Гепард (подводная лодка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Гепард»
«Гепард» в 1915 году. Видны бортовые ниши торпедных аппаратов.«Гепард» в 1915 году. Видны бортовые ниши торпедных аппаратов.
История корабля
Государство флага  Россия
Порт приписки Ревель, Гангэ
Спуск на воду 2 июня 1915
Выведен из состава флота 29 мая 1918
Современный статус Пропала без вести в октябре 1917 года. Обнаружена в 2009 году.
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта тип «Барс»
Главный конструктор И. Г. Бубнов
Скорость (надводная) 9,5 узлов
Скорость (подводная) 7,5 узлов
Рабочая глубина погружения 46 м
Предельная глубина погружения 92 м
Автономность плавания 14 суток
Экипаж 45 человек
Стоимость 1 млн 550 тысяч рублей (без торпед) в ценах 1913 года
Размеры
Водоизмещение надводное 660 тонн
Водоизмещение подводное 780 тонн
Длина наибольшая
(по КВЛ)
67,97 м
Ширина корпуса наиб. 4,45 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
4 м
Силовая установка

Дизель-электрическая, двухвальная

  • 2 дизеля мощностью по 250 л.с.
  • 2 электродвигателя мощностью по 450 л.с.
Вооружение
Артиллерия 1 орудие калибра 57 мм, 1 орудие калибра 37 мм
Минно-торпедное
вооружение
2 носовых и 2 кормовых ТА калибра 18 дюймов (457 мм), 8 наружных ТА системы Джевецкого
ПВО 1 пулемёт

«Гепард» — подводная лодка российского императорского флота типа «Барс». Построена в 1913—1915 годах, входила в состав Балтийского флота. Участвовала в Первой мировой войне, погибла в октябре 1917 года.

История строительства

«Гепард» (справа) и «Вепрь» на строящемся заводе «Ноблесснер», 1915 год.

«Гепард» был заложен 17 августа 1913 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, предназначалась для Балтийского флота. 17 марта 1915 года зачислена в состав 1-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря. Спуск на воду состоялся 2 июня 1915 года.

Из-за отсутствия заложенных в проекте мощных дизелей (2х1320 л. с.) «Гепард» получил два дизеля по 250 л. с., снятые с канонерских лодок типа «Шквал». В 1915—1916 годах на строящемся заводе «Ноблесснер» в Ревеле бортовые торпедные аппараты «Гепарда» перенесли на палубу, а глубокие ниши, в которых они находились раньше, заделали.

12 июля 1915 года лодка под командованием Я. И. Подгорного вступила в строй.

История службы

«Волк», «Барс» и «Гепард» (справа, у пирса) в Гангэ, зима 1915—1916 года.

В июле 1915 года на «Гепард» установили 37-мм палубное орудие и 7,62-мм съёмные пулемёты. В октябре 1915 года артиллерийское вооружение было утверждено в составе одного 57-мм орудия, одного 37-мм орудия и одного пулемёта.

Принимала участие в Первой мировой войне, выходила в море на дозорную службу, действовала на коммуникациях противника, обеспечивала и прикрывала действия лёгких сил флота. Совершила не менее семи боевых походов, произвела три торпедные атаки, успехов не достигла. В 1917 году экипаж «Гепарда» активно участвовал в событиях Февральской революции.

12 октября 1917 года вышла в боевой поход на позицию в район острова Фильзанд и пропала без вести со всем экипажем (40 человек). Исключена из состава флота 29 мая 1918 года.

В сентябре 2009 года шведские исследователи сообщили об обнаружении остова русской подводной лодки на глубине 100 метров в 30 милях от острова Готска-Сандён. Предположительно, найден именно «Гепард», но точное опознание не производилось.

Память

22 февраля 1993 года наименование «Гепард» получила строящаяся российская многоцелевая гвардейская атомная подводная лодка К-335 проекта 971.

Командиры

  • 12 января 1915 — 11 июля 1916: Я. И. Подгорный 
  • 11 июля 1916 — 23 октября 1916: К. К. Фон Нерике
  • 25 сентября 1916 — октябрь 1917: Н. Л. Якобсон (до 23 октября 1916 — как врио).

Примечания

Ссылки