Производители автобусов России
Автобус, как вид общественного транспорта, появился в России ещё до революции[1]. На маршрутах использовались машины иностранного производства. Только в тридцатых годах XX века на дороги вышли отечественные автобусы, разработанные на заводе АМО под руководством И.Ф.Германа на базе шасси грузовика АМО-Ф15.
История в датах
- 1929 — Ярославский автозавод осваивает выпуск автобусных шасси Я-6.
- 1933 — Завод имени Сталина осваивает выпуск шасси для автобусов АМО-4, Горьковский автозавод - автобусов ГАЗ-03-30.
- 1934 — начало производства автобусов ЗИС-8.
- 1938 — начало производства автобусов ЗИС-16.
- 1947 — начало производства автобусов ЗИС-154.
- 1949 — начало производства автобусов ЗИС-155.
- 1950 — начало производства автобусов ГЗА-651.
- 1952 — вступил в строй Павловский автобусный завод (ПАЗ) — первенцем завода стал автобус ГЗА(ПАЗ)-651, переданный с ГЗА.
- 1958 — пущен в строй Курганский автобусный завод (КАвЗ) — первенцем завода стал автобус ПАЗ-651, переданный с ПАЗа.
- 1959 — вступил в строй Ликинский автобуснй завод (ЛиАЗ) — первенцем завода стал автобус ЛиАЗ-158, переданный с ЗиЛа.
- 1967 —
- 1971 — начало производства автобусов КАвЗ-685.
- 1972 — начало производства автобусов ПАЗ-3201.
- 1982 - начало производства автобусов ЛиАЗ-677М
- 1986 —
- 1989 —
- 1994 —
- вступил в строй Голицынский автобусный завод (ГолАЗ), который просуществовал вплоть до 2014 года — первенцем завода стал автобус ГолАЗ АКА-6226.
- на ТМЗ начата досборка автобусов Ikarus-280.33.
- с конвейера завода ЛиАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М.
- 1996 —
- начало производство автобусов ЛиАЗ-5256.25 с двигателями Caterpillar-3116.
- на заводе ЯАЗ начато производство автобусов ЯАЗ-5267, в серию он не пошёл.
- на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-280.33М, на 50% состоящих из отечественных комплектов, а также Ikarus-435.17.
- с конвейера завода ЯАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М, сборка автобуса продолжалась на ряде дочерних предприятий до 2001 года.
- 1997 — возобновление производства автобусов на АМО ЗИЛ — начало производства автобусов ЗИЛ-3250.
- 1998 —
- на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-415.33;
- на дочернем предприятии КАвЗа ТОО «Вика ЛТД» начата сборка автобусов КАвЗ-3244.
- 1999-2004 — Преодоление кризиса. Налаживание работы ЛиАЗа, АМАЗа, сборки автобусов Scania. Банкротство Икаруса.
- 2000 — вступил в строй Нефтекамский автобусный завод (НефАЗ) — первенцем завода стал автобус НефАЗ-5299.
- 2001 — начало производства автобусов ПАЗ-4230 «Аврора».
- 2002 —
- 2004 —
- начало производства автобусов ЛиАЗ-5292.00.
- произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.00.
- 2006 —
- начало производства автобусов КАвЗ-4238 «Аврора»;
- начало производства автобусов ЛиАЗ-5293.
- 2007 —
- начало производства автобусов КАвЗ-4235 «Аврора»;
- с конвейера завода КАвЗ сошли последние автобусы КАвЗ-3976.
- 2007-2008 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.20, спустя год налажено их серийное производство.
- 2008 — начало производства автобусов КАвЗ-4239.
- 2008-2010 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.21, спустя два года налажено их серийное производство.
- 2012 — с конвейера завода АМО ЗИЛ сошли последние автобусы ЗИЛ-3250.
- 2012-2013 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.22, спустя год налажено их серийное производство.
- 2016 —
- начало производства автобусов ЛиАЗ-6213.65-77;
- начало производства автобусов КАвЗ-4270.
- 2021 —
Классификация
Цифровая классификация моделей
До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей (кроме ГАЗ, имевшего диапазон 1-99). Производители автобусов занимали следующие диапазоны:
- 100—199 ЗИЛ — производились модели 118, 119, 127, 154, 155 и 158; производство модели 158 передано на ЛиАЗ
- 652—674 ГАЗ, c 1950 г. ПАЗ и КАвЗ. Выпускались модели: 651 на всех трёх заводах, ПАЗ-652 и 672, КАвЗ-655, 657, 659 и 685.
- 675—694 ЛиАЗ — производились модели 158 (переданная с ЗИЛа), 676 (опытный) и 677.
- 695—699 ЛАЗ — все номера диапазона использовались.
- 975—999 РАФ — производились модели 975-980 и 982, а также РАФ-251 (из диапазона Новосибирского автозавода, перепрофилированного в 1949 году).
Некоторые опытные модели автобусов нумеровались не по стандарту, например: РАФ-08 и РАФ-10, ЗиУ-6 и ЗиУ-8.
В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. Тем не менее, некоторые новые модели выходили с номерами по старой системе: микроавтобус ЗИЛ-119 в 1971 году, троллейбусы ЗиУ-682 и 683 и другие. Многие модели продолжали выходить и получать модификации. В настоящее время на Днепродзержинском автобусном заводе выпускается автобус ЛАЗ-695Н, пронумерованный по старой системе[2].
См. Список моделей автобусов и троллейбусов по ОН 025270-66.
В отраслевой нормали 1966 года номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая — номер модификации. Вторая цифра номера 2 и означает, что это автобус либо троллейбус (Есть исключения, например, опытный КАвЗ-3100 и серийный КАвЗ-3976). Первая цифра — класс автобуса по вместимости, определяемый габаритной длиной:
- 2 — особо малый, до 5 метров
- 3 — малый, от 6 до 7,5 метров
- 4 — средний, от 8 до 9,5 метров
- 5 — большой, от 10,5 до 11 метров
- 6 — особо большой, свыше 11,5 метров
После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и Т для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.
Российские фирмы-производители (на 2019 год)
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
- Volgabus
- Автобусы ООО ГАЗ, Нижний Новгород
- ООО ЕвоБус Русслэнд, Москва
- Курганский автобусный завод, Курган
- ЛиАЗ, Ликино-Дулёво
- Автобусы ОАО НефАЗ, Нефтекамск
- Автобусы ООО СТ Нижегородец, Нижний Новгород
- Павловский автобус, Павлово
- ООО Родниковский машзавод, Родники
- ООО Самотлор-НН, Нижегородская область
- Автобусы ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург
- ООО Соллерс-Елабуга, Елабуга
- Ульяновский автомобильный завод, Ульяновск
- Автобусы ОАО АЗ Урал, Миасс
- Автобусы ООО ПКФ Луидор, Нижегородская область
- СИМАЗ, Ульяновск
Прекратившие производство автобусов
- Автобусы АМО ЗИЛ, Москва (2012).
- Автобусы Олимп, Вологда (2017).
- Голицынский автобусный завод, Голицыно (2014).
- ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск (2011).
- ООО Ростовский автобусный завод, Ростов-на-Дону (2011).
- ООО Таганрогский автомобильный завод, Таганрог (2014).
- BAW-RUS Motor Corporation, Ульяновск (2016).
Классификация по фирмам-производителям
По классам (длине) различают
- Российские автобусы особо малого класса (ОМ) длиной до 6 м (ГАЗ, УАЗ)
- Российские автобусы малого класса (М) длиной 6,1—8 м (ПАЗ, КАвЗ, РЗГА (Hyundai), ЗИЛ, Родник, Вика)
- Российские автобусы среднего класса (С) длиной 8,1—10 м (Ликинский автобус — ЛиАЗ-4292, ПАЗ, КАвЗ)
- Российские автобусы большого класса (Б) длиной 10,1—12 м (Volgabus, Ликинский автобус, НефАЗ, Скания-Питер, РАМ (Marco Polo))
- Российские автобусы особо большого класса (ОБ) длиной 12,1—18 м (Ликинский автобус)
- Российские автобусы специальные вахтовые (СВ) (Урал, НефАЗ)
Статистика
В 2010 году в России было произведено 40,9 тыс. автобусов, в 2011 - 44,2 тыс., в 2012 - 58,6 тыс., в 2013 - 53,2 тыс., в 2014 - 44,0 тыс., в 2015 - 36,4 тыс. За январь-ноябрь 2016 года производство выросло к аналогичному периоду 2015 года на 17,4%, составив 38,0 тыс. штук[3].
Производство в 2007 году[4] | |
Все заводы | 88824 |
ООО «Автомобильный завод ГАЗ», Нижний Новгород | 39625 |
ОАО «УАЗ», Ульяновск | 18255 |
ООО «ПАЗ», Павлово-на-Оке | 15031 |
ООО «КАвЗ», Курган | 4083 |
ООО «ТагАЗ», Таганрог | 3371 |
ООО «ЛиАЗ», Ликино-Дулёво | 2894 |
ООО «Самотлор-НН», Нижегородская область | 2034 |
ОАО «НефАЗ», Нефтекамск | 1307 |
ООО ПКФ «Луидор», Нижний Новгород | 1021 |
ОАО «АЗ Урал», Миасс | 990 |
ОАО «Голицынский автобусный завод», Голицыно | 492 |
ЗАО Тушино-Авто, Москва | 465 |
ЗАО НПП СемАР, Семёнов | 395 |
ООО ВАП Волжанин, Волжский | 297 |
ООО ЕвоБус Русслэнд, Коломна | 241 |
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск | 162 |
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург | 132 |
АМО ЗИЛ, Москва | 26 |
ООО Родниковский машзавод, Родники | 18 |
ООО Вика ЛТД, Курган | 2 |
См. также
- Автобус
- Производители автобусов
- А. А. Чередников. Автобусы: Устройство, техническое обслуживание, эксплуатация. — Транспорт, 1999. — ISBN 5-277-02131-0.
Примечания
- ↑ История автобуса . Дата обращения: 21 сентября 2014. Архивировано 7 апреля 2015 года.
- ↑ Автобус. Подвижной состав. ЛАЗ-695 . Дата обращения: 7 февраля 2007. Архивировано 28 июля 2006 года.
- ↑ Производство автобусов в России в 2016 году выросло более чем на 17% . Дата обращения: 12 января 2017. Архивировано 13 января 2017 года.
- ↑ по данным журнала «Автомобили, тракторы. Рынок СНГ». ОАО "Автосельхозмаш-Холдинг". М., 2008. . Дата обращения: 14 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.