ЗИС-16

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ЗИС-16
Автобус ЗИС-16 на почтовой марке СССР, 1975 годАвтобус ЗИС-16 на почтовой марке СССР, 1975 год
Завод-изготовитель Союз Советских Социалистических Республик ЗИС
Выпускался, гг 19381941
Экземпляры 3250
Полная масса, т 7,1
Снаряжённая масса, т 5,1
Макс. скорость, км/ч 65
Класс автобуса высокопольный, средней вместимости
Вместимость
Мест для сидения 24—26
Полная вместимость (8 чел./м²) 32—34
Габариты
Колея передних колёс, мм 1546
Колея задних колёс, мм 1710
Длина, мм 8525
Ширина, мм 2400
Высота по крыше, мм 2800
База, мм 4970
Двигатель
Модель двигателя
ЗИС-16
Общие данные
Производитель Завод имени Сталина
Тип Бензиновый
Макс. скорость 60
Производительность
Максимальная мощность 85 л. с., при 2600 об/мин
Максимальный крутящий момент 294 Н·м, при 1000—1200 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация рядный, 6-цилиндр.
Объём 5550 см3
Цилиндров 6
Клапанов 12
Диаметр цилиндра 101,6 мм
Ход поршня 114,3 мм
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ чугун
Клапанной механизм нижнеклапанный
Степень сжатия 5,7
Питание
Охлаждение жидкостное
Система питания карбюратор МКЗ-6
Расход топлива при городском цикле 37
Расход топлива на трассе 30
Мощность, л. с. 82 при 2500 об./мин.,
88 при 2800 об./мин.
Объём, см³ 5555
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км от 30 (транспортная)
до 37 (эксплуатационная)
Трансмиссия
Тип коробки передач механическая
Количество передач 4

ЗИС-16 — марка советского автобуса, считавшаяся более совершенной моделью по сравнению с предшественником — ЗИС-8. Производство автобуса ЗИС-16, отличавшегося в соответствии с тогдашней автомобильной модой обтекаемой формой кузова, но по-прежнему выполненному на деревянном каркасе, было развёрнуто с 1938 года и продолжалось до августа 1941 года. Автобус вмещал до 34 пассажиров (при 26 местах для сидения). Форсированный примерно до 84 л.с. двигатель ЗИС-16 с алюминиевым блоком цилиндров разгонял машину полной массой 7,13 т до 65 км/ч. С 1939 года ограниченной серией выпускался санитарный автобус ЗИС-16С с отдельной кабиной от ЗИС-5, рассчитанный на перевозку 10 носилок и 12—14 сидячих больных. Всего было выпущено 3250 автобусов ЗИС-16.

Часть из них, не мобилизованная в Красную армию в начальный период войны, была снабжена в 1943 году газогенераторными и газобаллонными установками, демонтированными в 1945 году. Благодаря современному и узнаваемому облику ЗИС-16, стал характерной приметой уличного пейзажа Москвы конца 30-х — начала 50-х. Значительная часть автобусов ЗИС-16 после войны была реконструирована на «Аремкуз» и других предприятиях с перестановкой на новые шасси ЗИС-150. Такие радикальные меры позволили ЗИС-16 доработать на пригородных маршрутах столицы до середины 50-х, а в ряде городов и дольше.

Известно об одном сохранившемся автобусе ЗИС-16, в Национальном Автомобильном Музее в Ленинградской области, собранном из деталей трех найденных в лесах и на садовых участках машин[1].

Примечания

  1. Портфолио Ретро-бас > "Историческая достоверность – превыше всего!" » retro-bus.ru. www.retro-bus.ru. Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 24 марта 2019 года.

Ссылки