Мобилография
Мобилография (от лат. mobilis — «подвижный», и греч. γραφη — «писать») — разновидность фотографического искусства, при котором в качестве инструмента используются электронные приборы со встроенной цифровой фотокамерой, первоначально не предназначенные для профессиональной фотосъемки, такие как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, компасы, бинокли, зажигалки и тому подобное.
Понятие «мобилографии» было введено российским художником Дмитрием Резваном, в 2004 году основавшим Всемирное общество мобилографов, поставившее перед собой задачу популяризации мобилографии в мире[1]. По мнению доктора филологических наук Валерия Березина, «на первом этапе своего развития мобилография <…> выступала как игра с изображением, средство конструирования зримого образа, своего рода медиаэпатажа публики», поскольку медиакультура «сначала выявляет сугубо игровые, сенсационно-неповторимые и абсурдные для обычного взгляда и понимания возможности техники»[2]. В то же время с самого начала мобилография как разновидность фотографического искусства рассматривалась в контексте революции, которую новая технология должна произвести в репортажной и бытовой фотосъёмке[3].
В 2005 году для популяризации мобилографии в Москве были проведены две выставки «Актуальная мобилография» с участием ведущих современных художников, так или иначе связанных с фотоискусством, — Семёна Файбисовича, Франциско Инфантэ, Владислава Мамышева-Монро, Андрея Бартенева, Сергея Шутова, Владимира Дубосарского, Игоря Макаревича и др., — при этом фотографии, снятые камерой мобильного телефона, были отпечатаны в крупном формате для демонстрации в галерее[4]. Критика отмечала, что технологически несовершенные камеры ранних мобильных телефонов создавали искажения, чреватые художественным эффектом, и целому ряду художников этот эффект оказался созвучен[5]. «Стремление к качеству и увеличению веса картинок — часто вещи, прикрывающие творческую импотенцию. Мобилография — это путь, по которому мы пойдём, — она убирает всё лишнее», — отметил участник одной из выставок Олег Кулик[6]. В дальнейшем выставки мобилографии проходили и в других городах[7][8][9].
С повышением качества фотокамер в мобильных телефонах и общей распространённости телефонов при обсуждении мобилографии акцент начал делаться на универсальность средств и подходов, используемых в фотографии независимо от применяемой аппаратуры[10][11][12].
В 2013 году была предпринята попытка издания цифрового журнала FLTR, полностью посвящённого мобилографии[13].
Примечания
- ↑ Аллахвердиева В. «Камерное» искусство, или Шпионские игры художников // DigitalPhoto: Журнал о цифровой фотографии. — 2005. — № 4 (24). — С. 59.
- ↑ Березин В. М. Фотожурналистика: Учебник. — М.: Юрайт, 2016. — С. 198—199.
- ↑ Блинова Е. Всевидящее телефонное око . Независимая газета (20.09.2005). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 25 мая 2020 года.
- ↑ Шевелёв И. Фотомобиль подан . Российская газета (20.04.2005). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 28 октября 2021 года.
- ↑ Хачатуров С. Актуальная мобилография в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» . Время новостей (12.04.2005). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 26 апреля 2021 года.
- ↑ Мобилография — фотография нашего времени (недоступная ссылка). Sotovik.Ru. Архивировано 12 мая 2017 года.
- ↑ Фотовыставка «Мобилография» прошла в Ташкенте . Мой город (Узбекистан) (18.10.2011). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 11 июля 2022 года.
- ↑ Новый жанр фотоискусства представили псковичам на территории творческого объединения «Проспект» . Псковское агентство информации (2.12.2013). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 8 декабря 2013 года.
- ↑ Черемных В. Главное — ощущения. Чем мобилография покорила белгородского зрителя . Белгородская правда (27.02.2020). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 14 августа 2020 года.
- ↑ Ищенко Д. Мобилография как искусство. Мысли автора . kaddr.com (25.04.2013). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
- ↑ Рыжов М. Своя история. Мобилография . Foto&Video (20.02.2014). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 14 марта 2022 года.
- ↑ Заика А. Фотографируем мобильным телефоном: Популярный самоучитель. — СПб.: Питер, 2005. — С. 32.
- ↑ Рыженкова Э. Мобиложурнал про мобилографию . Photographer.Ru (26.12.2013). Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
Ссылки
- Сайт общества мобилографов . Архивировано 11 сентября 2019 года.
- Мобилография: популярный вид фотоискусства . mob-mobile.ru. Дата обращения: 6 августа 2020..
- Мобилография — это серьёзно: Фотоконкурс . Виртуальный Фотожурнал ХЭ (2009). Дата обращения: 27 октября 2021..
- Актуальная мобилография 2 . Мультимедиа Арт Музей (19.04.2005—1.05.2005). Дата обращения: 27 октября 2021..
- Журнал FOTO&VIDEO. БЫСТРО И СО ВКУСОМ — «МОБИЛОГРАФИЯ» . www.foto-video.ru. Дата обращения: 6 августа 2020..
- Журнал FOTO&VIDEO. МОБИЛОГРАФИЯ. ТВОЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ . www.foto-video.ru. Дата обращения: 6 августа 2020..
- ПИКТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛОГРАФИЯ . www.antver.net. Дата обращения: 6 августа 2020..
- Мобилография — еще один плевок в вечность . www.cablook.com. Дата обращения: 6 августа 2020..
- Мобилография. Искусство или баловство? (недоступная ссылка). Архивировано 16 марта 2010 года..
- Фома. Художники с телефоном в руках . foma.ru. Дата обращения: 6 августа 2020..
- Профессиональный фотограф рассказывает об айфонографии. Часть 1 . www.lookatme.ru. Дата обращения: 6 августа 2020..
- Artmobilografia: от картинки до шедевра . artway.tv. Дата обращения: 6 августа 2020..
- Александр Заика. Мобилография — это серьёзно (недоступная ссылка) (28.02.2006). Архивировано 24 июля 2019 года..
- Мобилография — новый жанр фотоискуства . www.fotokomok.ru. Дата обращения: 6 августа 2020..