Системы индексации автотранспорта в СССР и России

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «ОН 025270-66»)

В СССР использовались стандартизированные системы классификации и наименований (индексации) легкового автотранспорта. Современная система была введена в 1966 году (отраслевая нормаль ОН 025270-66) и использует в качестве основания классификации рабочий объём двигателя для легковых автомобилей, полную массу для грузовых и длину для автобусов. Хотя нормаль формально больше не действует, настоящее время в России эта система все ещё носит официальный характер и в различном объёме используется большинством производителей автомобилей, а также используется для расчёта налогооблагаемой базы транспортного налога.

Ранние системы индексации

Первая чёткая система индексации автомобильной промышленности СССР была создана в 1943 году по инициативе ГАЗа в Отделе главного конструктора завода Самуилом Абрамовичем Человым и использовалась даже после введения новой системы образца 1966 года аж до XXI века[1] (например, ЛАЗ-695Н производился до 2010).

Этот завод в 1938 году[2] скопировал принцип обозначений у компании «Форд», которая обычно заказывала кузова легковых автомобилей у независимых субподрядчиков и потому присваивала каждому свой номер для внутреннего пользования, отличавшийся от обозначения рамных шасси, на который он ставился[3]. В указанный период номер кузова ставился после номера шасси: так, прототипом советской «Эмки» стал Ford 40-730.

Приказом № 554 от 15 ноября 1943 года наркома среднего машиностроения С. А. Акопова на всех автомобильных заводах и заводах смежных производств была введена т. н. Единая система нумерации деталей, узлов и агрегатов и моделей автомобилей[1]. Первоначально по этой системе каждому автомобилю присваивалось обозначение-индекс из соединённых дефисами аббревиатуры завода-изготовителя и двух номеров основных частей легковушки — шасси и кузова, по «фордовской системе» — или трёх номеров основных частей грузовика — шасси, кабины и платформы — которые назначались из выделенного каждому из пяти тогдашних заводов страны диапазона (например, Москвич-400-420 или ГАЗ-51-71-80)[4]. Вскоре стало понятно, что систему нужно упростить, и грузовые автомобили уже к 1945 году стали обозначаться одним только номером шасси, а легковые машины аналогично сократили свои индексы в 1955[5], хотя позднее через дефис могли писаться постфиксы, обозначающие модификации или модернизации модели (например ГАЗ-24-10).

Многим важным узлам и агрегатам автомобилей — например, двигателям и КПП — также присваивались номера из тех же диапазонов и аналогичные индексы[4]. Для обратной совместимости уже использующиеся или использовавшиеся в серийном производстве номера (как для автомобилей, так и для их частей, никакой разницы не проводилось) резервировались: так, ЯАЗ не получил номера 202 и 203, поскольку две модификации мотора ГАЗ-11 уже назывались ГАЗ-202 и ГАЗ-203, но на не пошедшие в серию опытные образцы (например, ГАЗ-21 1936 года) это не распространялось, их номера можно было использовать вторично[4].

Ниже за диапазонами в скобках указаны примеры и примечания:

Эта система диапазонов нередко нарушалась. Например, КАЗ-585 и КАвЗ-685 имели номера не из своего диапазона. А при передаче автомобиля с одного завода на другой его цифровое обозначение нередко сохранялось, менялась только буквенная часть — например: грузовые автомобили ЯАЗ-200 и ЯАЗ-205 после передачи производства в Минск стали называться соответственно МАЗ-200 и МАЗ-205, а вариант автобуса ГЗА-651, выпускавшийся в Латвии, обозначался как РАРЗ-651. В случае же, если на заводе, на который передавали модель автомобиля в его конструкцию не вносили изменений, или вносили незначительные, марка автомобиля не менялась и принадлежала заводу-разработчику. Например, ГАЗ-69 был передан на Ульяновский автозавод, однако продолжал выпускаться под маркой ГАЗ (при этом в случае модернизации переданного автомобиля в его индекс мог добавляться дополнительный числовой постфикс, например, ГАЗ-69-68, а мог и присваиваться новый).

Современная система индексации

К 1960-м гг. из-за «отсутствия централизованной системы выдачи номеров, в результате появления новых предприятий, нуждающихся в индексах моделей, и неосмотрительного расходования номеров для обозначения модификаций» многие диапазоны исчерпались, и в 1964 году всё тот же Челов, перешедший на работу вместе с сектором технической документации в ленинградский ЦНИИТА, разработал новую систему[6]. Современная система, документированная отраслевой нормалью ОН 025270-66, применяется с 1966 года[7] и (в России) по сей день, хотя не все производители придерживаются её в полном объёме. В соответствии с ней полное обозначение модели, присваеваемое головным институтом автомобилестроения (НАМИ), состоит из названия автозавода (например КамАЗ) и цифрового индекса, содержащего не менее четырёх цифр (например 5320)[8]. Первым серийным автомобилем, получившим подобное обозначение, стал ВАЗ-2101[9], а первым не пошедшим в серию проектом — НАМИ-1101 «Василёк»[6] (оба в том же 1966 году).

Первая цифра

Первая цифра указывает на класс транспортного средства

  • Для легковых автомобилей класс определяется согласно объёму двигателя и снаряжённому весу:
Цифра Класс Группа Рабочий объём двигателя в литрах Снаряжённый вес в тоннах
1 Особо малый Первая меньше 0,85 меньше 0,65
Вторая 0,85—1,1 0,65—0,8
2 Малый Первая 1,1—1,3 0,8—0,9
Вторая 1,3—1,5 0,9—1,05
Третья 1,5—1,8 1,05—1,15
3 Средний Первая 1,8—2,5 1,15—1,3
Вторая 2,5—3,5 1,3—1,5
4 Большой Первая 3,5—5 1,5—1,9
Вторая больше 5 больше 1,9
5 Высший (не регламентируется) (не регламентируется)
  • Для грузовых автомобилей класс определяется согласно полному весу[10]:
цифра полный вес в тоннах
1 меньше 1,2
2 1,2—2
3 2—8
4 8—14
5 14—20
6 20—40
7 больше 40
  • Для автобусов класс определяется согласно длине[11]:
цифра длина в метрах
2 меньше 5,5
3 6—7,5
4 8—9,5
5 10,5—12
6 больше 16
  • Для прицепов, первая цифра индекса — 8
  • Для полуприцепов и роспусков, первая цифра индекса — 9[12]

Вторая цифра

Вторая цифра обозначает тип транспортного средства[10]:

цифра тип
1 легковой автомобиль
2 автобус
3 грузовой автомобиль
4 тягач
5 самосвал
6 автоцистерна
7 фургон
8 резерв
9 специальный транспорт

Третья и четвертая цифры обозначают фабричное число модели. Пятая цифра не обязательна и указывает на модификацию основной модели. Шестая цифра первоначально использовалась для обозначения экспортных вариантов:

цифра исполнение
1 для холодного климата
4 экспортное исполнение, для стран с левосторонним движением
6 экспортное исполнение, для умеренного климата
7 экспортное исполнение, для тропического климата
8,9 другие экспортные исполнения

Двигатели

Если в прошлой системе номер двигатели дублировал номер шасси, то в 1964 году Челов предложил создать новую системы индексации, которая бы отражала типоразмерность двигателя по его рабочему объёму[6]:

первая цифра объём в литрах
1 меньше 0,75
2 0,75—1,4
3 1,4—2
4 2—4
5 4—7
6 7—10
7 10—15
8 больше 15

Первую цифру 9 позднее отдали под газовые турбины (например, опытный ГТД ГАЗ-902). Следующие две цифры служили для обозначения базовой модели конкретного двигателя, причём для бензиновых вторая цифра должна была быть от 0 до 3, а для дизельных — от 4 до 9. а для модификаций могла добавляться четвёртая.

Примечания

Литература

См. также