АГ-12
АГ-12 | |
---|---|
История корабля | |
Государство флага | Российская империя |
Порт приписки | Ревель |
Спуск на воду | 18 августа 1916 |
Выведен из состава флота | 3 апреля 1918 |
Современный статус | разделана на металл |
Основные характеристики | |
Тип корабля | Дизель-электрическая подводная лодка |
Обозначение проекта | Holland-602F |
Скорость (надводная) | 13 узлов |
Скорость (подводная) | 11 узлов[1] |
Рабочая глубина погружения | 45,7 метров (150 футов) |
Предельная глубина погружения | 61 метр (200 футов) |
Автономность плавания | 15 суток, 130 миль под водой на 2 узлах[1] |
Экипаж | 37 человек, в том числе 3 офицера |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 355 тонн[1] |
Водоизмещение подводное | 467 тонн[1] |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
45,8 метров |
Ширина корпуса наиб. | 4,81 метра |
Средняя осадка (по КВЛ) |
3,8 метра |
Силовая установка | |
Дизель-электрическая, двухвальная.
|
|
Вооружение | |
Артиллерия | 1 × 47-мм пушка Гочкиса, 1 × 7,62-мм пулемёт Максима |
Минно-торпедное вооружение |
4 × 457-мм носовые ТА, 8 торпед |
АГ-12 — подводная лодка российского императорского флота проекта Holland-602F, изготовленная в США и приобретённая для Балтийского флота Российской империи. В 1916—1917 годах входила в состав Балтийского флота, участвовала в Первой мировой войне. Взорвана экипажем в 1918 году при оставлении Ханко.
История строительства
Подводная лодка АГ-12 была построена в 1915 году для КВМФ Великобритании по проекту фирмы «Electric Boat Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере. 18 (31) августа 1915 года приобретена АО «Ноблесснер» по заказу Морведа России. В том же году в разобранном виде доставлена морским путём во Владивосток, а оттуда по железной дороге в Петроград на Балтийский завод для достройки. Перезаложена 2 (15) апреля 1916 года, и 4 (17) июня зачислена в списки кораблей Балтийского флота, 10 (23) июня включена в состав 4-го дивизиона подводных лодок. 18 (31) августа 1916 года спущена на воду, в первой половине сентября успешно прошла сдаточные испытания в Ревеле, 3 (16) сентября 1916 года вступила в строй. Артиллерийского вооружения не имела, кроме торпедных аппаратов была вооружена лишь пулемётом.
История службы
17 (30) ноября 1916 года подняла военно-морской флаг и приступила к службе и обучению личного состава, базировалась на Ревель. К началу ноября достигла боеготовности и, находясь в Ревеле, была готова в течение получаса выйти в море. Зимой 1916—1917 года находилась на заводе «Ноблесснер», где на лодке устранялись выявленные недостатки и было установлено 47-мм орудие системы Гочкиса.
В 1917 году совершила четыре боевых похода, успехов не имела. Вместе с дивизионом и плавбазой «Оланд» базировалась на остров Люм. С октября 1917 года вошла в состав Красного флота, базировалась на Рогекюль (ныне деревня Рохукюла, Хаапсалу, Эстония). С декабря в походы не выходила, для зимовки перебазировалась в Ханко. 3 апреля 1918 года немцы высадили у Ханко десант в 9500 человек под командованием Рюдигера фон дер Гольца. Так как порт был заперт льдом, а ледокол отсутствовал, то команда АГ-12 чтобы избежать захвата корабля противником была вынуждена взорвать свою лодку и эвакуироваться в Гельсингфорс поездом.
В 1924 году АГ-12 была поднята финскими водолазами, лодка оказалась в сравнительно неплохом состоянии, и финские власти даже включили её в состав флота и планировали восстановление корабля, однако в дальнейшем от этих планов отказались, и АГ-12 была разделана на металл.
Командиры
- 26 июня 1916 — 12 сентября 1917: лейтенант (с декабря 1916 — старший лейтенант) Константин Львович Соболев 1-й[2], покинул должность в связи с назначением командиром строящейся подводной лодки «Форель».
- 12-30 сентября 1917: лейтенант Александр Алексеевич Иконников[3], покинул должность по болезни, по выздоровлению вступил в командование подводной лодкой «Змея».
- 18 сентября 1917 — 3 апреля 1918: лейтенант Юлий Витальевич Пуаре[4], ранее старший офицер на АГ-12. После эвакуации из Ханко в Гельсингфорс принял командование подводной лодкой «Пантера» и перевёл её в Кронштадт.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 J. D. Perkins. Electric Boat Company Holland Patent Submarines (англ.). www.gwpda.org (1999). Дата обращения: 9 мая 2022. Архивировано 9 сентября 2019 года.
- ↑ Пожарский, 2011, с. 740—742.
- ↑ Пожарский, 2011, с. 352—354.
- ↑ Пожарский, 2011, с. 665—667.
Литература
- А. М. Пожарский. Подводное плавание в России 1834-1918 гг. Биографический справочник. — СПб.: «БЛИЦ», 2011. — 1024 с. — 1000 экз.
Ссылки
- Николаев А. С. АГ-12, Тип «АГ» (Holland-602F) . Штурм Глубины (2003-2016). Дата обращения: 22 февраля 2022.
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА «АГ» («АМЕРИКАНСКИЙ ХОЛЛАНД»)