Притча о семени, возрастающем в земле неприметным образом
Притча о семени, возрастающем в земле неприметным образом (о человеке бросившим семя в землю) — одна из притч Иисуса Христа о Царствии Божьем, содержащаяся в Евангелии от Марка. В ней говорится о человеке, бросившем в землю колос и не знающем того, каким образом оно произрастает от зелени и до зрелого плода, покуда не настанет жатва:
И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
Богословское толкование
Притча является одной из самых неоднозначных и затруднительных и для понимания. С одной стороны притча о плевелах научает людей иметь постоянное радение о брошенном в землю семени, то есть о произрастании духовных плодов в человеке, с другой стороны, как видно из настоящей притчи:
Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией. [1]
Святитель Феофилакт Болгарский, рассуждая о притче, дает приведенным в ней образам следующие значения:
- Царствие Божие — Божие смотрение о нас.
- Человек — Бог, сделавшийся ради нас человеком.
- Семя брошенное в землю — евангельская проповедь.
- Сон человека — долготерпение Божие
- «Встает ночью и днем» — хотя Бог и спит, но Он восстает: восстает ночью, когда посредством искушений возбуждает нас к познанию Его; восстает днем, когда наполняет нашу жизнь радостями и утешениями.
- Зелень — духовное младенчество человека, начаток добра.
- Колос — состояние человека противостать искушениям, ибо колос связывается уже коленцами, стоит прямо и достиг уже большего развития
- Полное зерно — плод совершенства.
- Серп — Слово Божие.
- Жатва — время кончины.
Он же пишет:
Семя растет как будто без ведома Его, потому что мы свободны, и от нашей воли зависит расти или не расти этому семени. Не по неволе приносим плод, но добровольно, то есть приносим плод от самих себя.[2]
Несколько иное понимание притчи приведено Б. И. Гладковым, которое, впрочем, только дополняет толкование Святителя Феофилакта:
Кого надо подразумевать под человеком, бросающим семя в землю? По мнению Антония, архиепископа Волынского и Житомирского, здесь под сеятелем разумеется не Бог, а человек-христианин, насаждающий доброе семя (учение Христово или подвиги благочестия) как в своем сердце, так и в общественной жизни; он не может следить за дальнейшим возрастанием благодатной жизни в себе и в других, как отдыхающий хозяин не следит за постепенным произрастанием засеянной нивы, но Господь, невидимо утверждая добродетель в его сердце и в общественной жизни, подобно солнцу и дождю, поднимающим растущий в поле хлеб, затем вдруг неожиданно для тружеников обнаруживает благодатные плоды их трудов и дает обильную жатву Божию.[3]
Схожая мысль выражена профессором А. П. Лопухиным в комментариях к Новому завету:
Вторая притча — о семени, которое, будучи брошено в землю, произрастает потом уже без участия земледельца — очевидно, изображает постепенное, правильное созревание Царства Божия в душе отдельного человека, принявшего учение Христа. Проповедники Евангелия, бросающие семена веры в души людей, не могут уже в дальнейшем в точности уследить за тем, как эти семена вырастают в целые колосья, которые со временем будут сжаты и собраны в Царство Божие. Всякое беспокойство со стороны земледельца во время пребывания семени в земле совершенно излишне… В своё время при помощи Божией оно даст плод и принесет пользу — вот главная мысль притчи… От этой притчи получается уверенность в том, что дело Божие, начатое в отношении к сердцам человеческим в тот момент, как в них запало проповедническое слово апостолов, не остановится в своем развитии и неведомыми путями будет идти все далее и далее, пока сердце человека окончательно созреет для новой блаженной жизни в Боге.[4]
Продолжая рассуждения о притче, Б. И. Гладков обращает внимание на разграничение Христом Царства Небесного, предназначенного исключительно для праведников и которое начнется после окончательного Суда над родом человеческим и Царства Божия — основанное Им на земле Царство верующих. Царство Божие подготавливает вступающих в него людей к Царству Небесному и началось с пришествием Христа, бросившего в сердца людей слово Божие, подобно тому, как и земледелец бросает семя в землю; окончится же тогда, когда наступит время жатвы, когда все человечество, населяющее землю, объединится в одно общество верующих, одним полем, на котором посеяны добрые семена. При этом рост плевел вместе с пшеницей не нарушит единства поля, как не нарушило единства малого стада Христова присутствие в нём Иуды. Тогда-то начнется Царство Небесное. Далее Б. И. Гладков резюмирует:
Человек, бросивший семя в подготовленную им для того землю, сделал этим все, что от него требовалось; хотя, при желании, он и наблюдает за ростом посеянного, и ограждает его от неблагоприятных сторонних влияний, но, вследствие силы, сокрытой в семени, земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. На основании сказанного можно полагать, что в этой притче Сеятель — Сам Христос, семя — принесенное Им на землю слово Божие, а вырастающее из семени растение — Царство Божие. Главная же мысль притчи — действие силы слова Божия, соединяющей людей в единое Царство Божие. Остальные части притчи не следует принимать в расчет при толковании её, так как они не имеют особого самостоятельного значения (например: и как семя всходит и растет, не знает он) и приводятся лишь для наглядного подтверждения верности главной мысли.
Примечания
- ↑ Архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета . Дата обращения: 13 ноября 2013. Архивировано 13 ноября 2013 года.
- ↑ Святитель Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка . Дата обращения: 13 ноября 2013. Архивировано 11 ноября 2013 года.
- ↑ В. И. Гладков. Толкование Евангелия . Дата обращения: 13 ноября 2013. Архивировано 11 ноября 2013 года.
- ↑ А. П. Лопухин. Толковая Библия . Дата обращения: 28 июля 2022. Архивировано 13 ноября 2013 года.
Ссылки
- Епископ Александр (Милеант). Евангельские притчи