Матрос Пётр Кошка (подводная лодка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Матрос Пётр Кошка
«Матрос Пётр Кошка» на стапелях Кронштадтского порта, 1901 год«Матрос Пётр Кошка» на стапелях Кронштадтского порта, 1901 год
История корабля
Государство флага  Российская империя
Порт приписки Севастополь
Спуск на воду 1902 год
Выведен из состава флота 1907 год
Современный статус разделан на металл
Основные характеристики
Тип корабля малая подводная лодка
Обозначение проекта подводный миноносец Е. В. Колбасьева
Главный конструктор Е. В. Колбасьев
Скорость (надводная) 8,6 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 20 метров
Автономность плавания 40 миль на 4 узлах (15 миль на 3,5 узлах под водой)
Экипаж 3 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 20 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
15,2 м
Ширина корпуса наиб. 1,27 м
Высота 3,05
Силовая установка
Электрическая, шесть электромоторов по 4 л.с., аккумуляторные батареи 50 элементов
Вооружение
Минно-торпедное
вооружение
2 совковых ТА, 2 торпеды калибра 381 мм образца 1898 года

«Матрос Пётр Кошка» — российская малая подводная лодка начала XX века. Построенная в условиях секретности, она предназначалась для диверсионных операций. Уникальная движительная установка, состоящая из шести гребных винтов, расположенных под углом к корпусу, должна была обеспечивать хорошую маневренность, но на практике оказалась неудачной. Существует легенда, что лодку перевезли в Порт-Артур, где она и была уничтожена перед капитуляцией. Фактически лодка в состав флота не входила, в 1903—1906 годах проходила испытания в Севастополе, после чего была списана.

История проектирования и строительства

Проект подводной лодки водоизмещением 20 тонн инженера Е. В. Колбасьева предполагал диверсионное использование — гражданское судно под нейтральным флагом и с разобранной лодкой в трюмах входит в порт, затем в специальном отсеке диверсионная лодка собирается из отдельных секций, ночью её краном спускают на воду, и она выходит в торпедную атаку с минимальной дистанции. Размещение торпедных аппаратов предполагало выпуск кормовой торпеды или при отходе, или после прохождения лодки под целью. После торпедирования цели лодка самостоятельно покидает порт и ожидает своё судно-носитель на внешнем рейде.[1]

Лодка длиной 20 метров состояла из 9 секций, соединяемых болтами. Вес самой большой секции составлял 1,6 тонны, полная сборка занимала 6 часов. В разобранном виде все секции помещались в одном железнодорожном вагоне. Вооружение лодки состояло из двух торпед калибра 381 мм (15 дюймов), расположенных в торпедных аппаратах совковой конструкции — фактически в желобах, расположенных по обе стороны от рубки и направленных в нос и корму. Перезарядка аппаратов в море не предусматривалась.

Двигательная установка состояла из аккумуляторной батареи массой около 4 тонн и шести электродвигателей, каждый со своим гребным валом и винтом, причём двигатели располагались в центральной части лодки, а валы выходили из корпуса под углом около 20° к продольной плоскости корабля по три с каждого борта. Теоретически такое устройство и расположение движителей должно было обеспечить очень высокую маневренность лодки и малый радиус разворота, что важно в тесных условиях гаваней. Плавучесть лодки обеспечивалась заполнением части объёма отсеков специальной лёгкой пробковой массой, разработанной Колбасьевым.

Строительство подводного миноносца велось в условиях строжайшей секретности под руководством Н. Н. Кутейникова в мастерских Кронштадского порта (отделении Балтийского завода в Кронштадте) в 1901 году. При постройке Кутейников впервые применил разработанный им метод посекционной постройки, после чего в 1901 году опубликовал в «Вестнике общества морских инженеров» статью «Разбор элементов подводных судов».

История службы

Капитан 1-го ранга в отставке Е. В. Колбасьев, около 1910 года

В 1901 году подводный миноносец был построен, но в силу секретности в строй не вводился. В 1902 году Главный морской штаб разрешил перевезти лодку в опытовый бассейн на Новой Голландии, где она достраивалась и хранилась.[2] В июне 1902 года лодку освятил протоиерей Иоанн Кронштадтский, и она была наречена именем «Матрос Пётр Кошка». По воспоминаниям руководителя опытового бассейна А. Н. Крылова имя при наречении было «Матрос Кошка».

В августе 1902 года разобранную лодку по железной дороге перевезли в Севастополь, 13 августа Е. В. Колбасьев был следом за лодкой командирован в Севастополь с целью руководства испытаниями лодки. В 1903 году испытывались торпедные аппараты, показавшие неудачность их конструкции — произошло два отказа.

19 июня 1904 года после всех доработок и испытаний «Матрос Пётр Кошка» был спущен на воду в Севастополе. В течение последующих двух лет лодка испытывалась под руководством Колбасьева. Конструкция движителей не оправдала ожиданий — ход по курсу был крайне неустойчив, малейшее изменение оборотов любого из шести электромоторов приводило к сходу с прямого курса, поэтому движение было крайне «рыскливым». В 1905—1906 году Колбасьев был прикомандирован к 30-му флотскому экипажу Черноморского флота, а лодка находилась в Плавучем доке Севастопольского порта. К доку с целью достройки, испытаний и хранения лодки была сформирована команда из состава флотских экипажей.

В целом по результатам испытаний конструкция подводной лодки «Матрос Пётр Кошка» была признана несовершенной, её боевые возможности были слабыми даже по неприхотливым меркам начала XX века. 8 января 1907 года Е. В. Колбасьев вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга, а лодка была отдана в его распоряжение. В отставке конструктор остался жить в Севастополе и занимался разведением устриц. А. Н. Крылов вспоминал, что в 1907 году «… лодка Колбасьева стояла на якоре и швартовых у его устричного завода и служила пристанью для шлюпок; никуда она никогда не ходила и на верблюдах в Персидский залив ее не возили…»[2].

После окончательного износа была продана на металл и не сохранилась[3].

Примечания

  1. А. С. Николаев. Проект подводного миноносца Е.В. Колбасьева («Матрос Петр Кошка»).. deepstorm.ru (2003-2017). Дата обращения: 29 июля 2021. Архивировано 29 июля 2021 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 А. С. Николаев. ПЛ "Матрос Петр Кошка" подводный миноносец Е.В. Колбасьева. deepstorm.ru (2004-2017). Дата обращения: 29 июля 2021. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  3. Тарас А. Е. «Сверхмалые подводные лодки (1914—2004)», Харвест, Минск, 2004 г.

Литература

  • Аллилуев А. А. «Подводные лодки в Порт-Артуре в русско-японской войне», Судостроение, № 3, 1990 г.
  • Быховский И. А., Войналович Д. И. «Подводные лодки в осажденном Порт-Артуре», Судостроение, № 1, 1966 г.
  • Марьин Д. В. «Были ли в Порт-Артуре подводные лодки?», Военно-исторический журнал, № 3, 2008 г.
  • Рассол И. Р. «Подводные лодки Е. В. Колбасьева», Судостроение, № 5, 2007 г.
  • Пожарский А. М. «Подводное плавание в России 1834-1918 гг.», Блиц, Санкт-Петербург, 2011 г.
  • Крылов А. Н. «Мои воспоминания», Издательство АН СССР, 1963 г.