АГ-24

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
АГ-24
АГ-24 им. тов. Луначарского, «Коммунист», А-2, М-52
«Коммунист» (бортовой номер 13) между 1927 и 1932 годами«Коммунист» (бортовой номер 13) между 1927 и 1932 годами
История корабля
Государство флага  Российская империя
Союз Советских Социалистических Республик СССР
Порт приписки Одесса, Севастополь, Каборга
Спуск на воду 2 апреля 1921 года
Выведен из состава флота 28 ноября 1950 года
Современный статус разделана на металл
Основные характеристики
Тип корабля Дизель-электрическая подводная лодка
Обозначение проекта Holland-602L
Скорость (надводная) 13 узлов
Скорость (подводная) 7,5 узлов
Рабочая глубина погружения 50 метров
Предельная глубина погружения 100 метров
Автономность плавания 15 суток
Экипаж 30 человек, в том числе 3 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 355 тонн
Водоизмещение подводное 434 тонн
Длина наибольшая
(по КВЛ)
45,8 метров
Ширина корпуса наиб. 4,88 метра
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,8 метра
Силовая установка
Дизель-электрическая, двухвальная. дизельные двигатели 2 × 480 л. с., электромоторы 2 × 240 л. с.
Вооружение
Артиллерия 1 × 47-мм пушка Гочкиса, 1 × 7,62-мм пулемёт, с 1938 года 1 × 45-мм орудие 21-К вместо Гочкиса
Минно-торпедное
вооружение
4 × 457-мм носовых ТА, 8 торпед

АГ-24«Коммунист», А-2 — российская и советская подводная лодка проекта Holland-602L, изготовленная в Канаде и приобретённая для Черноморского флота Российской империи. Была достроена в 1921 году. Входила в состав Морских сил Чёрного моря, Черноморского флота ВМФ СССР, неоднократно переименовывалась. Приняла активное участие в Великой Отечественной войне на Чёрном море, затем использовалась как учебная.

История строительства

Подводная лодка АГ-24 была построена в 1916 году для КВМФ Великобритании по проекту фирмы «Electric Boat» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере. 19 сентября (2 октября1916 года приобретена АО «Ноблесснер» по заказу Морведа России. В том же году в разобранном виде доставлена морским путём во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки. 21 августа (3 сентября1917 года зачислена в списки кораблей Черноморского флота, но не закладывалась, хранилась в запакованном виде, пока 22 ноября 1919 года не были начаты подготовительные работы к закладке корабля на стапеле. 1 июня 1920 года, после того, как в торжественной обстановке и в присутствии А. В. Луначарского была спущена на воду АГ-23, на стапеле была торжественно заложена подводная лодка АГ-24, получившая название «имени товарища Луначарского».

АГ-24 строилась под руководством инженера-механика Я. С. Солдатова, в числе участников строительства был будущий конструктор подводных лодок типа «Малютка» XII серии (проект 40) П. И. Сердюк. Из-за тяжёлых послевоенных условий АГ-24 получила лишь один перископ, установленный в Центральном посту и укороченный с 6 до 5,1 метра.

21 октября 1920 года лодка зачислена в списки кораблей Морских сил Чёрного моря, 2 апреля 1921 года спущена на воду, с мая по июль того же года прошла испытания, 16 июля на ней был поднят военно-морской флаг, а 22 июля 1921 года лодка вступила в строй.

История службы

«Коммунист» и канонерская лодка «Красная Грузия», между 1927 и 1932 годами

В августе 1921 года АГ-24 им. товарища Луначарского вместе с АГ-23 совершила учебный морской поход вдоль берегов Крыма и к западу от него, прошла 610 миль. 1 октября 1921 года получила название ПЛ-17, в ноябре совместно с ПЛ-16 сопровождала плавбазу подводных лодок «Георгий» с советской делегацией из Батуми в Турцию.

С июля 1922 года по февраль 1923 года семь раз использовалась для перевозки дипломатов и дипломатической почты на северное побережье Чёрного моря, в воюющую за независимость Турцию. 31 декабря 1922 года переименована в подводную лодку «Коммунист», продолжала нести бортовой номер 17, к лодке в качестве почётного краснофлотца был формально прикомандирован И. В. Сталин. В 1923 году «Коммунист» стал нести бортовой номер 3.

С 1923 по 1927 год «Коммунист» активно принимал участие в учениях и манёврах Черноморского флота, неоднократно посещал порты Крыма и побережья Кавказа. С 1927 года лодка получила бортовой номер 13. В 1927—1928 годах прошла капитальный ремонт и продолжила находиться в боевом составе и использоваться в учебных целях.

Дивизион подводных лодок в Одессе, 1930—1932 год. «Коммунист» — в центре, с бортовым номером 3

В январе 1930 года «Коммунист» участвовал в учениях по наведению подводных лодок самолётами на надводную цель. В мае-июне того же года подводные лодки «Коммунист» и «Политработник» совершили поход в северо-западной части Чёрного моря.

В октябре 1930 года «Коммунист» совместно с подводной лодкой «Шахтёр» нанёс визит в Стамбул.

С 3 февраля 1931 года в связи с началом службы подводных лодок типа «Декабрист» «Коммунист» вместе с остальными лодками типа «АГ» переформирован в состав 2-го дивизиона подводных лодок. В ноябре-декабре 1931 года дивизион совершил учебный поход вдоль восточного побережья Чёрного моря.

Летом 1932 года «Коммунист» получил бортовой номер 22, в 1932-33 годах лодка прошла очередной капитальный ремонт.

В 1933 году «Коммунист» совершил поход от Севастополя к Босфору и Одессе с целью проведения гравиметрических измерений. Находившийся на борту доцент МГУ Л. В. Сорокин сделал 20 измерений силы тяжести[1].

15 сентября 1934 года подводная лодка «Коммунист» была переименована в А-2.

В конце декабря 1935 года А-2 первой из подводных лодок Черноморского флота совершила поход на полную автономность, пробыв в море две недели и пройдя почти 1500 миль в надводном положении и более 100 миль под водой[1]. За этот поход командир лодки И. А. Бурмистров был награждён наркомом обороны СССР К. Е. Ворошиловым именными золотыми часами.

С 1936 года 2-й дивизион переформирован в 21-й дивизион 2-й бригады подводных лодок с базированием на Каборгу[2].

С февраля 1939 по август 1941 года А-2 прошла очередной капитальный ремонт, в ходе которого, в частности получила 45-мм орудие 21-К вместо «Гочкиса». С апреля 1939 года 21-й дивизион лодок типа «А» переформирован в 24-й дивизион с базированием на Севастополь.

Служба в годы Второй мировой войны

К началу Великой Отечественной войны А-2, как и остальные лодки данного типа, входила в состав 6-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок Черноморского флота и базировалась в Севастополе, заканчивая капитальный ремонт. 15 августа 1941 года вошла в строй после ремонта, 18-20 августа перешла из Севастополя в Поти и приступила к несению боевой службы. Всего за 1941—1943 годы А-2 совершила 20 боевых походов, осуществила три торпедные атаки, каждая двумя торпедами. В результате достоверно потоплена одна немецкая быстроходная десантная баржа F-437.

В конце 1943 года А-2 встала на ремонт, который закончился в июле 1944 года, однако 27 сентября на рейде Батуми лодка попала в противолодочную сеть и получила повреждения, потребовавшие полугодового ремонта. По его окончанию война на Чёрном море уже завершилась.

Послевоенная служба

Вернувшаяся в строй в марте 1945 года А-2 использовалась в учебных целях, находилась в строю до 1947 года, в дальнейшем служила плавучей зарядовой станцией. В мае 1949 года стояла в парадном строю кораблей на рейде Севастополя. 16 июня 1949 года А-2 получила название М-52, 28 ноября 1950 года исключена из состава флота и отправлена на утилизацию.

Командиры

И. А. Бурмистров в конце 1930-х годов
  • 1920—1926: Г. А. Шредер
  • 1926—1928: К. О. Осипов
  • 1929—1930: Б. С. Сластников
  • 1931: И. А. Рублевский
  • 1931—1933: А. С. Фролов
  • 1933—1934: Н. В. Тишкин
  • 1935—1936: И. А. Бурмистров
  • 1936—1937: Б. А. Успенский
  • 1937—1939: М. И. Никифоров
  • 1939—1942: Константин Иванович Чебышев, снят с должности, отправлен рядовым в штрафбат, затем восстановлен в звании, командовал батальоном морской пехоты, погиб в 1943 году на Малой земле[3].
  • 1942—1945: Бенцион Соломонович Буянский
  • 1945—1947: Н. П. Малов
  • 1948—1949: А. П. Касаткин

Примечания

  1. 1,0 1,1 «Штурм Глубины», 2022.
  2. Кабарга и 2-я Бригада подводных лодок ЧФ. www.ochakiv.info. Дата обращения: 22 апреля 2022. Архивировано 3 марта 2022 года.
  3. Е. В. Чирва. Чебышев Константин Иванович. www.sovboat.ru. Дата обращения: 7 июня 2022.

Ссылки