Русское подворье (Рига)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Русское подворье
Дом № 11 на Русской улице, единственный сохранившийся дом Русского подворьяДом № 11 на Русской улице, единственный сохранившийся дом Русского подворья
56°57′04″ с. ш. 24°06′31″ в. д.HGЯO
Город Рига
Административный округ города Старая Рига
Дата основания после 1212
Год включения в черту города 1230

Русское подворье (также Русская деревня, Русский конец) — район проживания русских купцов и ремесленников на территории средневековой Риги, возникший сразу после основания города, подобно тому, как это происходило в других городах Ливонии.

Расположение

Разные исследователи по-разному определяют границы этого участка. По приблизительным оценкам, территория Русского подворья простиралась от современной Пороховой башни до здания парламента Латвийской Республики (Сейма), между современными улицами Трокшню, Алдару, Маза Трокшню и Екаба. В немецких источниках эта территория именовалась Русской деревней (нем. Dat Russche dorp или нем. Rusche dorpе)[1].

Историк архитектуры Павел Кампе, изучавший историю Русского подворья в 1930-е годы, указывал, что въезд на эту территорию находился в створе улицы Атгриежу (Atgriežu, ныне тупиковой), перпендикулярной Яковлевской[2].

Истоки

Русская улица в Риге

О возникновении самостоятельного компактного русского подворья на территории рижской крепости можно говорить после 1212 года, когда между Ригой и Псковом было заключено соглашение, «чтобы дорога для купцов всегда была открытой»: Рига являлась конечным пунктом Двинского водного пути, по которому шла торговля с русскими землями. Вскоре после этого началось формирование в Риге русской фактории (свободного торгового поселения), примыкавшего к оборонительной стене с внешней стороны (вошло городскую черту около 1230 года) — её обитателями в основном были купцы, прибывавшие с верховьев Даугавы. Также можно утверждать, что вместе с независимыми псковскими и полоцкими торговцами в подворье прибывали и селились церковнослужители. По этому поводу рижский архиепископ Альберт фон Буксгевден в 1222 году отправил письменную жалобу папе Гонорию III, в которой сетовал на отрицательное влияние православных священников на обращённых в католичество местных жителей[1].

В 1229 году смоленский князь Мстислав Давыдович отправил в Ригу посольство, состоявшее из «лучшаго попа Пантелея и умна мужа Еремея» для того, чтобы упрочить торговые соглашения и подвести базу для будущих коммерческих отношений между рижанами и купцами из приграничных русских княжеств. В результате их активной дипломатической деятельности возник комплексный торгово-политический договор, получивший название «Мстиславова правда». Этот договор регулировал многосторонние торговые и экономические взаимоотношения между Ригой и русскими городами — Смоленском, Полоцком и Витебском, а также с немецкими крупными торговыми городами — Бременом, Любеком, Ростоком и другими. Договор существенно повлиял на укрепление позиций Русского подворья в Риге, придал ему более официальный статус и дал стимул для развития самостоятельной русской торговой фактории в колонизированной немцами Ливонии[1].

Русские негоцианты имели право торговать не только в Риге, но и в Любеке, к тому времени — стратегическом финансовом центре Северной Германии. Также русские купцы открыли торговую факторию на острове Готланд в Висбю. В свою очередь, немецким торговцам было разрешено вести беспосредную торговлю в Смоленске. В договоре были определены штрафы, которыми следовало откупаться за уголовные преступления. Было сказано: «немецкие купцы, прибыв в Смоленск, дают княгине полотно („постав частины“), а волоцкому тиуну — готские перчатки в награду за его хлопоты». Этот договор оставался в силе более 200 лет, по его образцу были заключены другие договоры с русскими городами[1].

Около 1230 года по указу недавно сформированного магистрата Русское подворье было официально включено в городскую систему. Помимо построек купцов, владевших здесь своими домами и амбарами для хранения товаров (и соответственно имевшими права граждан), на территории рижского Русского подворья существовали гильдейское помещение (конвент), храм, больница, богадельня, кладбище (напротив алтарной части Церкви Св. Иакова), а также широкое ремесленническое подворье: работал цех бочаров, скорняков, огородников и садоводов, а также каменщиков и кузнецов. Рижские бургомистры вели специальную Долговую книгу (Schuldbuch)[3] для записи сделок рижских купцов: согласно сведениям, собранным в ней с 1286 по 1352 годы, из 2000 записей, сделанных за этот период, около 400 касалось торговых сделок, заключённых русскими купцами (пятая часть). Члены магистрата, ответственные за ведение Долговой книги, делали помету о русском происхождении (от латинского Ruthenia — Русь) перед указанием о сделке или же после фамилии участников: Ruthenus или Ruthe. Русские торговцы-домовладельцы принадлежали к бюргерскому сословию[1].

Некоторые имена богатых и влиятельных жителей русского двора сохранились в официальных документах: Якима-скорняка с зятьями, которые фактически держали в своих руках торговлю воском. Также достоин упоминания зажиточный рижский коммерсант Иван Рутенус (обозначение национальной принадлежности превратилось в фамилию), который несколько раз заключал крупные сделки на 150 серебряных марок (что эквивалентно 50 килограммам серебра). Степан с сыном Ксенофонтом одолжили торговому партнёру серебра на 180 марок. Один из крупных торговцев воском Василий продал бюргеру Генриху Борнесу пол-ласта (то есть около тонны, ласт равнялся 90-120 пудам, то есть 1465—1960 кг) этого товара[1].

В 1330 году пять русских купцов имели лавки на Ратушной площади, в самом центре Риги[1]. Грунтовые и оброчные Риги с 1333-го по 1339 годы называют среди владельцев торговых предприятий некоего Кузьму Русского, Максима Руто, Назара Русского, Никиту Русского и далее некоего «длинного» Кузьму Рутенуса[4]. В XV веке русские купцы также владели торговым складом в Кеси[4].

Торговые связи рижан, согласно Долговой книге, шли в основном через Смоленск, Полоцк, Витебск, Новгород, Псков, а также Суздаль и Копорье. При этом торговлю в Риге вели и русские купцы, приезжавшие из других городов Ливонии: купец Фома приезжал из Икскюля, Иван — из Режицы, Андрей — из Кукенойса[1].

Русское подворье было застроено двух-, трехэтажными домами, что свидетельствует о высоком имущественном статусе их владельцев. Как отдельный район Старого города оно было ликвидировано после окончания Ливонской войны. Из имевшихся в нём построек сохранилось только здание на нынешней улице Алдару, 11, которая называлась Русской вплоть до ХХ века, когда была переименована в Пивоваренную (латыш. Aldaru)[5].

Православный храм Николая Чудотворца

Православная церковь при русском подворье в Риге имела посвящение святому Николаю Чудотворцу. Эта церковь впервые упоминается в документах 1297 года, когда она находилась в подчинении полоцкого архиепископа[4]. При храме на подворье имелся также церковный приют (богадельня для бедных).

Историк архитектуры Павел Кампе указывал, что «первыя документальныя свѣдѣнія о наличіи русской церкви въ гор. Ригѣ находимъ въ такъ называемой „памятной книгѣ“ („Denkelbuch“) Совѣта гор. Риги отъ 1453 года»[4].

В XVI веке церковь описана как выстроенная из камня, крыша была сделана из черепицы, имелась колокольня. По историческим источникам можно проследить историю монастыря, находившегося при церкви, однако одновременно с масштабной ликвидацией католических церквей после окончательной победы Реформации в Риге к середине XVI века был закрыт и православный монастырь при храме Николая Чудотворца на территории русского поселения[1].

Тем не менее, храм продолжил своё существование, поскольку известно, что в 1531, 1532 и 1542 годах в Ригу для нужд православных жителей русской деревни были направлены новые церковнослужители из Полоцка[4].

Однако 9 июня 1548 года рижский рат принял решение о временном закрытии церкви святого Николая «По причине произошедшей в ней кражи», с одновременным распоряжением «послать священника, диакона и дьячка в гор. Полоцк к архиепископу»[4].

В мае 1549 года церковь вернули приходу, однако служба велась недолго: священники вновь были высланы из Риги, после чего по приказу рата бургомистр Юрген Падель составил инвентарный список принадлежностей алтаря храма[4].

В конфликте между представителями городского патрициата (ратманами) и одним из феодальных сеньоров Риги (рижским архиепископом) последний, Вильгельм Бранденбургский, проявил себя сторонником аккуратной, осторожной политики в отношениях с Иваном Грозным. Он направил в рат гневное письмо, в котором звучало предписание «церковь незамедлительно предоставить в распоряжение русских». Именно тогда члены городского совета, не желая портить и без того весьма натянутые отношения с влиятельным архиепископом, «со скрипом» пересмотрели своё решение и открыли храм. Но уже в следующем, 1549 году немецкие торговцы, имевшие серьёзное влияние на рат, выразили своё возмущение фактом проведения православных служб, и в очередной раз было выпущено предписание приостановить деятельность русского храма[1].

Это не осталось незамеченным в Москве.

В 1554 году Иван IV потребовал от городских властей возвращения церкви русскому купечеству. Однако ратманы проигнорировали требование русского царя и оставили без внимания просьбы русского населения Риги о восстановлении работы храма. В декабре того же года жители Русского подворья пожаловались на то, что «горожане и голова города Риги не выдают им русскую церковь вместе с имуществом»[1].

В это время в дело вмешался один из последних магистров Ливонского ордена Вильгельм фон Фюрстенберг. В октябре 1557 года он подал запрос Рижскому рату с целью получить из архива старинный документ, касающийся договора между Ригой и Полоцком о строительстве церкви святого Николая. Таким образом Фюрстенберг, тогда находившийся в своей резиденции в Вендене (Кеси), намеревался уведомить российскую сторону о состоянии церкви, а также собирался отправиться на переговоры с ратманами для обсуждения вопроса строительства нового православного храма для православных жителей Риги, чтобы загладить вину перед ними, но это не было сделано. Конфликт вокруг русской церкви стал одним из casus belli Ливонской войны[1].

После завершения войны были ликвидированы и Русское подворье, от которого осталось только здание на нынешней улице Алдару, 11, и Николаевская церковь. Русская улица сохраняла своё название вплоть до ХХ века, когда была переименована в Большую Пивоваренную (нем. Groẞe Brauerstraẞe, латыш. Aldaru)[5].

28 августа 1582 года рижский бургомистр Николай фон Экк издал указ об изъятии у православной церкви Русской деревни двух колоколов и об их переносе в церковь святого Иоанна, которая благодаря вмешательству польского короля Стефана Батория стала лютеранской церковью латышского прихода. Всё, что было связано с церковью (все постройки: и монастырское подворье, и церковный приют), было передано во владение рижского рата, а им затем — в пользу латышского прихода церкви святого Иоанна. Он сдавал в аренду отобранное имущество русской церкви и в его пользу с него взыскивался оброк. Известны три участка, обложенных оброком: улица Алдару, 7 (группа 8, грунт 88; в 1930-е годы во владении филистров студенческой корпорации «Concordia Rigensis» — ассоциации немецкоговорящих выпускников и студентов рижского Политехнического института), Алдару, 9 (группа 8, грунт 89; тогда же владельцем был И.Пилп) и Алдару, 11 (группа 8, грунт 89, во владении А. М. Фридлендера)[2].

Шведский король Густав II Адольф, подчинивший себе Ригу в 1621 году, лично освидетельствовал покинутую церковь святого Николая, изъявив желание изъять пять православных икон в качестве военных трофеев и увезти их в Швецию. Иконы были подарены Густавом университетской библиотеке Уппсалы, в которой они хранятся и по сей день. Согласно описи экспонатов музея при Уппсальском университете, объекты фигурируют как «трофеи из Иезуитского монастыря в Риге в 1622 году».

Финальный этап истории

Русское подворье как район было ликвидировано во второй период Ливонской войны, закончившейся для Русского царства неутешительно. Единственный дом в современном Старом городе, помнящий историю Русской деревни — здание по улице Алдару, 11. Остальные пришли в ветхость и были со временем снесены. Местонахождения Никольского храма установить не удалось (попытки предпринимались Я. Страубергсом, П. Кампе, Р. Зандбергом[6]). Историк Игорь Гусев предполагает, что она находилась на перекрёстке улиц Алдару (бывшая Русская) и Маза Трокшню там, где ныне находится бюро пропусков латвийского Сейма.

Сама улица Алдару фигурирует в источниках до конца XVI века под названием Русская улица (Platea Ruthenorum) — такое название было впервые зафиксировано в 1345 году. На карте средневековой Риги 1400 года, приведённой в порядок немецким архитектором, архивистом и краеведом Вильгельмом Нейманом (он осуществил реконструкцию в 1892 году), также отчётливо видны границы Русской деревни, а также прорисована Русская улица[1].

В ХХ веке при земляных работах в районе бывшего Русского подворья были обнаружены два каменных барельефа в виде звериных масок. Один из них, получивший название «людоедского», архитектор Павел Кампе описал так: «Чудовище поглощает человека, причем нижняя половина человеческого туловища выдаётся ещё из звериной пасти, тогда как руки поглощаемого как бы высовываются из глазных впадин чудовища. Маска резной работы из слоновой кости с подобным же изображением найдена в Василькове, южнее Киева, из чего видно, что такой сюжет не был чужд древнему русскому искусству ваяния, каковое обстоятельство даёт повод к предположению, что описанная выше фантастическая звериная маска некогда относилась к какой-либо постройке русского селения в городе Риге»[1].

Литература

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Гусев, Игорь Николаевич. XIII. Русская деревня // История Риги и окрестностей / Эрик Адольфович Жагарс (научный консультант). — Рига: Zoriks, 2022. — С. 168-175. — 480 с. — ISBN 978-9984-39-489-3.
  2. 2,0 2,1 Кампе, Павел Рингольдович. Православная церковь Св. Николая Чудотворца въ гор. Риге. Периодика ЛНБ. Вера и жизнь: Духовный журнал, Nr.7 (1 июля 1938).
  3. Алексей Канавин. История Рижской Троице-Задвинской церкви и прихода, построение новой церкви и ее освящение. Латвийская Православная церковь. Летопись. Издание Троице-Задвинского церковно-приходского попечительства. Рига, 1896 г. Типо-лит. Л.Бланкенштейна.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Павел Кампе. Православная церковь Св. Николая Чудотворца въ гор. Риге. Периодика ЛНБ. Рига: Вера и жизнь: Духовный журнал, Nr.6 (1 июня 1938).
  5. 5,0 5,1 Anna Ancāne. Рижская архитектура и городское строительство во второй половине 17 века = Rīgas arhitektūra un pilsētbūvniecīa 17. gadsimta otrajā pusē / Elita Grosmane (научный руководитель). — Рига: LMA Mākslas vēstures institūts, 2016. — С. 40, 42. — 448 с. — ISBN 978-9934-8471-7-2.
  6. Русское подворье по реконструкции Р. Зандберга (1974 год).

Ссылки