Тугендхольд, Яков Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Яков Тугендхольд
Страна СССР
Род деятельности искусствовед, художественный критик

Яков Александрович Тугендхольд (1882—1928) — российский, затем советский художественный критик, искусствовед.

Биография

Родился в семье доктора медицины Александра Яковлевича Тугендхольда (1837—1898). Мать, Фелиция Осиповна преподавала арифметику в гимназии.

В 1901 окончил гимназию и поступил на историко-филологическое отделение Московского университета и одновременно в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В феврале 1902 арестован на нелегальной сходке студентов и до конца года находился в заключении. После освобождения вместе с матерью и сестрой уехал в Мюнхен, поступил там на юридический факультет университета. Во время учёбы сблизился с социал-демократическими кругами русской эмиграции. Занимался в художественных школах Вайнхольта, Гофмана и Бронхофа, в мастерской Явленского.

В 1905 с семьёй переехал в Париж. Занимался живописью и литографией в Академии Рансона и мастерской Стейнлена. Первая значительная работа — статья «Последние течения французской живописи» (1908) в журнале «Современный мир». С этого времени регулярно публикуется также в журналах «Аполлон», «Северные записки», «Новый журнал для всех». Первая книга вышла в 1910.

Летом 1913 вернулся в Москву. Весной 1914 по поручению С. Щукина предпринял поездку в Германию и Францию с целью отбора произведений новой живописи для щукинского собрания. Начало Первой мировой войны застало его в Париже, откуда он вернулся в Россию с большими трудностями.

В мае 1916 поступил на службу литсотрудником Земсоюза в Киеве.

После революции был инструктором Отдела по делам музеев и охране памятников Наркомпроса. В июне 1919 направлен в Крым для обследования местных музеев, затем назначен заведующим отделом искусств Крымского наробораза.

Осенью 1922 переведён в Москву на должность заведующего художественным отделом газеты «Известия» и журнала «Красная нива». Одновременно был сотрудником ГАХН. В марте 1923 назначен заведующим отделом изобразительных искусств Главполитпросвета. В 1925 принимал участие в организации советской экспозиции на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. С 1926 учёный секретарь и председатель секции ИЗО Отдела по изучению искусств народов СССР Государственного учёного совета Наркомпроса РСФСР. Действительный член ГАХН с 1927.

В январе 1928 назначен заведующим художественным отделом «Правды».

29 ноября 1928 умер от воспаления лёгких. Похоронен на Введенском кладбище.

Книги

  • Пювис де Шаванн, 1911
  • Французское искусство и его представители, 1911 (сборник статей)
  • Проблемы и характеристики, 1915 (сборник статей)
  • Проблемы войны в мировом искусстве, 1916
  • Французьке мистецтво XIX століття, 1921
  • Александра Экстер как живописец и художник сцены, 1922
  • Эдгар Дега и его искусство, 1922
  • Первый музей новой западной живописи, 1923
  • Живопись и зритель, 1928
  • Художественная культура Запада, 1928 (сборник статей)
  • Искусство Октябрьской эпохи, 1930

Примечания

Литература

  • Я. А. Тугендхольд. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства, 1987 (избранные статьи и очерки) — биографическая справка, библиография
  • Стернин Г. Ю. Тугендхольд Яков Александрович (1883-1928) // Советское искусствознание '77. М., 1978. С. 291-302.

Ссылки