Кукенойсское княжество

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Княжество
Кукенойсское княжество
Вариации территории княжества по различным историческим источникамВариации территории княжества по различным историческим источникам
 
 
Столица Кукенойс
Язык(и) Старославянский, Латгальский, Селонский, Земгальский
Религия Православие/Балтийское язычество
Форма правления Монархия
Династия Изяславичи Полоцкие
Князь Кукенойса
 • 12031208 Вячко

Кукенойсское княжество (лат. Terra Kukonois, нем. Fürstentum Kokenhusen) — удельное западнорусское княжество с центром в городе Кукенойс (Куконойс, Куконос, Кокенгузен; ныне Кокнесе в Латвии), существовавшее в конце XII — начале XIII века.

Название

Столица княжества располагалась на мысу (носу) у впадения реки Кокны в Западную Двину, откуда и происходит название «Куконос»[1].

Если бы название “Кокна” имело ливское происхождение, то слово Kokenaiz переводилось бы как “Место Кокны”, или место возле Кокны. Русские называли его Куконос, в немецких документах оно называется Кукенойс, Коцанойс, Кокенхузен, Кокенус. Генрих Латвийский употребляет название Kukonoys, исходя из диалекта латгалов того времени, который созвучен современному латгальскому Kuknojs[2].

По преданию, это место получило свое название от Кокнесиса - владельца деревянного замка Кокнесе, стоявшего на берегу Даугавы недалеко от устья Кокны. Создатель эпоса "Лачплесис" Андрей Пумпурс написал, что замок Кокнесе основал друг эпического героя богатырь Кокнесис (носящий деревья)[2].

История

В письменных источниках деревянный замок Кокнесе упоминается около 1200 г. как организационный центр для общей борьбы латгалов, ливов и русских против врагов[2].

Княжество было вассалом князя Полоцкого и являлось православным. В крепости служил диакон по имени Стефан и находился русский гарнизон, охранявший, скорее всего, русский торговый двор. Упомянутый диакон был послом Полоцкого князя Владимира на встрече с Альбертом, епископом Рижским, 30 мая 1206 г. у реки Огре (подробно описанной в Хронике Генриха Латвийского)[2].

Основной источник об истории княжества — «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского. Согласно ей, в начале XIII века в Кукенойсе княжил Вячко (лат. Vetseke, погиб в 1224), точное происхождение которого остаётся дискуссионным[3]. Немецкий хронист называет его вассалом полоцкого князя, одним из деятелей сопротивления Ливонскому ордену. Его отождествляют с Вячко, сыном полоцкого князя Бориса Давыдовича от первого брака и внуком одного из героев «Слова о полку Игореве», смоленского князя Давыда Ростиславича. Вячко является одним из героев повести о Святохне, пересказанной В. Н. Татищевым[4]: рассказывая про Вячко из Кукенойса, он ссылался на летопись Еропкина, повествовавшую о Борисе Давыдовиче полоцком, жене его Святохне и сыновьях Васильке и Вячке. К сожалению, эта летопись погибла в 1812 году во время Наполеоновского нашествия[5].

Точные границы княжества, а также время его основания неизвестны.

Н.М. Карамзин написал в своей “Истории государства Российского”: “Россияне назывались господами Ливонии, имели даже крепость на Двине, Кокенойс (ныне Кокенхузен); однако ж, собирая дань с жителей, не препятствовали Альберту волею и неволею крестить идолопоклонников. Сей хитрый епископ от времени до времени дарил Князя Полоцкого, Владимира, уверяя его, что Немцы думают единственно о распространении истинной Веры. Но Альберт говорил, как Христианин, а действовал, как Политик: умножал число воинов, строил крепости, хотел и духовного и мирского господства.” Летом 1205 г. крестоносцы под предводительством епископа Альберта столкнулись с ливами из Икскюля: последовало разрушение города Леневарден (уже 4 года как отданного во владение некоему рыцарю Баннерову) и сожжение ливских замков Ашераден и Леневарден. Чтобы сохранить мир в своих землях, Вячко отправился на корабле вниз по Даугаве в Ашераден и был вынужден заключить мир с человеком, которого он ненавидел больше всех на свете - Альбертом, епископом Рижским"[2].

Католическая колонизация шла в прямое противоречие с политическими интересами Полоцкого княжества, поэтому в 1206 г. полоцкий князь Владимир организовал поход против вторгшихся в страну захватчиков. Весной он с войсками отправился вниз по Даугаве и расположился в замке Кокинос. 30 мая, спустившись вниз по Двине до устья речки Вогене (Огре), он попытался создать совместное войско с ливами и латгалами. Было решено напасть на Гольм и Ригу, но предпринятый поход оказался неудачным[2].

Летом 1207 г., когда из Германии в Ригу прибыла новая большая группа крестоносцев, участвовавший в неудачном походе полоцкого князя Вячко счёл за благо явиться в Ригу к епископу - якобы просить помощи против нападений литвы, за что от него, “закрыв глаза на прошлые прегрешения”, потребовали половину его замка и земель[2].

Генрих в своей хронике пишет, что князь «причинял много неприятностей людям Даниила из Леневардена», вассала Рижского епископа. Даниил в 1207 году с войском ночью напал на замок Кукенойс, «найдя людей спящими, а стражу на валу мало бдительной». Русских как христиан «не решились убивать, но, угрозив им мечами, одних обратили в бегство, других взяли в плен», в том числе и самого князя Вячко (латгалы называли его «Ветсека», или «старший»)[1].

Однако, узнав о нападении Даниила, епископ Альберт «был очень огорчён» и приказал освободить Вячко и вернуть ему всё имущество. Затем пригласил князя к себе, с почётом принял, «подарил ему коней и много пар драгоценной одежды» во время праздника Пасхи (6 апреля 1208 года). Помня об обещании помочь в борьбе против литвы, епископ также послал с князем двадцать рыцарей и балистариев, знакомых с мастерством каменотёсов, чтобы укрепить замок, оплатив их работу из своей казны. Сам епископ готовился отплыть в Тевтонию, чтобы вербовать новых рыцарей в ливонскую миссию.

Зная об этих планах, князь Вячко перебил 17 из посланных с ним рыцарей и обратился к полоцкому князю Владимиру с предложением взять Ригу, ибо там осталось «мало народу, причём лучшие убиты им, а прочие ушли с епископом»[1].

Владимир собирает войско, однако и сбежавшие из Кукенойса трое подданных Альберта доносят ему весть о случившемся. В ответ епископ просит рыцарей, собиравшихся отплыть в Тевтонию, остаться под знаменем крестоносцев, и подтверждает «полное отпущение и тех грехов, что ранее были забыты». Таким образом он собирает триста человек и еще «много нанятых за плату людей».

Услышав о том, что тевтоны собрались в Риге, Вячко собрал имущество и дружину, поджёг свой замок и ушел «в Руссию», чтобы никогда больше возвращаться. Таким образом, территория княжества вошла в состав владений епископов Риги[6].

Сам князь упоминается далее в Новгородской 1-й летописи (Полное собрание русских летописей, III, стр. 39), где под 6732 годом (1224) сказано: «Того же лѣта убиша князя Вячка Нѣмци въ Гюргевѣ (Юрьеве), а городъ взяша»[1].

В дальнейшем так называемую «русскую» половину княжества получила дочь князя София, которая вышла замуж за Дитриха фон Кокенсгаузена. Епископская половина стала ленной долей Унгернов и Ливенов: родоначальник Унгернов, Иоганн фон Штернберг, был женат на дочери Каупо[1].

Культура

Археологические исследования Кукенойса показали, что городище, расположенное на площади 2 тысячи кв.м., представляет собой многослойный исторический памятник с толщиной культурного слоя 4-7 м. Первые находки на его территории относятся к середине I тысячелетия до н.э. Городище-замок было обнесено валом с мощными деревянными стенами. Учёные нашли остатки православной церкви XII века, стоявшей на каменном фундаменте. Были открыты настил пола из доломитового камня и каменные ступени, устроенные при входе[5].

Около VII в. нашей эры в Кокеносе началось строительство первой деревянной крепости, вокруг которой образовался довольно крупный город. Раскопками установлено, что в V-IX вв. городище уже было плотно застроено, обнаружены срубы, печи для выплавки железа и др. Выходцы из этого города позднее основали поселения в Бебри, Виеталве, Локстене, Олинькалнсе и др. местностях[2].

Ученые признали, что в вещевом инвентаре и домостроительстве Кокнесе больше, чем где-либо в Латвии, проявилось влияние древнерусской культуры. К изделиям из Руси относятся найденные при раскопках стеклянные бусы, браслеты, перстни и др. Найдена свинцовая печать св. Георгия и Софии с греческой надписью. Преобладает гончарная керамика древнерусского облика (98 %)[7][5].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Гусев Игорь Николаевич. Хроника Генриха Латвийского, с комментариями И.Н.Гусева. Правитель Кокнесе заключает мир с немцами, Нападение на князя Вячко, Месть Вячко (недоступная ссылка). Культурно-публицистический вестник KLIO. klio.ilad.lv. Дата обращения: 6 мая 2019. Архивировано 8 октября 2007 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Римша, Рената Викторовна. Замок Кокнесе (Кокенхузен - Kokenhusen). Средневековые замки Латвии. Римша, Рената Викторовна. Дата обращения: 10 апреля 2023.
  3. По наиболее распространённой версии, он происходил из полоцкой ветви Рюриковичей. При этом его чаще всего отождествляют с Вячко, сыном полоцкого князя Бориса Давыдовича от первого брака, который является одним из героев повести о Святохне, пересказанной [[Татищев, Василий Никитич|В. Н. Татищевым]]. Однако существуют и другие версии его происхождения. Так О. М. Рапов, вслед за Татищевым, считал, что он происходит из смоленской ветви Рюриковичей
  4. Татищев В. Н. История Российская. — Т. 3. — С. 204—211.
  5. 5,0 5,1 5,2 Гусев, Игорь Николаевич. Князь Вячко. Владетель Кукенойса // Выдающиеся русские латвийцы / Гусев, И.Н.. — Рига: Klio, 2008. — С. 10-11. — 168 с. — ISBN УДК 94(474.3) (092) Г962.
  6. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. — С. 123—127.
  7. Прибыльская, Людмила Борисовна. Замыкая круг // Бизнес-Класс : журнал. — 2004. — Июль-август (№ 4). — С. 6—15. — ISSN 1691-0362.

Литература

  • Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. — 2-е изд. — М.Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1938. — 185 с.
  • Назарова Е. Л. Кукенойс // Древняя Русь в средневековом мире: Энциклопедия. — М.: Ладомир, 2014. — С. 434.
  • Стародубец П. А. Княжество Кокнесе в борьбе с немецкими захватчиками в Восточной Прибалтике в нач. XIII в. // Средние века. — М., 1955. — Вып. VII. — С. 199 — 216.