Мартиг (Гавань в Провансе)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андре Дерен
Мартиг (Гавань в Провансе). 1913 год
фр. Martigue (Port en Provence)
Холст, масло. 141 × 90 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-9101

«Мартиг (Гавань в Провансе)» (фр. Martigue (Port en Provence)) — картина французского художника Андре Дерена из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображён средиземноморский городок Мартиг в 40 км к западу от Марселя. Слева на переднем плане расположено большое дерево, справа в глубине — роща; они вместе образовывают своеобразные боковые кулисы, между которыми на берегу узкого пролива просматривается городок с двух- и трёхэтажными домами и готическая церковь с колокольней, на воде виден парусник. Рядом с парусником видны прямоугольные бассейны, в которых выпаривалась морская соль. Вдали за домами поднимаются горные склоны и за ними вздымается огромная белая скала с одиночными деревьями. Картина написана масляными красками на холсте, имеет размер 141 × 90 см; на обороте холста подпись художника: a.derain.

Картина написана летом 1913 года. После того как она была закончена, Дерен отправил её своему арт-дилеру Даниелю Анри Канвейлеру, в галерее которого в начале 1914 года картину приобрёл московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин[1]. После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано и картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ). После расформирования ГМНЗИ в 1948 году картина была передана в Государственный Эрмитаж[2], в инвентарные описи музея включена под № ГЭ-9101. С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба, зал 434[3].

Дерен каждое лето выезжал на средиземноморское побережье и неоднократно бывал в Марселе и его окрестностях, в том числе и в Мартиге. В 1908 году он примерно с той же точки зрения написал «Вид Мартига» в витражной, ярко-фовистской стилистике (холст, масло; 73 × 91 см; Цюрихский кунстхаус, инв. № 2345)[4]. Две близкие работы были созданы в том же 1913 году. «Вид порта в Мартиге» (частная коллекция) более реалистичен и явно предшествует «Гавани в Провансе». Вторая картина «Соляные бассейны Мартига» (дерево, масло; 73,1 × 59,8 см; частная коллекция, продана на аукционе Кристис 17 июля 2020 года)[5] по мнению А. Г. Костеневича представляет уменьшенную вариацию эрмитажной картины, однако в ней отсутствует огромная белая скала в одиночными деревьями — в действительности в окрестностях Мартига подобные скальные образования отсутствуют и целиком являются плодом фантазии Дерена, «но если устранить её из эрмитажного пейзажа, тотчас потускнеет легенда, очарование которой даёт почувствовать художник, исчезнет всё, что обращает воображение к средним векам»[6]. Ещё одно важное отличие от реальности: изображая мартигскую церковь Сен-Мадлен-де-Лиль[фр.] он сознательно изменил контур храма и значительно изменил архитектурный облик колокольни, «так, чтобы достичь единой кристаллической структуры» с окружающими её строениями[7].

Ярко выраженный романтизм в этой работе отмечает научный сотрудник Эрмитажа О. Д. Леонтьева: «В „Мартиге (Гавани в Провансе)“ поэтичной наивностью овеяны изгиб уходящего вверх пролива, схематично написанные деревья на высокой горе, кубики домов» [8]. Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века анализируя картину писал:

Преднамеренный архаизм или, точнее, готицизм такого холста, как «Мартиг», определялся решительной переоценкой ценностей, которой Дерен подверг собственное искусство. Отказавшись от фовистской плоскостности и чистых красок, он перенёс центр тяжести из области цвета в область формы. Он считал необходимым «очищать» воспроизведение природы, обращая внимание не столько на цвет, сколько на рисунок, обеспечивающий чёткую чеканку объёмов. В «Мартиге» отчётливо соединились все главные черты постфовистской живописи Дерена. Здесь, в первую очередь, нельзя не отметить настойчивое стремление к упрощениями, соединённое с интересом к наивному творчеству. Условно-декоративные изображения деревьев на склоне горы напоминают рисунки детей…[9]

Примечания

Литература

  • Барская А. Г., Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. — 432 с. — ISBN 978-5-93572-981-3.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.