Осётр (подводная лодка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Осётр»
Protector
Protector, 1901—1904 годProtector, 1901—1904 год
История корабля
Государство флага  Россия
Порт приписки Владивосток
Спуск на воду 1 ноября 1902
Выведен из состава флота 4 августа 1913
Современный статус разделана на металл
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта тип «Осётр»
Главный конструктор С. Лэк
Скорость (надводная) 8,5 узла
Скорость (подводная) 5,6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 350 миль на 5 узлах,
35 миль на 3,5 узлах под водой
Экипаж 12 человек, в том числе 2 офицера
Стоимость $ 125 000 (в ценах 1904 года)
Размеры
Водоизмещение надводное 136 т
Водоизмещение подводное 174,4 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,8 м
Ширина корпуса наиб. 3,4 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,7 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 2 двигателя по 120 л. с., 2 электромотора по 60 л. с.
Вооружение
Минно-торпедное
вооружение
3 ТА калибра 457 мм: 2 носовых и 1 кормовой. 5 торпед.

«Осётр» (до 1904 года — Protector) — русская подводная лодка американской постройки времён русско-японской войны, головной корабль типа «Осётр».

История строительства

«Осётр», достройка в Санкт-Петербурге

Подводная лодка Protector была заложена в 1901 году на верфи компании Lake Torpedo Boat Company в Бриджпорте, США. Спуск на воду состоялся 1 ноября 1902 года. По результатам испытаний, прошедших в июле-ноябре 1903 года, в конструкцию лодки были внесены некоторые изменения.

В состав ВМС США подлодка не принималась. 24 мая 1904 года был заключен контракт на покупку лодки Российской Империей, а 5 июня лодка уже была включена в списки кораблей Сибирской флотилии. 13 июня 1904 года корабль был доставлен из США на борту парохода «Fortuna» на санкт-петербургский завод Лесснера.

История службы

18 июня 1904 года «Протектор» был принят в состав Военно-морского флота России под именем «Осётр». 25-28 сентября того же года корабль прошёл приёмочные испытания, а в декабре — отправлена по железной дороге во Владивосток.

Кампания 1905 года

12 мая 1905 года «Осётр» спущен на воду во Владивостоке, 11 июня вошёл в состав Отряда подводных лодок. Ввод в строй был задержан в связи с полным выходом из строя аккумуляторных батарей, хранившихся зимой 1904—1905 года в неправильных условиях. 8 июля работы на лодке были закончены, а 24-25 июля прошли приёмные испытания.

2 августа «Осётр» совершил свои первые погружения на Дальнем Востоке, после чего совершил поход в Славянский залив. По возвращении из похода из-за сильных волн во избежание заливания рубочный люк был задраен, после чего из-за неплотностей в газоотводах выхлопные газы стали поступать внутрь субмарины, что привело к отравлению экипажа. Погибших не было.

С августа по сентябрь принимала номинальное участие в Русско-японской войне — несла позиционную и дозорную службу у островов Русский и Аскольд, в заливе Петра Великого.

Дальнейшая служба

В 1906—1913 годах подводная лодка служила в составе Сибирской флотилии, зимовала во Владивостоке, летом проходила боевую подготовку в заливе Стрелок, бухта Разбойник.

27 июля 1913 года «Осётр» был выведен из боевого состава флота, а 4 августа — исключён из списков кораблей. 10 марта 1914 года подлодка была сдана к порту для разборки, хранилась, пока в 1922 году не была разделана на металл.

Командиры

  • А. О. Гадд: 9 августа — 18 октября 1904
  • И. О. фон Липхарт: 15 октября 1904 — 18 января 1906, 8 января — 19 марта 1907, 1912
  • Н. Д. Панютин: 1904—1905
  • Н. Д. Гаевский (вр.и. о.): 11 января — 5 мая1906
  • А. А. Нищенков: 19 марта — 29 декабря 1907[1]
  • Ф. Ф. Бохенский (вр.и. о.): 3 декабря 1907 — 10 марта 1908
  • С. Я. Любимов: 29 декабря 1907 — 26 октября 1910
  • А. И. Пантелеев (Строганов): 26 октября 1910—1912 (вр.и. о.), 1912 — 10 июня 1913.

Примечания

  1. Пилкин В. К. Биографии военно-морских чинов // В Белой борьбе на Северо-Западе: Дневник 1918–1920.. — М.: Русский путь, 2005. — С. 571-572. — 640 с. — ISBN 5–85887–190–9.

Ссылки