Ломоносовская
«Ломоносовская» | |
---|---|
Невско-Василеостровская линия | |
Петербургский метрополитен | |
Район | Невский |
Округ | Ивановский |
Дата открытия | 21 декабря 1970 |
Проектное название | Ивановская[1][2] |
Тип | станция закрытого типа |
Глубина заложения, м | ≈ 65 |
Количество платформ | 1 |
Тип платформы | островная |
Форма платформы | прямая |
Архитекторы |
А. Я. Мачерет Л. С. Чупина |
Архитекторы вестибюлей |
А. С. Гецкин В. П. Шувалова Г. Д. Булаевская |
Станцию возвело | Ленметрострой |
Выход к улицам |
улица Бабушкина переулок Матюшенко улица Полярников |
Наземный транспорт |
5, 8, 11, 12, 56, 95, 97, 118, 119, 140, 157, 228, 239, 253, 264, 288, 476 7, 27, 39 14, 27, 28 |
Режим работы | 5:33—0:37 |
Код станции | ЛМ |
«Ломоно́совская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Елизаровская» и «Пролетарская».
Станция открыта 21 декабря 1970 года в составе участка «Площадь Александра Невского» — «Ломоносовская». Была названа по расположенному рядом Фарфоровому заводу, основанному при участии М. В. Ломоносова, и носившему на момент открытия станции название «Ломоносовский фарфоровый завод». В проекте станция носила название «Ивановская».
Вестибюль станции расположен на территории Ломоносовского сквера, который находится на месте бывшего Спасо-Преображенского (Фарфоровского) кладбища. До появления вестибюля в центре сквера находилась Свято-Духовская церковь (снесена в 1966 году).
Наземные сооружения
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, Г. Д. Булаевской и располагается на пересечении улицы Бабушкина и переулка Матюшенко. Вестибюль расположен на небольшом возвышении. Массивная консольная плита, служащая перекрытием кассового зала, поддерживается мощными опорами. Первоначально полностью застеклённый кассовый зал в середине 1990-х годов был реконструирован, стекло на две трети от пола было заменено на мрамор. В отделке круглого эскалаторного зала использованы деревянные панели и анодированный металл. До 1979 года кассовый зал украшала металлическая схема Невско-Василеостровской линии, которая позже была демонтирована в связи с продлением линии до станции «Приморская».
В начале мая 2008 года сквер, окружающий павильон, был огорожен под строительство многофункционального трёхэтажного коммерческого комплекса. Однако в феврале 2009 года ограждения вокруг сквера были сняты — в связи с экономическим кризисом постройка коммерческого комплекса так и не была начата.
Подземные сооружения
«Ломоносовская» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ≈ 65 м). По краям платформ установлены платформенные раздвижные двери. Станция завершает серию из шести станций типа «горизонтальный лифт», идущих подряд. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. Я. Мачерета и Л. С. Чупиной.
В оформлении перронного зала доминируют нежный, «фарфоровый» колорит и смягчённые архитектурные формы, своеобразие наклона стен внутрь зала. Станционные двери простые, без рисунка. Над каждой дверной нишей латунная надпись «Ломоносовская». Торцевую стену из белого мрамора украшает бронзовый барельеф, посвященный М. В. Ломоносову (художник В. М. Городецкий).
Наклонный ход, содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции; в 2017 году светильники наклонного хода были заменены со «световых столбиков» на «факелы».
В искусстве
- Строительство и открытие станции сатирически описаны в повести Сергея Довлатова «Чемодан» (рассказ «Номенклатурные полуботинки»)[3].
Путевое развитие
Южнее станции расположен 3-стрелочный оборотный тупик со смещением ко 2-му главному пути.
В 1972 году тупики были удлинены в связи с острой нехваткой электродепо. В конце 1970-х годов началось сооружение нового участка «Ломоносовская — Щемиловка» от концов этих тупиков, однако из-за неблагоприятных условий, а также из-за изменения трассы тоннель вместе с удлинённой частью тупика пришлось забросить и устроить там бетонные перемычки[4].
Наземный транспорт
Городские автобусы
Пригородные автобусы
Троллейбусы
№ | Пересадки | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
14 | Улица Дыбенко | Площадь Александра Невского Площадь Александра Невского |
река Оккервиль |
27 | Московская Проспект Славы Проспект Славы Улица Дыбенко |
Площадь Конституции | река Оккервиль |
28 | Улица Дыбенко Проспект Большевиков[6] |
Ломоносовская | проспект Солидарности |
Трамваи
№ | Пересадки | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
7 | Новочеркасская Площадь Александра Невского Площадь Александра Невского Улица Дыбенко |
Ладожская Ладожский вокзал |
проспект Солидарности |
27 | Проспект Большевиков Пролетарская |
река Оккервиль | Рыбацкое Рыбацкое |
39 | Пролетарская | Новочеркасская | Трамвайный парк № 7 |
См. также
Примечания
- ↑ Схема Ленинградского метрополитена, 1965
- ↑ Схема Ленинградского метрополитена, 1967
- ↑ Сергей Довлатов — «Чемодан» . Дата обращения: 13 июля 2007. Архивировано 3 июля 2007 года.
- ↑ Заброшенное метро в Петербурге. Сталк с МШ / Abandoned subway in St. Petersburg. . Дата обращения: 10 декабря 2018. Архивировано 3 декабря 2019 года.
- ↑ Только в направлении Пикалёво
- ↑ Только в направлении Ломоносовская
Литература
- Любош Г. А. Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина. — Л.: Лениздат, 1980. — 72 с.
- Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог / сост. В. Г. Авдеев и др. — СПб.: ГМИСПб, 2005. — 160 с. — 1800 экз. — ISBN 5-902671-21-3.