец.
Вот как приветил Дзумса Тамерлана.
Хан, говорят, огрызнулся тотчас
«Ну и колючка, народ этот странный
Добрый Аллах пусть печется о вас!».

Кавказская война
Зумсойцы поддержали идею джихада против Российской экспансии и вступили в ряды Имамата. В 1840 году, когда Шамиль находился в Шатое у Батуко, по его приглашению к нему прибыли два эмира — Мааш Зумсоевский и Чупалав Ачининский. Они явились с конными отрядами из своих округов — отмечает Имаммухаммад Гигатлинский. Далее он пишет:
«Но зато явились они к имаму вместе с кавалеристами… сидящие на прекрасных скакунах, которые время от времени вставали на дыбы, удивляли зумсоевцы и очининцы людей, взиравших на них, своей великолепной одеждой, сшитой из лёгких тканей, и своим оружием, покрытым сверкающим серебром.
Имам Шамиль, когда увидел прибывших к нему этих зумсоевцев и очининцев, вышел к ним. Шамиль вышел к ним тогда с почтением, прославляя и благодаря названных выше гордых эмиров, Мааша и Чупалава, за то, что вошли они в ряды его последователей, чтобы помогать исламской религии.
Тут имам Шамиль первым делом назначил Чупалава наибом в округ, именуемый Ачинни. Затем был назначен наибом Мааш Зумсоевский — в округ именуемый Зумсой и Чинахой»[50].
Мааш также подарил Шамилю своего коня, отдав его вместе с седлом и уздечкой. Пробыл наибом лишь год и внес большой вклад в дело объединения различных чеченских обществ под единым предводительством и государством[51].
Сражение в малой Чечне. 1852 год

К отряду Барятинского присоединился генерал-майор Вревский с батальоном Эриванскаго карабинерного полка. Выступили колонны в экспедицию в Малую Чечню, в ущелья речек Рошни и Гайты, к селениям Чингурой, Изумсой, Шаухал. Атаман Круковский, с казаками отделившись от Барятинского, выехал на рекогносцировку аула Шаухал и был убит; казаки отступили. Вревский достиг Рошни, прошел густой лес, оставив на опушке его батальон полка Кн. Чернышева и саперов, овладел поляной, зажег запасы зерна, сена и ближайшие хутора, когда те еще спали; при отступлении отряда чеченцы бросились в кинжалы, и бой продолжался несколько часов, до выхода отряда из леса; потери — 150 чел, в боях у Чингуроя, Изумсоя и Шаухала[52][53].
Восстание в Чечне. 1860—1861 годы
После падения Имамата в 1859 году, некоторые не смирившиеся ушли в горы и продолжали партизанскую борьбу, главные из которых бывшие наибы и командиры: Байсангур Беноевский, Ума Дуев и Атабай Атаев. В июне 1860 года Ума Дуев и Атабай Атаев возмутили Аргунское общество Дзумсой, волнение начало переходить все западнее. Генерал Баженов с тремя колоннами предпринял движение в Дзумсой. В ноябре восстание приобрело второе дыхание и распространилось уже на весь Аргунский округ, ядром восставших было дзумсоевское общество, отсюда чеченцы делали частые нападения на укрепления и царские войска. В течение нескольких месяцев с переменным успехом продолжался бунт. Полковник Туманов истребил большую часть домов дзумсоевцев[54][55][56].
Баженов соединил терлоевские общества проживавших в верховьях реки Аргуна в три аула, та же участь постигла и мулкоевское общество. Полковник Черняев провел аналогичные действия в дишнеевском и харачоевском обществах. Чантинцев генерал-майор П.И. Кемпферт переправил в ближайшие окрестности у укрепления Евдокимовского. Представители общества Дзумсой не пожелали вернуться к мирной жизни и скрылись в лесных массивах ущелья Лориах. Последнее сражение Ума Дуева произошло у Андийского хребта. Ума отправится в ссылку, однако, по многочисленным просьбам зумсойцев, возвратится через 4 года. Ко всему прочему, областная администрация возьмет в заложники его семилетнего сына Даду, отправив в Россию, чтобы держать Уму в сети. В Дзумсой было совершено несколько походов за время восстания[57][58][59][60].
3-го декабря отряд втянулся в ущелье. Мы начали подыматься в гору, опушенную редким лесом; на земле было разброшено множество патронов — следы последнего боя князя Туманова в дзумсоевском лесу. Неизбежный шорох уже торчал на дороге, передавали приказания генерала; тульская рота полезла занимать боковую цепь; орудия двинулись прямо по полого-спускавшейся тропе. Впереди раздавались редкие выстрелы, густо! Дым валил снизу, потому что дзумсойцы сами зажгли свои сакли[61].
— Фельетон. Движение в Дзумсой. 1863 год

Восстание в Чечне и Дагестане. 1877—1878 годов
В 1877 году Алибек-Хаджи возглавил в Чечне восстание. 70–летний Ума-Хаджи Дуев появляется среди повстанцев в Чеберлое, после подавления бунта, Ума-Хаджи поднимает восстание в другом месте — в Дзумсое. Партия Ума-Хаджи начала вести перестрелку с милицией поручика Сервианова, через день, не сумев сдержать натиск Умы, был вынужден просить помощи у окружного начальника. Подполковник Лохвицкий выступил в Дзумсой с 6 ротами пехоты, 100 казаками, охотниками и артиллерией. Со стороны Хали-Кале зашли отряды поручика Степагова. Ума сумел отбиться, однако был ранен[62][63][64][64].
С Ума-Хаджи находились его старшие сыновья Тутакай и Беци, младший же Дада был среди офицеров, которого отправили к Уме, дабы уговорить его сложить оружие, но затем и Дада перешёл на сторону повстанцев, когда понял, что отец с братом не собираются отступать. Командирами повстанцев стали так же еще два зумсойца — Ших-Мирза Ших Алиев и Иба. Восстание продолжилось в Дагестане. Ума-Хаджи участвует в боях у Гагатли, Гоготль и Агвали. В конце повстанцы укрылись в крепости селения Согратль. Во время штурма крепости был сильно ранен в плечо Ума-Хаджи, а также его сын Тутакай, который впоследствии погибнет. После повторного штурма согратлинские старшины схватили и выдали русским своих предводителей. Руководители восстания были приговорены к смертной казни, в том числе Ума Дуев с сыном Дадой[65][66][67][68].
Ума показал себя настоящим царем – владыкой во время боев, человеком столь надежным для участников газавата, словно он – самый настоящий замок; личностью, обладающей твердой рукой в сражениях и войнах[69].
— Хронист Абдуразак Согратлинский. XIX век

XX век
Гражданская война
Член правительства независимого Кавказского Эмирата шейх Джаватхан Муртазалиев из Зумсоя активно боролся с белогвардейцами во время гражданской войны в России, однако после воцарения советской власти, убедившись в лживости обещаний большевиков предоставить независимость малым народам, начал антисоветскую политику. Вдохновлял повстанцев и непосредственно участвовал в восстаниях 1920-1921 годов, где восстание поддержал также другой зумсоевец — Атаби Шамилев с 1200 мюридами. Джаватхан участвовал в восстаниях 23, 29 годов, непосредственно готовил восстания и руководил повстанческим движением в горной Чечне и части Ингушетии в 30-х и 40-х, где в эпицентре событий не раз оказывалось зумсоевское общество[70][71].
Восстание в Чечне. 1924—1925 годов
На правом берегу реки Чанты-Аргуна, на высоте 2500 метров, на живописном горном плато приютился славный аул Зумсой, который считается родиной наиболее влиятельных и известных своим мужеством и ратными делами узденей во всей Чечне. Там, на высокой неприступной скале, находилась старинная боевая башня. В этой башне и нашел последнее прибежище шейх Нажмудин.
Нажмудин Гоцинский из Дагестана скрывался со своей семьей от чекистов в Зумсое, заручившись поддержкой Атаби Шамилева и его тайпа. Жители Зумсоя заверили, что они никогда и ни при каких обстоятельствах не позволят захватить советским властям гостя. B июле месяце 1924 года для его поимки был направлен кавалерийский отряд войск ОГПУ. Окружив Зумсой, жителям был предъявлен ультиматум о безоговорочной выдаче Гоцинского и его окружения. B то же время и сам отряд был окружен партизанами. Нажмудин вмешавшись предотвратил уничтожение большевиков, дав им уйти. Позже в Зумсое состоялась встреча с британским майором Вильямсом для оказания поддержки восстанию[72].
Зумсоевское общество входит в сферу влияния Гоцинского и Атаби Шамилева здесь скрывающихся. Настроение крайне враждебное к соввласти. Общество количественно одно из сильнейших в районе, прекрасно вооружено.РГВА. 1924 год
В 1925 году, когда в Чеченской АО началась операция по разоружению, в ряде аулов горной Чечни население оказало вооруженное сопротивление. Зумсойцы считались центром антисоветского движения. Чтобы приобрести оружие и боеприпасы для обороны аула, они продали весь свой скот. После артобстрела и авиаударов Зумсоя, на штурм пошли стрелковые и кавалерийские части, генерал Апанасенко требовал выдачи Гоцинского, но получил отказ, тогда бомбардировка продолжилась. Когда отряд все же сумел войти в село, то там уже отсутствовали Гоцинский и Шамилев. Сотни зумсойцев были арестованы, судимы как «контрреволюционеры». Частью расстреляны, многие пополнили соловецкие и потемские концлагеря ОГПУ[73][74][75].
Расселение
Проживают в таких районах Чечни, как Грозненский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Итум-Калинский, Серноводский, Веденский, Шалинский, Наурский, Шелковской, Шатойский. Конкретнее в населённых пунктах: Зумсой, Грозный, Гехи, Самашки, Шаами-Юрт, Алхан-Юрт, Пригородное, Элиханово, Рошни-Чу, Цоци-Юрт, Мартан-Чу, Закан-Юрт, Танги-Чу, Ассиновская, Мекенская, Ищёрская, Николаевская, Новый Шарой, Калиновская, Махкеты, Алхан-Кала, Старые Атаги, Сержень-Юрт, Алхазурово, Гой-Чу, Тевзана, Сельментаузен, Обильный, Асланбек-Шерипово, Шаро-Аргун, Ачхой-Мартан, Дачу-Борзой, Гойты, Дуба-Юрт и др[76][77][78].
В микротопонимах сел Валерик и Шаами-Юрт А. Сулейманов упоминает урочище «Зумсойн-Аре», т.е равнина Зумсойцев или поляна Зумсойцев, в Алхан-Юрте также имеется микротопоним — «Зумсойн-Кешнаш» (рус. Кладбище Зумсойцев)[79]. В топонимах Урус-Мартана есть «Зумсойн дукъ» (рус. Зумсойский хребет). Зумсоевская улица в селе Самашки. Зумсоевский округ в Урус-Мартане и переулок в Сержень-Юрте[80][79].

Представители
Военные
- Ирдиг — легендарный герой и предводитель XIV в., воевавший против захватнических походов Тамерлана[45].
- Мааш Зумсоевский (?–1841) — чеченский предводитель времён Кавказской войны, наиб, один из самых образованных чеченцев своего времени, хафиз. Внёс большой вклад в дело объединения различных чеченских обществ[50].
- Ума Дуев — чеченский военачальник, наиб и мудир Имамата. Наиб Киялала, других близлежащих дагестанских сёл, а также Зумсоя, участник Большой Кавказской войны. Один из руководителей чеченских и дагестанских восстаний 1860 и 1877[81].
- Атаби Шамилев (1890–1925) — чеченский религиозный и военно-политический деятель, командир чеченских и ингушских повстанцев, сражавшихся против большевиков с 1920 по 1925[82].
- Куддус Хамзаев — абрек, один из руководителей антисоветского движения[83].
- Шалаудин Хакишев — участник Великой Отечественной войны в качестве добровольца, парторг полка[84].
- Рамзан Юсупов — бригадный генерал ВС ЧРИ. Начальник управления штаба Юго-Западного фронта ЧРИ. Начальник военного штаба ополченцев и Урус-Мартановского направления. Кавалер высшего ордена ЧРИ «Честь нации»[85].
- Руслан Насипов (амир Ясин) — полевой командир. Амир Ачхой-Мартановского района и организации ИПОН[86].
Общественные, политические и государственные деятели
- Бети — шейх, авлия. Провел в холвате (уединении) полгода. На месте его могилы возведен зиярат с мазаром[87].
- Джаватхан Муртазалиев — религиозно-политический деятель, противник белогвардейцев и большевиков в Чечне, член правительства Северокавказского эмирата. Вдохновитель и руководитель восстаний в 1910–1940 годах[88].
- Султан Хакишев — просветитель, народный учитель, основатель первой школы в Надтеречном, в которой взрастили Ш. Айсханова и А. Авторханова[89].
- Абдулла (Замбек) Хамзаев — помощник генерального прокурора РСФСР и СССР, старший советник юстиции в отставке. Адвокат, заслуженный юрист РСФСР, глава московской чеченской диаспоры. Известен тем, что защищал интересы вице-президента СССР Геннадия Янаева и семьи Кунгаевых, в деле Юрия Буданова[90].
- Хаваш Азиев (1947–1996) — первый основатель по Правам Человека в ЧИАССР, председатель по Правам Человека — МОПЧа Северо-Кавказского отделения. Участник Осетино-ингушского конфликта и Первой чеченской войны за ЧРИ[91].
- Герсолт Эльмурзаев — государственный и общественный деятель. Партийный руководитель. Один из лидеров оппозиционного движения в Чечне после развала Советского Союза[92].
- Руслан Тамаев — государственный советник юстиции 2-го класса (генерал-лейтенант), заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук[93].
- Ахмет Мурадов — казахстанский политик, сопредседатель Ассоциации чеченцев и ингушей Казахстана «Вайнах», член Совета Ассамблеи народа Казахстана, член Комитета по вопросам экологии и природопользованию. Депутат Парламента Республики Казахстан V и VI созыва[94].
Деятели культуры
- Марьям Исаева — поэтесса, писательница, стоявшая у истоков профессиональной чеченской литературы. Автор различных школьных учебников и хрестоматий[92].
- Хава Хакишева — актриса театра, Народная артистка Чечено-Ингушской АССР[42].
- Руслан Хакишев — главный режиссёр ЧГД театра имени Х. Нурадилова, член Совета по культуре и искусству РФ (2006–2010). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Народный артист Чечни и России. Лауреат Гос. премии им. К. С. Станиславского[92].
- Гапур Алиев — чеченский поэт, бард, драматург. Родоначальник чеченских сонетов, Заслуженный работник культуры Чечено-Ингушской АССР[95].
Примечания
Комментарии
- ↑ Как и все народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему названий для форм родственных, территориальных, социальных и военных объединений. Это были группы разной численности и статуса, включая тукхумы/шахары, тайпы, гары, некъи, ца и доьзалы. В связи с неоднозначным современным пониманием старинной нахской системы названий различных объединений, в кавказоведении используется термин «вольное общество» или просто «общество».
Источники
- ↑ Натаев С.А. К ВОПРОСУ О ТАЙПОВОМ СОСТАВЕ ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ШУЬТА/ШУОТОЙ .
- ↑ Статистика 1859 года по тайпам и обществам - Талламаш - Каталог статей - Орамаш . oramash.ru. Дата обращения: 29 января 2023.
- ↑ Тесаев З.А., Баширов М.С-Э. К этимологии этнонима «Дурдзук» . elibrary. Академия наук ЧР.
- ↑ Х.С. Умхаев. ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ И МАТЕРИАЛАХ ЧЕЧЕНСКОГО ФОЛЬКЛОРА . Академия наук Чеченской республики (09.12.19). Дата обращения: 28 июня 2021. Архивировано 28 июня 2021 года.
- ↑ Mairbek Vatchagaev. Мифы и реальность современного чеченского общества. Архивировано 13 июня 2022 года.
- ↑ Чеченские тейпы: что необходимо знать русскому человеку. Чеченский тейп и тукхум, структура и формирование . kerchtt.ru. Дата обращения: 18 октября 2022.
- ↑ И. Л. Набок. Этнокультурологическое образование
- ↑ Ахмед Сулейманов. Зумса (Зумсой) — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое (рус.) ?. Дата обращения: 25 мая 2022. Архивировано 16 августа 2021 года.
- ↑ Z-Library вход . ru.1lib.domains. Дата обращения: 9 мая 2022.
- ↑ Нохчийн мотт. Юххедиллар 1-г1а дакъа — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое (рус.) ?. Дата обращения: 9 мая 2022. Архивировано 17 июня 2021 года.
- ↑ Скачать Чеснов Я.В. - Телесность человека: философско-антропологическое понимание | Антропология | Книги по философии - ПлатонаНет [ex platonanet.org.ua] . platona.net. Дата обращения: 9 мая 2022.
- ↑ М. А. Усманова. К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ ВАЙНАХОВ .
- ↑ Джабраил Мурдалов. Вайнахи. Экспедиция в прошлое. XVI – XIX век. — Litres, 2019-04-19. — 1088 с. — ISBN 978-5-04-165960-8. Архивировано 10 мая 2022 года.
- ↑ khizar. Кистинцы – Терлой – Официальный сайт тайпа "ТЕРЛОЙ" (рус.) ?. Дата обращения: 9 мая 2022. Архивировано 10 мая 2022 года.
- ↑ Milentiĭ Olʹshevskiĭ. Кавказ с 1841 по 1866 год. — Izd-vo zhurnala "Zvezda", 2003. — 620 с. — ISBN 978-5-94214-053-3. Архивировано 10 мая 2022 года.
- ↑ Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. . runivers.ru. Дата обращения: 10 мая 2022.
- ↑ khizar. Уничтожение башен в горах Чечни на примере Терлоя – Официальный сайт тайпа "ТЕРЛОЙ" (рус.) ?. Дата обращения: 10 мая 2022. Архивировано 10 мая 2022 года.
- ↑ Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний. — Litres, 2020-07-01. — 258 с. — ISBN 978-5-04-210251-6. Архивировано 10 мая 2022 года.
- ↑ СПЕЦИФИКА ЖАНРА, МЕТОДА И СТРУКТУРЫ ПОЭМЫ М. МАМАКАЕВА «СЕСТРА СЕМИ ВИТЯЗЕЙ» . nohchalla. Дата обращения: 20 марта 2022. Архивировано 20 марта 2022 года.
- ↑ Саидов И. М. Об использовании одного из видов языческих сооружений в общественном быту вайнахов // Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период
- ↑ Ключ к тайнам истории Чеченского народа! (Руслан Закриев) / Проза.ру . proza.ru. Дата обращения: 10 мая 2022. Архивировано 13 мая 2022 года.
- ↑ Натаев Сайпуди Альвиевич. ПРОБЛЕМА ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЧЕЧНИ В XVIII–XIX вв. В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — Т. 1, вып. 11-1. — С. 221–225. — ISSN 2220-2404. Архивировано 3 февраля 2020 года.
- ↑ Перейти обратно: 23,0 23,1 Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокавтоссылка12
не указан текст - ↑ официальный сайт » Зумсой (рус.) ?. Дата обращения: 18 июня 2022. Архивировано 20 февраля 2020 года.
- ↑ Н. Г. Волкова Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века . refdb.ru. Дата обращения: 20 октября 2020. Архивировано 26 марта 2019 года.
- ↑ ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ И МАТЕРИАЛАХ ЧЕЧЕНСКОГО ФОЛЬКЛОРА (рус.) ?. Академия наук Чеченской Республики (9 декабря 2019). Дата обращения: 1 июня 2022. Архивировано 28 января 2022 года.
- ↑ официальный сайт » Зумсой – затерянный мир (рус.) ?. Дата обращения: 3 июня 2022. Архивировано 29 июня 2021 года.
- ↑ Министерство культуры Чеченской Республики - Официальный сайт . mk-chr.ru. Дата обращения: 1 июня 2022.
- ↑ Тесаев. Баширов. К этимологии этнонима «дурдзук» (рус.) ?. Чеченское национальное право (Чеченское государство). Дата обращения: 27 июля 2022. Архивировано 6 декабря 2021 года.
- ↑ М.Я. Ольшевский. Кавказ с 1841 по 1866 год. Архивировано 28 июня 2021 года.
- ↑ ЧЕЧЕНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: В чеченском дискурсе на первый план вышла тема о чеченцах не только . uch.click. Дата обращения: 26 сентября 2022. Архивировано 26 сентября 2022 года.
- ↑ Археология и история юга России / Магомаев В.Х. — «Чеченеский государственный университет» Исторический факультет. — С. 120 страница. Архивировано 9 сентября 2021 года.
- ↑ официальный сайт » Зумсой – затерянный мир (рус.) ?. Дата обращения: 10 мая 2022. Архивировано 29 июня 2021 года.
- ↑ Н. Л. Набок. [elib.bsu.by Этнокультурологическое образование] .
- ↑ Муслим Мурдалов. Вайнахи. Экспедиция в прошлое. XVI – XIX век. Архивировано 11 августа 2021 года.
- ↑ Я. З. Ахмадов. История Чечни XIX-XX вв. Архивировано 12 августа 2022 года.
- ↑ Ахмед Сулейманов. Зумса (Зумсой) — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое (рус.) ?. Дата обращения: 29 мая 2022. Архивировано 16 августа 2021 года.
- ↑ Возвращение в Зумсой (рус.) ?. «Гражданское содействие» (29 ноября 2009). Дата обращения: 1 июня 2022.
- ↑ Конфедерация репрессированных народов Российской Федерации, 1990—1992: документы, материалы. / Сост. И. Алиев; Под редакцией М. Губогло. — М.: Центр по изучению межнациональных отношений РАН, 1993. — С. 109.
- ↑ «До сих пор… тянется шлейф тех бед и страданий» — Вести Республики (рус.) ?. Дата обращения: 2 июня 2022. Архивировано 2 июня 2022 года.
- ↑ Возвращение в Зумсой (рус.) ?. «Гражданское содействие» (29 ноября 2009). Дата обращения: 2 июня 2022.
- ↑ Перейти обратно: 42,0 42,1 Хайбах. Следствие продолжается (рус.) ?. Чеченское национальное право (Чеченское государство). Дата обращения: 2 июня 2022. Архивировано 17 мая 2021 года.
- ↑ Зумсой. Абдулла предпочел смерть, чем жизнь на чужбине и его застрелили на глазах всей семьи. - Истории и судьбы - - Каталог файлов - Депортация 1944 года . 23021944.ru. Дата обращения: 2 июня 2022. Архивировано 14 мая 2021 года.
- ↑ Министерство культуры Чеченской Республики - Официальный сайт . mk-chr.ru. Дата обращения: 2 июня 2022.
- ↑ Перейти обратно: 45,0 45,1 45,2 Амин Тесаев. Кало, Ирдиг, Маммач .
- ↑ Перейти обратно: 46,0 46,1 А. Ангуни. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ НАРОДА НОХЧИЙ. Архивировано 11 ноября 2021 года.
- ↑ Залина Каштарова. В селении Ушкалой нашли древнее захоронение . — 2014. Архивировано 5 ноября 2016 года.
- ↑ СПЕЦИФИКА ЖАНРА, МЕТОДА И СТРУКТУРЫ ПОЭМЫ М. МАМАКАЕВА «СЕСТРА СЕМИ ВИТЯЗЕЙ» . nohchalla. Дата обращения: 20 марта 2022. Архивировано 20 марта 2022 года.
- ↑ Приложение N 2. Перечень выявленных объектов культурного наследия | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 10 мая 2022.
- ↑ Перейти обратно: 50,0 50,1 Дадаев. Ю.У. Дадаев. К.С. Формирование и использование конных воинских отрядов имамом Шамилем (1834-1859 гг.). Архивная копия от 5 апреля 2022 на Wayback Machine
- ↑ Дадаев Ю.У. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ И ОЧЕРКИ О ЧЕЧЕНЦАХ (НАИБАХ) ПЕРИОДА КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ МОНОГРАФИИ.
- ↑ Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. . runivers.ru. Дата обращения: 3 июня 2022.
- ↑ Чечня при Рамзане Кадырове. Новое радио "Газпрома" . Радио Свобода. Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 9 мая 2022 года.
- ↑ Муслим Мурдалов. Шамиль – имам Чечни и Дагестана. Часть 1. — Litres, 2022-05-14. — 1413 с. — ISBN 978-5-04-195217-4. Архивировано 14 мая 2022 года.
- ↑ Восстание в 1860 году (1860 год). Дата обращения: 29 августа 2021. Архивировано 29 августа 2021 года.
- ↑ Зарема Хасановна Ибрагимова. Чеченская история: политика, экономика, культура : вторая половина ХIХ века. — Евразия, 2002. — 456 с. — ISBN 978-5-93494-068-4. Архивировано 27 июля 2022 года.
- ↑ саййид Абдурахман ал-Хусайни ал-Кибуди ал-Газигумуки ад-Дагестани. Книга воспоминаний Cайида Абдурахмана. — Калуга, 1869. Архивировано 20 марта 2022 года.
- ↑ Исаев, Сайд-Ахмед Ахмедович. Присоединение Чечни к России. Аграрная политика царизма и народные движения в крае в XIX в. // диссертации и автореферата по ВАК РФ. — 1998. Архивировано 29 августа 2021 года.
- ↑ Джабраил Мурдалов. Вайнахи. Экспедиция в прошлое. XVI – XIX век. — Litres, 2019-04-19. — 1088 с. — ISBN 978-5-04-165960-8. Архивировано 2 апреля 2022 года.
- ↑ Е. И. Кузубский. История Дагестанского конного полка. — Рипол Классик. — 797 с. — ISBN 978-5-517-91555-9.
- ↑ Кавказ. Движение в Дзумсой . Кавказ (1863). Дата обращения: 29 июня 2022. Архивировано 25 июня 2022 года.
- ↑ Магомед Гасаналиев. 18 лет спустя. Восстание в Чечне и Дагестане. (2009). Дата обращения: 14 мая 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
- ↑ Ковалевский. Восстание в Чечне и Дагестане. 1877-1878г.
- ↑ Перейти обратно: 64,0 64,1 Материалы для описания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. . Том VI, ч. I (1910) . djvu.online. Дата обращения: 1 июня 2022.
- ↑ Абакаров Магомед. Хронология восстания 1877г.. Архивировано 31 января 2018 года.
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокавтоссылка43
не указан текст - ↑ Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и имамат 1877 года . instituteofhistory.ru. Дата обращения: 8 апреля 2022.
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносок:0
не указан текст - ↑ ТОВСУЛТАНОВ Р.А. ДУЕВ УМА-ХАДЖИ (???–1878) .
- ↑ Ocean7. Античеченская деятельность по наследству (рус.) ?. Chechenews (30 июля 2012). Дата обращения: 25 мая 2022. Архивировано 24 апреля 2022 года.
- ↑ Националистические выступления ЧИАССР . Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 18 января 2021 года.
- ↑ Ш. С. Балданов. Родимый край. — Донское войсковое объединение.
- ↑ Александр Папчинский, Михаил Тумшис. 1937. Большая чистка. НКВД против ЧК. Архивировано 8 мая 2022 года.
- ↑ Родимый край .
- ↑ СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ УЗЕЛ: ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА (ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ)
- ↑ Зумсой . Дата обращения: 31 августа 2021. Архивировано 19 мая 2022 года.
- ↑ Топонимия Чечено-Ингушетии. — Ахмад Сулейманов
- ↑ Главная страница . chechenia.8bb.ru. Дата обращения: 2 августа 2022. Архивировано 5 августа 2022 года.
- ↑ Перейти обратно: 79,0 79,1 А. Сулейманов. Алхан-Юрт Микротопонимия . Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 30 августа 2021 года.
- ↑ А. Сулейманов. Топонимия предгорной равнины Чечено-Ингушетии. 3 часть. — 1976. Архивировано 30 августа 2021 года.
- ↑ Ума Дуев . Дата обращения: 28 июня 2021. Архивировано 28 июня 2021 года.
- ↑ Przemysław Adamczewski. Воспоминания Измаэль-бека (Юзефа) Петруцина-Петрушевского как источник по истории Февральской революции и войны на Кавказе. 1917–1919 гг.. — 2022-01-01. Архивировано 26 сентября 2022 года.
- ↑ Хайбах. Следствие продолжается (рус.) ?. Чеченское национальное право (Чеченское государство). Дата обращения: 10 мая 2022. Архивировано 17 мая 2021 года.
- ↑ Шалаудин Хакишев . ria.ru. Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 18 января 2022 года.
- ↑ Na boevom postu: zhurnal vnutrennikh voĭsk. — 2000. — 542 с. Архивировано 1 ноября 2022 года.
- ↑ Кавказский Узел. В Чечне убит полевой командир боевиков Руслан Насипов . Кавказский Узел. Дата обращения: 26 сентября 2022. Архивировано 26 сентября 2022 года.
- ↑ Шейхи Чечни . nohchalla. Дата обращения: 20 марта 2022. Архивировано 7 марта 2021 года.
- ↑ Абреки . Дата обращения: 31 августа 2021. Архивировано 31 августа 2021 года.
- ↑ Марьям Исаева . www.checheninfo.ru. Дата обращения: 11 марта 2022. Архивировано 21 февраля 2020 года.
- ↑ Абдулла Хамзаев . checheninfo (2021 год). Дата обращения: 8 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ РАЗОБЛАЧЕНИЕ АФЕРИСТА (англ.). expertanalytical.zyrosite.com. Дата обращения: 8 января 2023.
- ↑ Перейти обратно: 92,0 92,1 92,2 Хайбах. Следствие продолжается (рус.) ?. Чеченское национальное право (Чеченское государство). Дата обращения: 10 мая 2022. Архивировано 17 мая 2021 года.
- ↑ Ruslan Tamaev. Записки прокурора. — Izd-vo "Izvestii︠a︡", 2004. — 362 с. — ISBN 978-5-206-00638-4. Архивировано 2 июня 2022 года.
- ↑ Зумсой . chechenia.8bb.ru. Дата обращения: 16 октября 2022. Архивировано 16 октября 2022 года.
- ↑ ГIапур АЛИЕВ - Десачу гуьйна тIе... (рус.) ?. Дата обращения: 29 мая 2022. Архивировано 29 мая 2022 года.
Литература
- Сулейманов А. С. I часть: Горная Чечня : топоним. слов. // Топонимия Чечено-Ингушетии : в IV частях (1976—1985 гг.) / ред. А. Х. Шайхиев. — Гр. : ЧИ кн-во, 1976. — 239 с. — 5000 экз.
- Ахмадов Я. З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках : моногр.. — АН ЧР. Комплексный науч.-исслед. ин-т РАН. — М. : Благотв. фонд поддержки чечен. лит-ры, 2009. — 422 с. : табл. — ISBN 978-5-91821-013-0.
- Хожаев Д. А. Чеченцы в Русско-Кавказской войне : науч.-попул. работа / авт. проекта и науч. ред. Т. А. Мазаева. — Гр.—СПб. : «Седа», 1998. — 250 с. — Издана при участии и фин. обеспеч. М. М. Ахматханова и Х. Д. Махаури. — ISBN 5-85973-012-8.
- Дадаев Ю. У. Наибы и мудиры Шамиля. — Махачкала: ДИНЭМ, 2009. — 621 с. — ISBN 978-5-91446-011-9.