Матрос Пётр Кошка (подводная лодка)
Матрос Пётр Кошка | |
---|---|
История корабля | |
Государство флага | Российская империя |
Порт приписки | Севастополь |
Спуск на воду | 1902 год |
Выведен из состава флота | 1907 год |
Современный статус | разделан на металл |
Основные характеристики | |
Тип корабля | малая подводная лодка |
Обозначение проекта | подводный миноносец Е. В. Колбасьева |
Главный конструктор | Е. В. Колбасьев |
Скорость (надводная) | 8,6 узлов |
Скорость (подводная) | 6 узлов |
Рабочая глубина погружения | 20 метров |
Автономность плавания | 40 миль на 4 узлах (15 миль на 3,5 узлах под водой) |
Экипаж | 3 человека |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 20 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
15,2 м |
Ширина корпуса наиб. | 1,27 м |
Высота | 3,05 |
Силовая установка | |
Электрическая, шесть электромоторов по 4 л.с., аккумуляторные батареи 50 элементов | |
Вооружение | |
Минно-торпедное вооружение |
2 совковых ТА, 2 торпеды калибра 381 мм образца 1898 года |
«Матрос Пётр Кошка» — российская малая подводная лодка начала XX века. Построенная в условиях секретности, она предназначалась для диверсионных операций. Уникальная движительная установка, состоящая из шести гребных винтов, расположенных под углом к корпусу, должна была обеспечивать хорошую маневренность, но на практике оказалась неудачной. Существует легенда, что лодку перевезли в Порт-Артур, где она и была уничтожена перед капитуляцией. Фактически лодка в состав флота не входила, в 1903—1906 годах проходила испытания в Севастополе, после чего была списана.
История проектирования и строительства
Проект подводной лодки водоизмещением 20 тонн инженера Е. В. Колбасьева предполагал диверсионное использование — гражданское судно под нейтральным флагом и с разобранной лодкой в трюмах входит в порт, затем в специальном отсеке диверсионная лодка собирается из отдельных секций, ночью её краном спускают на воду, и она выходит в торпедную атаку с минимальной дистанции. Размещение торпедных аппаратов предполагало выпуск кормовой торпеды или при отходе, или после прохождения лодки под целью. После торпедирования цели лодка самостоятельно покидает порт и ожидает своё судно-носитель на внешнем рейде.[1]
Лодка длиной 20 метров состояла из 9 секций, соединяемых болтами. Вес самой большой секции составлял 1,6 тонны, полная сборка занимала 6 часов. В разобранном виде все секции помещались в одном железнодорожном вагоне. Вооружение лодки состояло из двух торпед калибра 381 мм (15 дюймов), расположенных в торпедных аппаратах совковой конструкции — фактически в желобах, расположенных по обе стороны от рубки и направленных в нос и корму. Перезарядка аппаратов в море не предусматривалась.
Двигательная установка состояла из аккумуляторной батареи массой около 4 тонн и шести электродвигателей, каждый со своим гребным валом и винтом, причём двигатели располагались в центральной части лодки, а валы выходили из корпуса под углом около 20° к продольной плоскости корабля по три с каждого борта. Теоретически такое устройство и расположение движителей должно было обеспечить очень высокую маневренность лодки и малый радиус разворота, что важно в тесных условиях гаваней. Плавучесть лодки обеспечивалась заполнением части объёма отсеков специальной лёгкой пробковой массой, разработанной Колбасьевым.
Строительство подводного миноносца велось в условиях строжайшей секретности под руководством Н. Н. Кутейникова в мастерских Кронштадского порта (отделении Балтийского завода в Кронштадте) в 1901 году. При постройке Кутейников впервые применил разработанный им метод посекционной постройки, после чего в 1901 году опубликовал в «Вестнике общества морских инженеров» статью «Разбор элементов подводных судов».
История службы
В 1901 году подводный миноносец был построен, но в силу секретности в строй не вводился. В 1902 году Главный морской штаб разрешил перевезти лодку в опытовый бассейн на Новой Голландии, где она достраивалась и хранилась.[2] В июне 1902 года лодку освятил протоиерей Иоанн Кронштадтский, и она была наречена именем «Матрос Пётр Кошка». По воспоминаниям руководителя опытового бассейна А. Н. Крылова имя при наречении было «Матрос Кошка».
В августе 1902 года разобранную лодку по железной дороге перевезли в Севастополь, 13 августа Е. В. Колбасьев был следом за лодкой командирован в Севастополь с целью руководства испытаниями лодки. В 1903 году испытывались торпедные аппараты, показавшие неудачность их конструкции — произошло два отказа.
19 июня 1904 года после всех доработок и испытаний «Матрос Пётр Кошка» был спущен на воду в Севастополе. В течение последующих двух лет лодка испытывалась под руководством Колбасьева. Конструкция движителей не оправдала ожиданий — ход по курсу был крайне неустойчив, малейшее изменение оборотов любого из шести электромоторов приводило к сходу с прямого курса, поэтому движение было крайне «рыскливым». В 1905—1906 году Колбасьев был прикомандирован к 30-му флотскому экипажу Черноморского флота, а лодка находилась в Плавучем доке Севастопольского порта. К доку с целью достройки, испытаний и хранения лодки была сформирована команда из состава флотских экипажей.
В целом по результатам испытаний конструкция подводной лодки «Матрос Пётр Кошка» была признана несовершенной, её боевые возможности были слабыми даже по неприхотливым меркам начала XX века. 8 января 1907 года Е. В. Колбасьев вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга, а лодка была отдана в его распоряжение. В отставке конструктор остался жить в Севастополе и занимался разведением устриц. А. Н. Крылов вспоминал, что в 1907 году «… лодка Колбасьева стояла на якоре и швартовых у его устричного завода и служила пристанью для шлюпок; никуда она никогда не ходила и на верблюдах в Персидский залив ее не возили…»[2].
После окончательного износа была продана на металл и не сохранилась[3].
Примечания
- ↑ А. С. Николаев. Проект подводного миноносца Е.В. Колбасьева («Матрос Петр Кошка»). . deepstorm.ru (2003-2017). Дата обращения: 29 июля 2021. Архивировано 29 июля 2021 года.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 А. С. Николаев. ПЛ "Матрос Петр Кошка" подводный миноносец Е.В. Колбасьева . deepstorm.ru (2004-2017). Дата обращения: 29 июля 2021. Архивировано 30 апреля 2013 года.
- ↑ Тарас А. Е. «Сверхмалые подводные лодки (1914—2004)», Харвест, Минск, 2004 г.
Литература
- Аллилуев А. А. «Подводные лодки в Порт-Артуре в русско-японской войне», Судостроение, № 3, 1990 г.
- Быховский И. А., Войналович Д. И. «Подводные лодки в осажденном Порт-Артуре», Судостроение, № 1, 1966 г.
- Марьин Д. В. «Были ли в Порт-Артуре подводные лодки?», Военно-исторический журнал, № 3, 2008 г.
- Рассол И. Р. «Подводные лодки Е. В. Колбасьева», Судостроение, № 5, 2007 г.
- Пожарский А. М. «Подводное плавание в России 1834-1918 гг.», Блиц, Санкт-Петербург, 2011 г.
- Крылов А. Н. «Мои воспоминания», Издательство АН СССР, 1963 г.