Фотография в России
Фотография появилась в России в 1839 году и развивалась как технология и фотоискусство.
История
Появление фотографии в России
Началом российской фотографии можно считать момент когда в 1839 году И. Х. Гамель, член российской Академии наук отправился в поездку для изучения метода калотипии, в Великобританию. Там, при знакомстве с В.Тальботом и его методом получения фотографического изображения, Гамель уехал во Францию, где он знакомится с Жаком Дагером, основоположником другого способа получения фотографии, и даже делает несколько снимков под его руководством. Так, все собранные материалы были успешно отправлены в Петербург, где академик Юлий Федорович Фрицше стал одним из первых людей в России освоившим технику получения фотографического изображения. Сделав несколько снимков листьев растений, уже 23 мая 1839 года он выступил на заседании Петербургской Академии наук со своим отчётом «о гелиографических опытах», в котором был дан исчерпывающий анализ способа Тальбота по получению фотографических изображений. Эта была первая исследовательская работа, посвящённая фотографии, в России, давшая старт усовершенствованию методов получения фотоснимков.
Важным событием в развитии художественной фотографии в России стало открытие московским изобретателем Алексеем Грековым первого «художественного кабинета» для портретной фотографии в июне 1840 г. Постепенно он в совершенстве овладел двумя главными техниками получения фотографического изображения, существовавшими в середине XIX столетия — калотипией и дагеротипией. Постепенно интерес к фотографии от научного перешёл в практическую плоскость и в России начали открываться фотоателье. Фотоателье «Светопись» стало одним из первых подобных заведений и принадлежало Сергею Левицкому (русскому придворному фотографу). Снимки Сергея Левицкого — Кисловодска и Пятигорска, сделанные им во время поездки на Кавказ, были награждены золотой медалью на выставке в Париже. Впоследствии Левицкий представил свою серию портретных фотоснимков выдающихся русских художников, писателей и общественных деятелей в 1867 году. Именно он превратил фотографию в художественное творчество, заложил первые основы модельной фотосъёмки и стал использовать различные вспомогательные предметы и эффекты, такие как, разнообразные фоны и общий интерьер. Левицкий также первым в России стал ретушировать получаемые негативы и устранять недостатки. В своем ателье он также проводил опыты по использованию в фотографии электрического освещения.
Наряду с Сергеем Левицким в Петербурге работал Андрей Деньер, который открыл заведение «Дагеротипное заведение художника Деньера» в 1851 году. Он получил известность, так же как и Левицкий, благодаря своим портретным фотоснимкам известных деятелей, позже он создал первый в Российской империи фотоальбом. В 1878 году, в его фотоателье был испытан короткофокусный фотообъектив Ивана Болдырева ((1849/1850—1898) — российский фотограф). Подобный объектив позволял передавать не только линейную, но и воздушную перспективу при осуществлении портретной групповой съёмки. Хотя из-за отказа чиновников это изобретение так и не попало на международную выставку в Париже. Однако, в 1889 году, всё тот же Болдырев представил точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества был признан самым лучшим, среди всех имевшихся в продаже в то время.
Фотография во второй половине XIX века
В 80-е годы XIX века в стране появился первый журнал, посвящённый вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала члену Русского технического общества Павлу Ольхину. Журнал получил название «Фотографический вестник» и рассказывал о методах съёмки, обработки фотоматериалов, о теории и практики в съёмки и другое. Примерно в то же время в России стал сформировываться жанр публицистического фоторепортажа, основоположником которого стал Максим Дмитриев. Он создал серию фотоснимков «Волжская коллекция» с уникальными изображениями реки Волги, от её истоков до устья. Также стал автором портретных снимков таких выдающихся российских деятелей, как Ф. И. Шаляпин и А. М. Горький.
Искусство фотографии стало интересно также в кругах русских исследователей и учёных. Так, например Климент Аркадьевич Тимирязев в своё время великолепно овладел техникой фотографии и в 1895 году был удостоен серебряной медали на Московской фотографической выставке за свои фотоработы, посвящённые растениям и природе.
Совершенствованием технической стороны фотографии постоянно занималось множество российских учёных и исследователей. Так, в 1885 году И. Филипенко — офицер российской армии представил фотоаппарат и своё новое устройство состоящее из фотокамеры и походной лаборатории, приспособленной для обработки негативов на свету (Походный фотографический прибор), которые были столь компактными что спокойно умещались в небольшом чемоданчике. В этом же году Департамент торговли и мануфактур выдал изобретателю патент за № 6959 от 16 августа, и в журнале «Фотограф-любитель» было помещено подробное описание этого аппарата.
В конце 80-х годов XIX столетия в России фотоаппарат стал использоваться для осуществления аэросъёмки. Поручик императорской армии, изобретатель и пилот-аэронавт А. Кованько сумел сфотографировать земную поверхность в районе Санкт-Петербурга с высоты около 800 метров. А в 1894 году появился фотоаппарат Н. Яновского, с помощью которого можно было снять серию моментальных фотографий для отображения движущегося объекта. Затвор был описан в журнале «Фотограф-любитель» № 4 за 1896 год. По такому же образцу был построен затвор фотографа Ашихина, предназначенный для мгновенных снимков. Заседание V отдела РТО, состоявшееся 7 октября 1883 года, одобрило новое изобретение.
В начале XX века Сергей Михайлович Прокудин-Горский начинает создавать цветные фотографии в своих поездках по России. На его снимках запечатлены Русский Север, Кавказ, Крым, Украина, Туркестан. Его работы получили международное признание.
Советская фотография до середины 1950-х
Этот раздел не завершён. |
Одной из главных причин зарождения и становления советской фотоиндустрии несомненно являлось то, что после Октябрьской революции фотография в СССР стала мощнейшим средством коммунистической пропаганды советского образа жизни и воспитания. Также стали выпускаться отечественные фотоаппараты в большом количестве, которые были способны предоставить достаточно высокое качество съёмки по тем временам. Но несмотря на переход фотографии в массовое пользование художественная её составляющая сильно пострадала в ходе революции. Поскольку настало время полной изоляции от художественной жизни других стран, русская фотография переживала трудные времена. Уже существовавшие веяния и моды в фотоискусстве были полностью разрушены, на первое место вышел жанр соцреалистического репортажа, призванный обслуживать тоталитарный режим. Стали популярными фото масштабных строек и промышленных предприятий, советских руководителей, рабочих на заводах и т. д. Таким образом, русская фотография была полностью пропитана советской пропаганде и постоянно обозревала окружающую социальную обстановку. Фотоиндустрия в большинстве своём носила рабочий характер. Однако подобная обстановка стала меняться с приходом Великой Отечественной войны, началось активное развитие документальной фотографии. Среди признанных мастеров советской фотографии можно отметить Бориса Игнатовича, Василия Егорова и Александра Родченко.
Советская фотография с середины 1950-х
С наступлением хрущёвской «оттепели» по всей стране открываются фотоклубы, разворачивается любительское движение. В Ленинграде ещё в 1953 году открывается первый в СССР фотоклуб Выбогского ДК, в конце 1970-х — фотоклуб «Зеркало»[1]; с 1970-х работают мастер уличной съёмки и натюрморта Борис Смелов, абстракционист Валентин Самарин, Леонид Богданов, Николай Матрёнин, Александр Китаев, Владимир Антощенков, в жанре «ню» — Геннадий Приходько, фотолетописец русского рока Андрей (Вилли) Усов, портреты деятелей культуры и знаменитостей создаёт Валерий Плотников. В Москве с конца 1950-х снимает Анатолий Болдин, работают другие участники фотоклуба «Новатор»; эстетику цветной документальной фотографии с 1970-х развивает Георгий Пинхасов. Выходцы из украинских Черновцов Вячеслав Тарновецкий, Борис Савельев, Сергей Лопатюк вместе с москвичом Александром Слюсаревым образовали «Группу Четырёх», их работы чаще всего представляют собой внесюжетные квадратные композиции. Действуют горьковский фотоклуб «Волга» (Ю. Шпагин, С. Яворский, Р. Пенов), «Ракурс» и «Таир» в Чебоксарах и Йошкар-Оле (С. Чиликов, М. Ладейщиков, Е. Лихошерст), Запорожский фотоклуб (В. Филонов), фотоклубы «Мурманск», «Магадан» (В. Шумков, С. Бурасовский, О. Паршин), «Пермь» (В. Чувызгалов, В. Бороздин), «Тасма» в Казани (Л. Кузнецова, Ф. Губаев, В. Зотов), «Трива» в Новокузнецке (В. Соколаев, В. Воробьёв, А. Трофимов).[2]
Традицию русского пикториализма продолжают члены фотоклуба «Новатор» Анатолий Ерин и Георгий Колосов.[3]
Крупнейшими мастерами из сферы официальной фотожурналистики были Владимир Лагранж и мастер спортивной фотографии Лев Бородулин.
В 1980-е заметным течением в неофициальной советской фотографии становится концептуализм. Фотография различным образом сочетается с текстами в работах Владимира Куприянова («Памяти Пушкина», 1984; «Не отвержи мене от лица твоего…», 1990), участников московской группы «Непосредственная фотография» Бориса Михайлова, Ильи Пиганова, Игоря Мухина и других.[4] Ещё один участник этой группы Сергей Леонтьев снимает программную серию «Опыты жесткой фотографии» (1988)[5].
Постсоветская фотография
С началом перестройки начинает широко публиковаться андерграундная фотография, стирается граница между нею и официальной фотожурналистикой, которая со своей стороны обращается к прежде запретным темам[6].
Различные жанры и направления фотографии развиваются в Петербурге. С середины 1980-х работает некрореалист Евгений Юфит. Евгений Мохорев, моделями которого часто становятся полуобнажённые подростки, снимает с конца 1980-х. Алексей Титаренко, работающий с конца 1970-х, в сериях «Город теней» (1991—1994) и «Черно-белая магия Санкт-Петербурга» (1995—1997) приходит к стилистике, сочетающей уличную съёмку с такими художественными приёмами, как длинная выдержка и движение камеры.
С конца 1980-х Андрей Чежин создаёт в многочисленных сериях «пространство постмодернизма», как назвал он одну из своих книг: он не только широко использует классическую мультиэкспозицию, но и снимает аллюзии на классические живописные и фото-произведения (цикл «Кнопка и модернизм»), трансформирует любительские негативы при печати. Его ровесник Николай Кулебякин, будучи, напротив, приверженцем так называемой «чистой фотографии», проделывает все манипуляции до нажатия на кнопку: это и тщательное выстраивание натюрмортов («Медленная серия»), и дополнительный свет (серия «Часовни»), и проекция собственных или заимствованных изображений на фотографируемый объект («Портреты», «Пейзажи Ли Бо», «Краткая история искусств»), и мультиэкспозиция («Окна», где в каждом снимке совмещены светлое и тёмное время суток).
Распространённой стратегией постмодернистской фотографии становится апроприация. Борис Михайлов ещё в 1970-е в серии «Лурики» вручную раскрашивал найденные любительские снимки, придавая им новый смысл. Примером чистой апроприации становятся «Чужие фотографии» (1987) Алексея Шульгина. Часто использует найденные любительские негативы Андрей Чежин.
Владислав Ефимов с 1990-х создаёт и фотографирует своеобразные художественные объекты. Работающий с 1989 года Вадим Гущин в 2010-е снимает минималистичные натюрморты, воссоздающие в цветной фотографии супрематизм[7].
Фотографию нередко используют в своих работах представители современного искусства. Так, основанные на фотографии произведения создают с 1980-х Илья Пиганов, Михаил Ладейщиков, художественная группа АЕС+Ф и другие.
Репортажной фотографией занимается с 2000-х фотожурналист Сергей Максимишин.
Примечания
- ↑ Фотоклуб «Зеркало». После сказанного Архивная копия от 27 февраля 2020 на Wayback Machine // РОСФОТО.
- ↑ Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894—1994. Очерки истории отечественной фотографии. М.: ЛИБРОКОМ, 2019. Гл. 15 (с. 259—267).
- ↑ Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894—1994. Очерки истории отечественной фотографии. М.: ЛИБРОКОМ, 2019. С. 266.
- ↑ Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894—1994. Очерки истории отечественной фотографии. М.: ЛИБРОКОМ, 2019. Гл. 13 (с. 235—244).
- ↑ См. подробнее: Владимир Левашов. Портал Леонтьева, или вопрос техники Архивная копия от 28 февраля 2021 на Wayback Machine // Photographer.Ru. 7 декабря 2010.
- ↑ Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894—1994. Очерки истории отечественной фотографии. М.: ЛИБРОКОМ, 2019. Гл. 15 (с. 267—277).
- ↑ «Пикториализм был детской болезнью»: Вадим Гущин о фотографии, супрематизме и абстрактном натюрморте Архивная копия от 29 марта 2020 на Wayback Machine // Colta.ru. 27 декабря 2018.
Литература
- Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894—1994. Очерки истории отечественной фотографии. М.: ЛИБРОКОМ, 2019.