Пейзаж с лодкой у берега

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андре Дерен
Пейзаж с лодкой у берега. 1914 год
фр. Paysage avec un bateau. Carrières-Saint-Denis
Холст, масло. 99 × 65 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-7719

«Пейзаж с лодкой у берега. Карьер-Сен-Дени» (фр. Paysage avec un bateau. Carrières-Saint-Denis) — картина французского художника Андре Дерена из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображён просвет среди деревьев, выходящий на берег реки, возле берега на воде находился лодка. На противоположном берегу расположены одно- и двухэтажные дома. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размеры 99 × 65 см; на обороте холста подпись художника: a. derain.

Картина написана в начале 1914 года и выставлена на продажу в галерее Даниеля Анри Канвейлера, где почти сразу же за 4500 франков была куплена московским промышленником и коллекционером С. И. Щукиным[1]. После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано и картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ). В 1934 году картина была передана в Государственный Эрмитаж[2], в инвентарные описи музея включена под № ГЭ-7719. С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба, зал 434[3].

В собрании Щукина картина значилась как «Озеро»[4] и под этим названием она бытовала много лет. Но в определении сюжеты были сомнения: «характер смазанных отражений заставляет предположить, что вода течёт и имеется ввиду река». Также отмечалась близость картины к другой работе Дерена «Парк в Карьер-Сен-Дени» из собрания Музея современного искусства в Вильнёв-д’Аск (холст, масло; 45,8 × 55 см; 1909 год; инв. № 979.4.37)[5] — в местечке Карьер-Сен-Дени[фр.] под Парижем Дерен часто работал в 1910-е годы. В 1959 году картина была впервые опубликована под современным названием, которое с тех пор не менялось[6].

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века анализируя картину писал:

Магически застывший лет «Пейзажа с лодкой у берега», как по заклинанию ребёнка, знающего волшебное слово, расступается, открывая зачарованную реку. Тропинка сбегает к забытой лодке, словно предлагающей переправиться на другую сторону, а там — «поди туда, не знаю куда», готические кристаллы странных домов. В этом месте когда-то писал Клод Моне. "Карьер-Сен-Дени, парижский пригород на Сене, тогда ещё очень зелёный. Эту зелень вождь импрессионистов запечатлел живой, сочной, настоящей. Но деревьям Дерена положен другой цвет — красивый, но эмблематический, скорее цвет яшмы, чем растительности под Парижем[7].

Здесь имеется ввиду, что это же место (но без деревьев на переднем плане) ещё в 1872 году изобразил Клод Моне («Карьер-Сен-Дени»; холст, масло; 61 × 81 см; Орсе, инв. № RF 1674)[8] и этот пейзаж был известен Дерену. Хотя работы Моне и Дерена и разделяет четыре десятка лет, но местность почти не изменилась: «легко узнаются дома с островерхими крышами, громоздящиеся на холме, и стена с калитками, отделяющая сад от берега»[9].

Примечания

Литература

  • Барская А. Г., Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Перцов П. Щукинское собрание французской живописи. Музей новой западной живописи. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1921. — 120 с.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.