Поверхность Боя

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Модель поверхности Боя в Обервольфахе

Поверхность Боя — первый известный пример погружения вещественной проективной плоскости в трёхмерное евклидово пространство.

История

Поверхность построена Вернером Боем в 1901 году. По предложению Гильберта, Бою требовалось доказать, что проективная плоскость не допускает таких погружений.

Построение

  1. Начните со сферического колпака.
  2. Разделите его край на шесть равных частей и прикрепите к чётным частям  три полоски.
  3. Согните каждую полоску и прикрепите другой конец к противоположному участку края колпака. При проходе через полоску должна обращаться ориентация
  4. Склеить оставшиеся края полосок.

Свойства

  • Поверхность Боя имеет трёхкратную осевую симметрию. То есть, существует ось такая, что любой поворот на 120° вокруг этой оси будет переводит поверхность в себя.
    • В частности, поверхность Боя можно разрезать на три попарно конгруэнтные части.
  • Поверхность Боя появляется на полпути в реализации выворачивания сферы.

Параметризация Брайанта — Кунсера

Наиболее естественная параметризация была предложена Робом Кунсером и Робертом Брайантом[англ.].[1]

Для комплексного числа [math]\displaystyle{ w }[/math], пусть

[math]\displaystyle{ \begin{align} g_1 &= -{3 \over 2}\cdot \mathrm{Im} \left[ {w\cdot (1 - w^4) \over w^6 + \sqrt{5} \cdot w^3 - 1} \right]\\ g_2 &= -{3 \over 2}\cdot \mathrm{Re} \left[ {w\cdot (1 + w^4) \over w^6 + \sqrt{5}\cdot w^3 - 1} \right]\\ g_3 &= \mathrm{Im} \left[ {1 + w^6 \over w^6 + \sqrt{5}\cdot w^3 - 1} \right] - {1 \over 2}\\ \end{align} }[/math]

Поверхность [math]\displaystyle{ w\mapsto (g_1,\;g_2,\;g_3) }[/math] является минимальной поверхностью с тремя концами. Её инверсия, то есть поверхность [math]\displaystyle{ w\mapsto (x,\;y,\;z) }[/math] задаваемая как

[math]\displaystyle{ \begin{pmatrix}x\\ y\\ z\end{pmatrix} = \frac{1}{g_1^2 + g_2^2 + g_3^2}\cdot \begin{pmatrix}g_1\\ g_2\\ g_3\end{pmatrix}. }[/math]

и есть поверхности Боя.

Замечания

  • Поверхность остаётся неизменной при замене [math]\displaystyle{ w\mapsto -\tfrac1{\bar w} }[/math], где [math]\displaystyle{ \bar w }[/math] комплексно-сопряженное к [math]\displaystyle{ w }[/math].

См. также

Примечания

  1. Raymond O'Neil Wells. The Mathematical Heritage of Hermann Weyl (May 12–16, 1987, Duke University, Durham, North Carolina) (англ.). — American Mathematical Soc., 1988. — P. 227—240. — (Proc. Sympos. Pure Math.). — ISBN 978-0-8218-1482-6. — doi:10.1090/pspum/048/974338.

Литература

Внешние ссылки