Постсоветский период истории санкт-петербургского трамвая

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Красным цветом обозначены линии, закрытые и демонтированные в 1992—2017 годах

Сокращение финансирования в начале 1990-х годов отрицательно повлияло на маршрутную сеть трамваев Санкт-Петербурга: из-за сокращения числа водителей в парках и старения подвижного состава сократился выпуск на линии и выросли интервалы; практически прекратился ремонт путей, что привело к снижению скорости и дальнейшему ухудшению состояния подвижного состава. Это, вместе с другими факторами (растущая автомобилизация, появление маршруток и др.) привело к оттоку пассажиров и увеличению убытков общественного транспорта в целом и трамвая в частности. Под предлогом минимизации убытков началось массовое закрытие трамвайных линий: были демонтированы десятки километров пассажирских путей, а также все грузовые и служебные. До этого последний раз демонтаж линий производился в 1971 году[1].

Несмотря на это, инерция была настолько велика, что максимума развития трамвайное хозяйство (как это ни странно) достигло как раз в середине 1990-х.

  • Максимальная длина трамвайных путей была достигнута в период с августа 1992 года по июль 1997 года.
  • Максимальное количество маршрутов (68: 1 — 65 + А + 21А + 90) выходило на линию в период с 13 октября 1997 года по 20 февраля 1998 года[2].

К 2007 году в центральной части города трамвайное движение было сведено к минимуму, а пассажирская сеть была разделена на 3 отдельных фрагмента[3], что предопределило дальнейшую судьбу петербургского трамвая: с этого момента этот вид транспорта больше нельзя использовать для передвижения на значительные расстояния. Отныне трамвай стал выполнять исключительно функции подвоза пассажиров к ближайшим станциям железных дорог и метро.

Демонтированные линии

Годы Улицы, на которых трамвайное движение закрыто и пути демонтированы[4]
1992
1993
  • Конечная станция «Варшавский вокзал» вместе с отходившей от него линией в грузовой двор станции «Ленинград-Варшавский-Товарный»
1996
1997
1998
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007

К осени 2017 года на всех вышеперечисленных улицах трамвайные линии демонтированы за исключением путей на набережной Обводного канала на участке от Рыбинской улицы до Лиговского проспекта. Это объясняется тем, что пути была отремонтированы незадолго до вывода из эксплуатации и неоднократными заявлениями Горэлектротранса о желании возобновить движение трамваев на этом участке. По состоянию на 2023 год он так и остается заброшенным.

Линии, не используемые в маршрутном движении

Строительство новых линий

Частная трамвайная сеть в Красногвардейском районе

В начале 2015 года началось обсуждение проекта частного трамвая в Красногвардейском районе, который был одобрен. В результате этого группе ЛСР на 30 лет будет передана Ржевско-Ладожская сеть с маршрутами № 8, 10, 59 и 64.

Перевозчиком будет выступать «Транспортная концессионная компания».

Компания выбрала поставщика подвижного состава ещё в начале 2016 года — это белорусско-швейцарское предприятие «Stadler Минск». На февраль 2018 года поставлено 9 трёхсекционных трамваев «Метелица». Трамваи будут оборудованы электронными указателями, системой информирования, аппаратами по продаже разовых проездных билетов, датчиками учета пассажиров, навигационным оборудованием и мультимедиа-системой.

Длительные закрытия

Производство трамваев в Санкт-Петербурге

На смену закрывшемуся ПТМЗ пришло запущенное в мае 2018 года производство трамвайных вагонов на Невском заводе электрического транспорта[58].

Примечания

  1. История и настоящее общественного транспорта Ленинграда — Петербурга Архивировано 20 октября 2013 года.
  2. История и настоящее общественного транспорта Ленинграда — Петербурга Архивировано 21 ноября 2007 года.
  3. В настоящий момент южная и юго-западная пассажирские сети соприкасаются на площади Репина, однако до 1 марта 2013 года дальние транзитные маршруты через неё отсутствовали. Даже после введения таковых эффективная связь южного и юго-западного фрагментов, которая раньше осуществлялась по набережной Обводного канала от Старо-Петергофского до Лиговского проспектов, не будет восстановлена.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Перечень закрытых линий. Петербуржцы — за общественный транспорт (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 27 августа 2014 года.
  5. История трамвайного маршрута 31 в Санкт-Петербурге | Питертранспорт. Дата обращения: 7 мая 2020. Архивировано 27 октября 2020 года.
  6. Пути демонтированы 5 июля 2012 года.
  7. Некоторые фрагменты путей сохранялись до лета 2017 года.
  8. Источник. Дата обращения: 15 июля 2015. Архивировано 15 июля 2015 года.
  9. Источник. Дата обращения: 15 июля 2015. Архивировано 15 июля 2015 года.
  10. Движение прекращено в 2005 году в связи с ликвидацией конечной станции «Малый проспект В. О.» (сохранилась возможность использования линии с использованием двусторонних трамваев), демонтаж выполнен в 2009 году
  11. На Садовой начался демонтаж трамвайных путей. Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 7 мая 2008 года.
  12. Рельсы с Садовой перевезут к Финляндскому вокзалу. Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 7 мая 2008 года.
  13. Мост Лейтенанта Шмидта откроют через год. В планах — строительство моста около Горного (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 28 сентября 2007 года.
  14. ГУП Горэлектротранс Санкт-Петербург — Вопросы горячей линии (недоступная ссылка)
  15. 15,0 15,1 Изменения маршрутной сети и длительные закрытия Архивировано 13 октября 2007 года.
  16. Пискарёвский проспект останется без деревьев и трамваев (недоступная ссылка)
  17. Следующая остановка … Пискарёвский проспект? (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 28 сентября 2007 года.
  18. На Пискаревском один автобус не заменил пяти трамваев (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 октября 2008. Архивировано 14 января 2009 года.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 Пассажирское движение прекращено 1 января 2007 года, после закрытия линии на Крестовский остров осуществление перевозок по Чкаловскому проспекту, а также по улицам Большой Зелениной, Рыбацкой и Введенской оставалось теоретически возможным с использованием двусторонних трамваев, так как с улицы Большой Зелениной отсутствует правый поворот на Чкаловский проспект, равно и как на Чкаловском проспекте отсутствует левый поворот на улицу Большую Зеленину. В 2009 году снята часть трамвайных путей и контактная сеть. Окончательно линия демонтирована 19 июня 2010 года.
  20. История маршрута № 17 Петербургского Трамвая (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 23 марта 2008 года.
  21. 21,0 21,1 Наталья Тихонова. На Чкаловском демонтируют новые трамвайные пути // Мой район - Санкт-Петербург. — 16 января 2009, 18:51. Архивировано 18 января 2009 года.
  22. Демонтирована в октябре 2010 года.
  23. Последние две линии демонтированы при ремонте коммуникаций 22 сентября 2008 года.
  24. Демонтаж трамвайных путей вызвал протест петербуржцев. Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 7 мая 2008 года.
  25. Лиговку благоустроят почти на миллиард. Трамваи обещают оставить. Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 7 мая 2008 года.
  26. Стадион, на который нет пути. Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 3 августа 2008 года.
  27. Трамвай и троллейбус Санкт-Петербурга. — СПб. : Лики России, 1997. — 240 с. : ил. — ISBN 5-87417-048-0
  28. Крестовский остров
  29. Трамваям на Крестовском дали красный свет. Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 7 мая 2008 года.
  30. История маршрута № 40 Петербургского Трамвая (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 11 января 2008 года.
  31. Фильм «Крестовский, которого нет»
  32. Городские проекты предлагают вернуть трамвай на Литейный проспект. Дата обращения: 27 мая 2021. Архивировано 2 марта 2020 года.
  33. История маршрута № 18 Петербургского Трамвая (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 6 октября 2008 года.
  34. История маршрута № 19 Петербургского Трамвая (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2008. Архивировано 25 августа 2007 года.
  35. С 6 октября трасса трамвайного маршрута № 7 продлена по Гранитной улице до Ладожского вокзала // Сайт администрации Санкт-Петербурга
  36. точные даты неизвестны
  37. Источник. Дата обращения: 15 июля 2015. Архивировано 15 июля 2015 года.
  38. точную дату установить пока не удалось
  39. возможно, что и раньше
  40. Восстановлено движение трамваев по Среднему пр. В. О. КБДХ считает, что «победителей не судят». Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 15 июля 2015 года.
  41. На улицу Трефолева возвращается трамвай
  42. К Стрельне снова пустят трамваи (недоступная ссылка)
  43. 4 февраля 2009 г. Трамвайное движение по ул. Калинина и Лифляндской ул. Архивная копия от 6 февраля 2009 на Wayback Machine

    В связи с окончанием путевых и дорожных работ с 05.02.09 восстанавливается трамвайное движение по ул. Калинина и Лифляндской ул.

    Трамваи следовали:

    маршрут № 36: от конечной станции «ст. Стрельна» по Санкт-Петербургскому шоссе, Петергофскому шоссе, пр. Стачек, Кронштадтской ул., ул. Новостроек, ул. Маршала Говорова, ул. Трефолева до конечной станции «Оборонная ул.»;

    маршрут № 41: от конечной станции «ЛЭМЗ» по Петергофскому шоссе, пр. Стачек, Кронштадтской ул., ул. Новостроек, ул. Маршала Говорова, ул. Трефолева, ул. Калинина, Лифляндской ул., наб. Обводного канала, Старо-Петергофский пр., Садовой ул. до конечной станции «пл. Тургенева».

  44. Трамвай № 29 вернулся на улицу Ленсовета — Новости — СПбВодитель. Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 2 декабря 2013 года.
  45. Временное закрытие трамвайного движения с 15 июня : Московский район Санкт-Петербурга, СПб, районы спб, администрация, спорт, отдых, торговые и бизнес центры (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 9 апреля 2016 года.
  46. Ремонт трамвайных путей на перекрестке Ленсовета и Авиационной изменит маршруты общественного транспорта — Новости — СПбВодитель. Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 16 марта 2012 года.
  47. На Авиационной улице восстановлено движение трамваев — Новости Петербурга, строительные новости — Карповка. Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  48. Новости. ГОРЭЛЕКТРОТРАНС, Санкт-Петербургское Государственное Унитарное Предприятие (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 29 июля 2011 года.
  49. Новости. ГОРЭЛЕКТРОТРАНС, Санкт-Петербургское Государственное Унитарное Предприятие (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 29 июля 2011 года.
  50. Новости. ГОРЭЛЕКТРОТРАНС, Санкт-Петербургское Государственное Унитарное Предприятие (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 29 июля 2011 года.
  51. Из-за закрытия Сампсониевского моста трамваи и автобусы меняют маршруты — Санкт-Петербург, транспорт, мосты — БалтИнфо.ru. Дата обращения: 5 мая 2013. Архивировано 14 ноября 2012 года.
  52. Новости. ГОРЭЛЕКТРОТРАНС, Санкт-Петербургское Государственное Унитарное Предприятие (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 июня 2013. Архивировано 19 марта 2015 года.
  53. Движение трамваев по проспекту Культуры будет закрыто до 30 апреля | «Петербург Сегодня». Дата обращения: 23 июня 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  54. Санкт-Петербург.ру — По проспекту Культуры вновь пошли трамваи
  55. Новости Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine // ГОРЭЛЕКТРОТРАНС
  56. Новости. ГОРЭЛЕКТРОТРАНС, Санкт-Петербургское Государственное Унитарное Предприятие (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 июня 2013. Архивировано 24 мая 2014 года.
  57. На Пискаревском проспекте восстанавливается движение трамваев - Санкт-Петербург, дороги, транспорт - БалтИнфо.ru. Дата обращения: 28 июля 2015. Архивировано 21 апреля 2015 года.
  58. В Петербурге вновь заработал трамвайный завод | Новости | СПб ГУП "Горэлектротранс". www.electrotrans.spb.ru. Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 25 января 2020 года.