Дерен, Андре

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андре Дерен
фр. André Derain
Андре Дерен. Фотограф Ман Рэй, 1933 г.Андре Дерен. Фотограф Ман Рэй, 1933 г.
Гражданство  Франция
Учёба Академия Жюлиана
Стиль фовизм

Андре Дерен (фр. André Derain; 10 июня 1880, Шату-сюр-Сен — 8 сентября 1954, Гарш) — французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист[1]. Один из основателей фовизма вместе с Анри Матиссом[2].

Биография

Родился 10 июня 1880 года в Шату-сюр-Сен, северо-восточном пригороде Парижа. Его отец Луи-Шарлемань, производитель мороженого на улице Сен-Жермен, 87, был муниципальным советником. Его мать, Клементина Анжелика Баффе, потеряла нескольких детей в младенчестве, остался только один старший брат, Рене (1870—1890)[3]. Андре был отдан в приёмную семью в Оргевале[fr]. Учился в лицее Шапталя, начал рисовать примерно в 15 лет[4].

После окончания школы в 18 лет поступил в парижский инженерный колледж, но занятия там прогуливал в Лувре, где познакомился с Анри Матиссом и Альбером Марке. Вместе с ними посещал частную художественную школу Эжена Каррьера в 1898—1899 годах. В 1900 году познакомился с Морисом де Вламинком, с которым его связала долгая дружба.

После долгой службы в армии (1900—1904) художник на два года (1905—1906) уехал в Великобританию, где создал свои знаменитые виды Гайд-Парка и набережных Темзы. Эти пейзажи, выполненные в духе фовизма, проникнуты стремлением передать напряжённость жизни природы; их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов («Лондонская гавань», 1906, Галерея Тейт, Лондон). Картины Дерена сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905.

В 1906 году познакомился с Пабло Пикассо и поддался влиянию кубизма, что позволило ему стать финансово независимым и жениться на Алисе Принсе, однако многие картины, созданные в этот период Дерен сжег несколькими годами позже. В 1910-е годы в творчестве художника появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней («Субботний день», 1911—1914, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).

К началу Первой мировой войны обосновался в Авиньоне, отправился на фронт, где служил простым солдатом, однако продолжал писать и в 1916 году даже организовал первую личную выставку. После окончания войны поселился в Париже, наладил дела, приобрел автомобиль и собрал коллекцию произведений искусства, в том числе рисунки Энгра и Сёра.

В 1928 году получил приз Карнеги и стал выставляться в Англии, Германии, США. В 1930-е годы продал всю недвижимость в Париже и переехал в Шамбурси, оставив в столице лишь мастерскую для встреч с любовницами, одна из которых родила от художника сына.

Кроме живописи, Дерен немало внимания уделял и графике. В частности Андре иллюстрировал литературные произведения, а также занимался сценографией и керамикой. К работе в театре художника привлёк С. П. Дягилев — в 1919 году А. Дерен создал эскизы декорации и костюмов для балета «Волшебная лавка» в хореографии Л. Ф. Мясина.

Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны Дерен жил в основном в Париже, и немцы очень добивались его расположения, потому что он представлял престиж французской культуры. Дерен принял приглашение совершить официальный визит в Германию в 1941 году и вместе с другими французскими художниками отправился в Берлин, чтобы посетить нацистскую выставку официально одобренного художника Арно Брекера. Присутствие Дерена в Германии эффективно использовалось нацистской пропагандой, и после освобождения Франции он был заклеймен как коллаборационист и подвергся остракизму со стороны многих бывших сторонников.

Андре Дерен погиб под колесами автомобиля 8 сентября 1954 года, в возрасте 74 лет. За год до этого, в 1953 году, у Дерена обнаружили глазную инфекцию, из-за которой шансов на восстановление зрения у него не осталось.

Примечания

  1. Дерен Андре / Крючкова В. А. // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 563. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
  2. Sabine, Rewald Fauvism. from Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000–. Дата обращения: 17 декабря 2007. Архивировано 14 декабря 2007 года.
  3. Conférence de Geneviève-Javotte Taillade (архивированная версия)
  4. Pierre Cabanne, André Derain, Somogy, Paris, 1990, — p. 134.

Литература

  • Sutton D., André Derain, L., 1959.

Ссылки