Системы индексации автотранспорта в СССР и России
В СССР использовались стандартизированные системы классификации и наименований (индексации) легкового автотранспорта. Современная система была введена в 1966 году (отраслевая нормаль ОН 025270-66) и использует в качестве основания классификации рабочий объём двигателя для легковых автомобилей, полную массу для грузовых и длину для автобусов. Хотя нормаль формально больше не действует, настоящее время в России эта система все ещё носит официальный характер и в различном объёме используется большинством производителей автомобилей, а также используется для расчёта налогооблагаемой базы транспортного налога.
Ранние системы индексации
Первая чёткая система индексации автомобильной промышленности СССР была создана в 1943 году по инициативе ГАЗа в Отделе главного конструктора завода Самуилом Абрамовичем Человым и использовалась даже после введения новой системы образца 1966 года аж до XXI века[1] (например, ЛАЗ-695Н производился до 2010).
Этот завод в 1938 году[2] скопировал принцип обозначений у компании «Форд», которая обычно заказывала кузова легковых автомобилей у независимых субподрядчиков и потому присваивала каждому свой номер для внутреннего пользования, отличавшийся от обозначения рамных шасси, на который он ставился[3]. В указанный период номер кузова ставился после номера шасси: так, прототипом советской «Эмки» стал Ford 40-730.
Приказом № 554 от 15 ноября 1943 года наркома среднего машиностроения С. А. Акопова на всех автомобильных заводах и заводах смежных производств была введена т. н. Единая система нумерации деталей, узлов и агрегатов и моделей автомобилей[1]. Первоначально по этой системе каждому автомобилю присваивалось обозначение-индекс из соединённых дефисами аббревиатуры завода-изготовителя и двух номеров основных частей легковушки — шасси и кузова, по «фордовской системе» — или трёх номеров основных частей грузовика — шасси, кабины и платформы — которые назначались из выделенного каждому из пяти тогдашних заводов страны диапазона (например, Москвич-400-420 или ГАЗ-51-71-80)[4]. Вскоре стало понятно, что систему нужно упростить, и грузовые автомобили уже к 1945 году стали обозначаться одним только номером шасси, а легковые машины аналогично сократили свои индексы в 1955[5], хотя позднее через дефис могли писаться постфиксы, обозначающие модификации или модернизации модели (например ГАЗ-24-10).
Многим важным узлам и агрегатам автомобилей — например, двигателям и КПП — также присваивались номера из тех же диапазонов и аналогичные индексы[4]. Для обратной совместимости уже использующиеся или использовавшиеся в серийном производстве номера (как для автомобилей, так и для их частей, никакой разницы не проводилось) резервировались: так, ЯАЗ не получил номера 202 и 203, поскольку две модификации мотора ГАЗ-11 уже назывались ГАЗ-202 и ГАЗ-203, но на не пошедшие в серию опытные образцы (например, ГАЗ-21 1936 года) это не распространялось, их номера можно было использовать вторично[4].
Ниже за диапазонами в скобках указаны примеры и примечания:
- 010—099: НАМИ (НАМИ-012)
- 1-99: ГАЗ (ГАЗ-21, ГАЗ-24)
- 100—199: ЗИЛ (до июня 1956 года ЗИС) (ЗИЛ-130)
- 200—249: КрАЗ (до 1958 года ЯАЗ) (ЯАЗ-200)
- 250—299: Новосибирский автозавод НАЗ (существовал в 1945—1949 гг., после чего диапазон передан КрАЗу) (КрАЗ-255)
- 300—399: УралАЗ (до 1961 года УралЗИС) (Урал-375)
- 400—449: АЗЛК (до 1967 года МЗМА), ИжАвто (тогда ИжМаш) (Москвич-412)
- 450—484: УАЗ (УАЗ-450, УАЗ-451, УАЗ-452, УАЗ-469)
- 485—499: Днепропетровский автозавод — ДАЗ (существовал в 1944—1951 гг., после чего диапазон передан УАЗу) (ДАЗ-485)
- 500—549: МАЗ, БелАЗ, МоАЗ (МАЗ-500, БелАЗ-540)
- 550—599: Мытищинский машиностроительный завод (ЗИЛ-ММЗ-555)(тот же самый диапазон использовался для гусеничных машин завода по индексатору ГАБТУ[4])
- 600—649: КАЗ, САЗ (КАЗ-608, САЗ-643)
- 650—674: Горьковский завод автобусов — ГЗА (позднее передан Павловскому (ПАЗ) и Курганскому (КАвЗ) автобусным заводам) (ПАЗ-652)
- 675—689: ЛиАЗ, ЗиУ, КАвЗ (После 1962 года, до этого имел диапазон 985—999) (ЛиАЗ-677, ЗиУ-682)
- 690—699: ЛАЗ (ЛАЗ-695)
- 700—929: ЛКЗ, электромобили НАМИ, ЕрАЗ, ГЗТМ/ГЗСА, автоприцепы любых заводов (К-700, ГЗСА-731, ОдАЗ-740, НАМИ–750[укр.], ОдАЗ-760, ЕрАЗ-762, ММЗ-768, ОдАЗ-784, ММЗ-812, МАЗ-847, САЗ-853, ММЗ-881, ОдАЗ-885, МАЗ-886, ГЗТМ-891, ГАЗ-900)
- 930—939: БАЗ (смог воспользоваться лишь индексами 930 и 931 в начале 1960-х; индекс 935 отошёл полуприцепу-фургону ОдАЗ)
- 940—964: Тартуский авторемонтный завод — АРТ, ГЗТМ/ГЗСА (ТА-942, ГЗСА-947, ГЗТМ-954; индекс 941 отошёл полуприцепу МАЗ)
- 965—974: ЗАЗ, ЛуАЗ (ЗАЗ-965, ЛуАЗ-967)
- 975—984: РАФ (РАФ-977)
- 985—999: КАвЗ (После 1962 года на свою модель (КАвЗ-985) получил индекс 685 из диапазона ЗиУ, после чего диапазон передан РАФ-у)(КАвЗ-985)
Эта система диапазонов нередко нарушалась. Например, КАЗ-585 и КАвЗ-685 имели номера не из своего диапазона. А при передаче автомобиля с одного завода на другой его цифровое обозначение нередко сохранялось, менялась только буквенная часть — например: грузовые автомобили ЯАЗ-200 и ЯАЗ-205 после передачи производства в Минск стали называться соответственно МАЗ-200 и МАЗ-205, а вариант автобуса ГЗА-651, выпускавшийся в Латвии, обозначался как РАРЗ-651. В случае же, если на заводе, на который передавали модель автомобиля в его конструкцию не вносили изменений, или вносили незначительные, марка автомобиля не менялась и принадлежала заводу-разработчику. Например, ГАЗ-69 был передан на Ульяновский автозавод, однако продолжал выпускаться под маркой ГАЗ (при этом в случае модернизации переданного автомобиля в его индекс мог добавляться дополнительный числовой постфикс, например, ГАЗ-69-68, а мог и присваиваться новый).
Современная система индексации
К 1960-м гг. из-за «отсутствия централизованной системы выдачи номеров, в результате появления новых предприятий, нуждающихся в индексах моделей, и неосмотрительного расходования номеров для обозначения модификаций» многие диапазоны исчерпались, и в 1964 году всё тот же Челов, перешедший на работу вместе с сектором технической документации в ленинградский ЦНИИТА, разработал новую систему[6]. Современная система, документированная отраслевой нормалью ОН 025270-66, применяется с 1966 года[7] и (в России) по сей день, хотя не все производители придерживаются её в полном объёме. В соответствии с ней полное обозначение модели, присваеваемое головным институтом автомобилестроения (НАМИ), состоит из названия автозавода (например КамАЗ) и цифрового индекса, содержащего не менее четырёх цифр (например 5320)[8]. Первым серийным автомобилем, получившим подобное обозначение, стал ВАЗ-2101[9], а первым не пошедшим в серию проектом — НАМИ-1101 «Василёк»[6] (оба в том же 1966 году).
Первая цифра
Первая цифра указывает на класс транспортного средства
- Для легковых автомобилей класс определяется согласно объёму двигателя и снаряжённому весу:
Цифра | Класс | Группа | Рабочий объём двигателя в литрах | Снаряжённый вес в тоннах |
---|---|---|---|---|
1 | Особо малый | Первая | меньше 0,85 | меньше 0,65 |
Вторая | 0,85—1,1 | 0,65—0,8 | ||
2 | Малый | Первая | 1,1—1,3 | 0,8—0,9 |
Вторая | 1,3—1,5 | 0,9—1,05 | ||
Третья | 1,5—1,8 | 1,05—1,15 | ||
3 | Средний | Первая | 1,8—2,5 | 1,15—1,3 |
Вторая | 2,5—3,5 | 1,3—1,5 | ||
4 | Большой | Первая | 3,5—5 | 1,5—1,9 |
Вторая | больше 5 | больше 1,9 | ||
5 | Высший | — | (не регламентируется) | (не регламентируется) |
- Для грузовых автомобилей класс определяется согласно полному весу[10]:
цифра | полный вес в тоннах |
---|---|
1 | меньше 1,2 |
2 | 1,2—2 |
3 | 2—8 |
4 | 8—14 |
5 | 14—20 |
6 | 20—40 |
7 | больше 40 |
- Для автобусов класс определяется согласно длине[11]:
цифра | длина в метрах |
---|---|
2 | меньше 5,5 |
3 | 6—7,5 |
4 | 8—9,5 |
5 | 10,5—12 |
6 | больше 16 |
- Для прицепов, первая цифра индекса — 8
- Для полуприцепов и роспусков, первая цифра индекса — 9[12]
Вторая цифра
Вторая цифра обозначает тип транспортного средства[10]:
цифра | тип |
---|---|
1 | легковой автомобиль |
2 | автобус |
3 | грузовой автомобиль |
4 | тягач |
5 | самосвал |
6 | автоцистерна |
7 | фургон |
8 | резерв |
9 | специальный транспорт |
Третья и четвертая цифры обозначают фабричное число модели. Пятая цифра не обязательна и указывает на модификацию основной модели. Шестая цифра первоначально использовалась для обозначения экспортных вариантов:
цифра | исполнение |
---|---|
1 | для холодного климата |
4 | экспортное исполнение, для стран с левосторонним движением |
6 | экспортное исполнение, для умеренного климата |
7 | экспортное исполнение, для тропического климата |
8,9 | другие экспортные исполнения |
Двигатели
Если в прошлой системе номер двигатели дублировал номер шасси, то в 1964 году Челов предложил создать новую системы индексации, которая бы отражала типоразмерность двигателя по его рабочему объёму[6]:
первая цифра | объём в литрах |
---|---|
1 | меньше 0,75 |
2 | 0,75—1,4 |
3 | 1,4—2 |
4 | 2—4 |
5 | 4—7 |
6 | 7—10 |
7 | 10—15 |
8 | больше 15 |
Первую цифру 9 позднее отдали под газовые турбины (например, опытный ГТД ГАЗ-902). Следующие две цифры служили для обозначения базовой модели конкретного двигателя, причём для бензиновых вторая цифра должна была быть от 0 до 3, а для дизельных — от 4 до 9. а для модификаций могла добавляться четвёртая.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Что означают цифры в индексах советских машин — КОЛЕСА.ру — автомобильный журнал
- ↑ Советские легковые 1918-1942 - Дмитрий Дашко - Google Books
- ↑ См., например, https://www.fordgarage.com/pages/US2831bodystyles.htm; при этом для маркетинга использовались словесные обозначения
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Рассказ о том, как ЗИС-110 не стал «Кремлём», ДАЗ-150 — «Днипром», ЯАЗ-200 — «Медведем» — КОЛЕСА.ру — автомобильный журнал
- ↑ Заметки :: Заводские “Победы”, обзор модельного ряда
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Как СССР перешел на 4-цифровые индексы и что они значат - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
- ↑ Вишняков, Вахламов, Нарбут, 1986.
- ↑ ОН 025 270-66, 1967, с. 1.
- ↑ Назаров, 2012.
- ↑ 10,0 10,1 ОН 025 270-66, 1967, с. 3.
- ↑ ОН 025 270-66, 1967, с. 11.
- ↑ ОН 025 270-66, 1967, с. 4.
Литература
- ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями. — Типография НАМИ, 1967. — 16 с.
- Краткий автомобильный справочник / Ответственный за выпуск А. Н. Понизовкин. — 9-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: Транспорт, 1982. — С. 11—12. — 464 с.
- Н. Н. Вишняков, В. К. Вахламов, А. Н. Нарбут и др. Автомобиль. Основы конструкции.. — второе, переработанное и дополненное. — Машиностроение, 1986. — С. 6—8. — 304 с. — ISBN 9785457418189.
- Л.М. Шугуров. Автомобили России и СССР В 3 томах.. — ИЛБИ, 1993—1999. — Т. 2. — С. 176. — 252 с. — ISBN 5-87483-052-9.
- Роман Назаров. Русские автомобили. Полная энциклопедия. — Эксмо, 2012. — С. 215. — 300 с. — ISBN 9785457418189.