Порт (Пор-Вандр)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андре Дерен
Порт (Пор-Вандр). 1905 год
фр. Le Port (Port-Vendres)
Холст, масло. 62 × 73 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-6540

Порт (Пор-Вандр) (фр. Le Port (Port-Vendres)) — картина французского художника-фовиста Андре Дерена из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображены несколько парусных судов в порту на фоне трёх-четырёхэтажных домов, на дальнем плане справа расположена зелёная гора с крутыми склонами. Справа внизу подпись художника: a. derain. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 62 × 73 см.

Долгое время считалось, что на картине изображён Гаврский порт, однако топографические детали не соответствуют окрестностям Гавра: единственная значимая высота, видимая от Гавра — мыс Эв[fr] — имеет совершенно другую форму. В 1973 году картина была на выставке в США, крупнейший мировой специалист по творчеству импрессионистов и постимпрессионистов Джон Ревалд при подготовке выставочного каталога предположил, что картина была написана около 1905—1907 года в Кольюре, Эстаке[fr] или Кассисе. Однако предположение на счёт Кассиса было отвергнуто, поскольку там Дерен работал в 1907 году и его стиль к этому времени претерпел значительные изменения[1].

По стилистическим особенностям картина относится к 1905 году, но нет никаких данных о пребывании Дерена в Гавре в то время — весну он провёл в Париже, а на лето уехал на средиземноморское побережье в городок Кольюр, где работал вместе с Матиссом. Осенью же он ездил в Лондон «и если даже на обратном пути останавливался в Гавре, то, вероятно, не написал бы такой картины, где в полном разгаре представлено лето». В 1906 году Дерен действительно побывал в Гавре, но достоверно идентифицируется лишь одна написанная там картина и она также стилистически заметно отличается от «Порта»[2].

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич, при составлении генерального каталога французской живописи XIX—XX веков в собрании Эрмитажа, предположил, что картина написана в 1905 году в Кольюре и, соответственно, изображает Кольюрский порт[3], однако впоследствии изменил своё мнение в пользу соседнего с Кольюром городка Пор-Вандр[fr]. Он счёл, что «необычно высокое для этих мест здание на фоне зелёной горы — не что иное, как морской вокзал», расположенный на набережной Жан Мулен[4]. Однако слева из-за корабля видна колокольня, единственное подобное здание в Пор-Вандре — это церковь Нотр-Дам-де-Бон-Нувель, расположенная на противоположном берегу бухты на набережной Фаналь. Вправо от церкви вдоль набережной также тянутся трёх- и четырёхэтажные дома. Кроме того, гора, видимая с точки, с которой написана картина, также имеет очертания близкие к реальной горе, видимой правее церкви Нотр-Дам-де-Бон-Нувель. Высоты же, видимые за зданием морского вокзала Пор-Вандра, не имеют ничего общего с горой, изображённой на картине.

В Осеннем салоне 1905 года Дерен выставил несколько кольюрских пейзажей, возможно среди них был и «Пор-Вандр»[4]. По окончании Осеннего салона картина была передана на продажу в галерею Даниеля Анри Канвейлера, где её весной 1914 года приобрёл московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин — Н. Ю. Семёнова особо акцентирует: «так в собрании [Щукина] появился единственный фовистский пейзаж Дерена»[5]. После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано и картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ). В 1930 году картина была передана в Государственный Эрмитаж[3], в инвентарные описи музея включена под № ГЭ-6540. С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба, зал 430[6]. А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века прокомментировал картину следующими словами:

Не пытаясь вызвать у зрителя ощущение реального света, Дерен и предлагал не изображение, а метафору света. Он потому и оставил в картине больше трети не закрытого краской грунта, что, осознавая его цвет как равный с прочими цветами, сделал его обозначением сверкающего света на молу и стенах домов. В соседстве с чистыми тонами грунт воспринимается как своего рода цветовой аккорд с различными оттенками. Заботясь о радостной звучности цвета, Дерен каждой краске предоставил возможность свободно сиять и иметь свою зону влияния. Ещё и поэтому пятна чистых цветов окружены или соседствуют с пятнами незакрашенного грунта[7].

Примечания

Литература

  • Барская А. Г., Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.