Портрет девушки в чёрном

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андре Дерен
Портрет девушки в чёрном. 1913 год
фр. Portrait d’une jeune fille en noir
Холст, масло. 116 × 89,3 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-9125

«Портрет девушки в чёрном» (фр. Portrait d’une jeune fille en noir) — картина французского художника-постимпрессиониста Андре Дерена из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображена девушка в чёрном платье с мелким белым цветочным рисунком и с белым кружевным воротником. Она сидит в кресле с округлой спинкой на фоне голубой стены. На обороте холста нанесена подпись художника: a. derain. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 116,5 × 89,3 см[1].

Картина написана Дереном в своей парижской мастерской на рубеже 1913—1914 годов и является одной из первых работ художника, демонстрирующей возврат его к натуралистической манере письма, что особенно проявилось уже после окончания Первой мировой войны[1].

Картина была выставлена на продажу в галерее в галерее Даниеля Анри Канвейлера, в архиве галереи хранится её фотография, сделанная сразу поступления, с указанием даты 1913 год. Весной 1914 года её приобрёл московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин[2]. После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано и картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ). В 1948 году, после упразднения ГМНЗИ, картина была передана в Государственный Эрмитаж, в инвентарные описи музея внесена под № ГЭ-9125[3]. С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба, зал 434[4].

Считается, что картину предваряют другой портрет этой же девушки немного меньших размеров и с более упрощённой манерой письма. Он также находится в собрании Эрмитажа и в литературе фигурирует как «Девушка в чёрном» (холст, масло; 93 × 60,5 см; инв. № ГЭ-6577)[5]. Другой портрет этой модели был написан в 1914 году и он является последующим по отношению к эрмитажным полотнам[1]. Здесь девушка изображена в этом же кресле, но на тёмном фоне (в мастерской художника — за её плечом виден подрамник картины) и с бежевой шалью на плечах. Эта картина принадлежала Пабло Пикассо и хранится в музее его имени в Париже (холст, масло; 61 × 50,2 см; инв. № MP2017-17)[6]

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века, сравнивая оба эрмитажных варианта портрета, писал:

В них уже проявилась та тенденция возвращения к натуре, которая возобладает в последующие годы. Под кистью Дерена такая тенденция подразумевала довольно наивную точность, свойственную обычно самоучкам. Разумеется, сказанное больше относится к «портрету девушки в чёрном», чем к этюду к нему. Трактовка пространства в этих полотнах намеренно противоположная. В «Девушке в чёрном» для фона оставлено ничтожно мало места. <…> Парадоксальным образом округлая спинка кресла бытовым эквивалентом нимба. <…> «Портрет девушки в чёрном», в отличие от подготовительных работ, лишён непосредственности первичного наблюдения. Во всём господствуют застылость и «фаюмское» оцепенение. Большая часть холста отдана пустому фону. Дерен не хочет исследовать внутренний мир человека, удовлетворяясь изображением лица-маски. <…> Самодовлеющая голубизна вокруг фигуры девушки не просто фон, не просто крашенная стена, а воплощение бескрайности пространства, становящейся беспредельностью времени[7].

Российский искусствовед О. Д. Леонтьева акцентирует внимание на необычном для импрессионистов и последующих течений в живописи колористическом решении картины:

Чёрный, которого сторонились импрессионисты, а позже и фовисты, у Дерена становится чуть ли не основным. «Суббота» (1912—1913, ГМИИ), «Портрет неизвестного, читающего газету (Шевалье X)» (1912—1914, ГЭ), «Девушка в чёрном» (1913, ГЭ) исполнены с предельным количеством этого тона. Сумрачный колорит, суровые вытянутые формы, аскетичность живописи Дерена с ранних лет вызывали у критиков ассоциации с готикой. <…> Спинка кресла в «Портрете девушки в чёрном» (1913, ГЭ) вызывает невольные ассоциации с нимбом[8].

Подобную тенденцию в творчестве Дерена подметил ещё столетием раньше советский исследователь Я. А. Тугендхольд:

В своём стремлении найти новый «солидный» колорит, в своём желании найти цвета устойчивые, неизменные, противоположные палитре импрессионистов, <…> Дерен делает ещё один неожиданно-мужественный шаг. Он оправдывает и утверждает те самые чёрные и серые краски, в которых прежнее поколение усматривало синоним ненавистного академизма. И если у Ренуара мы видели «Девушку в чёрном», в которой фактически не было ни одного чёрного мазка, то Дерен показывает нам эстетическую возможность и другого разрешения этой проблемы — использования чёрной краски и оставления белого холста. <…> Он восстанавливает право на существование чёрного и белого цветов именно потому, что употребляет их не как реалист, копирующий действительность, но как живописец, умеющий играть противоположностями…[9]

Примечания

Литература

  • Барская А. Г., Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. — 432 с. — ISBN 978-5-93572-981-3.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.
  • Тугендхольд Я. А. Новое западное искусство в русских музеях. Выпуск I / Б. собр. С. И. Щукина. — М.; Пг.: Творчество, 1923. — 152 с.