АГ-12

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
АГ-12
История корабля
Государство флага  Российская империя
Порт приписки Ревель
Спуск на воду 18 августа 1916
Выведен из состава флота 3 апреля 1918
Современный статус разделана на металл
Основные характеристики
Тип корабля Дизель-электрическая подводная лодка
Обозначение проекта Holland-602F
Скорость (надводная) 13 узлов
Скорость (подводная) 11 узлов[1]
Рабочая глубина погружения 45,7 метров (150 футов)
Предельная глубина погружения 61 метр (200 футов)
Автономность плавания 15 суток, 130 миль под водой на 2 узлах[1]
Экипаж 37 человек, в том числе 3 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 355 тонн[1]
Водоизмещение подводное 467 тонн[1]
Длина наибольшая
(по КВЛ)
45,8 метров
Ширина корпуса наиб. 4,81 метра
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,8 метра
Силовая установка

Дизель-электрическая, двухвальная.

  • 2 восьмицилиндровых дизеля «Нью-Лондон» по 480 л. с.[1],
  • 2 электродвигателя по 160 л. с. Аккумуляторная батарея: 2 × 60 элементов
Вооружение
Артиллерия 1 × 47-мм пушка Гочкиса, 1 × 7,62-мм пулемёт Максима
Минно-торпедное
вооружение
4 × 457-мм носовые ТА, 8 торпед

АГ-12 — подводная лодка российского императорского флота проекта Holland-602F, изготовленная в США и приобретённая для Балтийского флота Российской империи. В 1916—1917 годах входила в состав Балтийского флота, участвовала в Первой мировой войне. Взорвана экипажем в 1918 году при оставлении Ханко.

История строительства

Подводная лодка АГ-12 была построена в 1915 году для КВМФ Великобритании по проекту фирмы «Electric Boat Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере. 18 (31) августа 1915 года приобретена АО «Ноблесснер» по заказу Морведа России. В том же году в разобранном виде доставлена морским путём во Владивосток, а оттуда по железной дороге в Петроград на Балтийский завод для достройки. Перезаложена 2 (15) апреля 1916 года, и 4 (17) июня зачислена в списки кораблей Балтийского флота, 10 (23) июня включена в состав 4-го дивизиона подводных лодок. 18 (31) августа 1916 года спущена на воду, в первой половине сентября успешно прошла сдаточные испытания в Ревеле, 3 (16) сентября 1916 года вступила в строй. Артиллерийского вооружения не имела, кроме торпедных аппаратов была вооружена лишь пулемётом.

История службы

17 (30) ноября 1916 года подняла военно-морской флаг и приступила к службе и обучению личного состава, базировалась на Ревель. К началу ноября достигла боеготовности и, находясь в Ревеле, была готова в течение получаса выйти в море. Зимой 1916—1917 года находилась на заводе «Ноблесснер», где на лодке устранялись выявленные недостатки и было установлено 47-мм орудие системы Гочкиса.

В 1917 году совершила четыре боевых похода, успехов не имела. Вместе с дивизионом и плавбазой «Оланд» базировалась на остров Люм. С октября 1917 года вошла в состав Красного флота, базировалась на Рогекюль (ныне деревня Рохукюла, Хаапсалу, Эстония). С декабря в походы не выходила, для зимовки перебазировалась в Ханко. 3 апреля 1918 года немцы высадили у Ханко десант в 9500 человек под командованием Рюдигера фон дер Гольца. Так как порт был заперт льдом, а ледокол отсутствовал, то команда АГ-12 чтобы избежать захвата корабля противником была вынуждена взорвать свою лодку и эвакуироваться в Гельсингфорс поездом.

В 1924 году АГ-12 была поднята финскими водолазами, лодка оказалась в сравнительно неплохом состоянии, и финские власти даже включили её в состав флота и планировали восстановление корабля, однако в дальнейшем от этих планов отказались, и АГ-12 была разделана на металл.

Командиры

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 J. D. Perkins. Electric Boat Company Holland Patent Submarines (англ.). www.gwpda.org (1999). Дата обращения: 9 мая 2022. Архивировано 9 сентября 2019 года.
  2. Пожарский, 2011, с. 740—742.
  3. Пожарский, 2011, с. 352—354.
  4. Пожарский, 2011, с. 665—667.

Литература

  • А. М. Пожарский. Подводное плавание в России 1834-1918 гг. Биографический справочник. — СПб.: «БЛИЦ», 2011. — 1024 с. — 1000 экз.

Ссылки