ГАЗ (компания)
«Группа ГАЗ» | |
---|---|
Тип | холдинг |
Листинг на бирже |
MCX: GAZA MCX: GAZAP |
Основание | 2005 |
Расположение | Россия: Нижний Новгород, пр. Ильича, 5 |
Ключевые фигуры |
Вадим Сорокин[1] (президент «Группы ГАЗ»), Зигфрид Вольф (председатель совета директоров ПАО «ГАЗ») |
Отрасль | автомобилестроение, автобусостроение, двигателестроение, производство автокомпонентов |
Оборот | ▲ 150,197 млрд руб. (2016 год, МСФО) |
Чистая прибыль | ▲ 1,074 млрд руб. (2016 год, МСФО) |
Капитализация | ▲ 10 млрд руб (2017) |
Материнская компания | Корпорация «Русские машины» |
Сайт | azgaz.ru |
«Группа ГАЗ» — российская автомобилестроительная компания. Штаб-квартира — в Нижнем Новгороде. «Группа ГАЗ» объединяет 13 производственных предприятий в восьми регионах России, а также сбытовые и сервисные организации. «Группа ГАЗ» выпускает лёгкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, тяжёлые грузовики, автобусы, силовые агрегаты и автокомпоненты.
Основное юридическое лицо «Группы ГАЗ» — ПАО «ГАЗ» (консолидирует финансовые результаты всего холдинга по МСФО, занимается производством автокомпонентов), переданное в управление ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ»»[2].
«Группа ГАЗ» представляет собой холдинг, консолидированный вокруг ПАО «ГАЗ» и объединяющий ряд промышленных предприятий машиностроительного сектора, являющихся, в основном, дочерними обществами ПАО «ГАЗ».
ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ»» создано 28 сентября 2006 года[3] и на 100 % принадлежит ПАО «ГАЗ»[2].
История
В 2000 году группа «Сибирский алюминий» (позднее ставшая «Базовый элемент») начала приобретать автомобильные заводы. Первым был Павловский автобус, за ним последовал Горьковский автомобильный завод и другие.[4] Для управления автомобилестроительными активами была образована компания «Руспромавто». В 2001 году компания контролировала ГАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЯМЗ и другие заводы.[5]
«Группа ГАЗ» основана в 2005 году в результате реструктуризации производственных активов ОАО «Руспромавто».[6]
Слияния и поглощения
В августе 2006 года специализирующиеся на производстве военной техники предприятия «Группы ГАЗ» (ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», «Завод корпусов» в городе Выксе и ОАО «Барнаултрансмаш») выделены в самостоятельное предприятие — ООО «Военно-промышленная компания» — с целью обеспечить разделение автомобилестроительного бизнеса «Русских машин» на публичные («Группа ГАЗ») и непубличные («Военно-промышленная компания») активы.
Летом 2006 года «Группа ГАЗ» за 40,67 миллионов долларов США приобрела британскую компанию по производству лёгких грузовиков LDV Holgings (Бирмингем)[7]. Весной 2009 года в связи с кризисом сбыта, вызванным, в том числе, мировым экономическим кризисом, LDV Holgings попала под процедуру банкротства. В результате в начале мая 2009 года «Группа ГАЗ» договорилась о продаже этой компании малайзийскому автопроизводителю Weststar[8].
В 2008 году «Группа ГАЗ» договорилась о покупке 50% итальянской VM Motori и локализации производства её двигателей. Закрытие сделки должно было произойти после одобрения антимонопольными органами. «Группа ГАЗ» также заключила соглашение с General Motors (контролирует 50 % VM Motori) об условиях совместного владения итальянской компанией[9]. В середине 2009 года данная сделка была расторгнута в связи с последствиями экономического кризиса[10].
С 1 января 2011 года Барнаултрансмаш выведен из-под управления ООО «ВПК», но остаётся частью холдинга группы компаний «ГАЗ»[11].
Собственники и руководство
Акционерное общество находится под управлением Совета директоров, председатель совета директоров — Зигфрид Вольф, единоличным исполнительным органом является ООО «Управляющая компания Группа ГАЗ».
Акционерами ПАО «ГАЗ», по состоянию на 09.05.2016, являются[12]:
- ООО «Русские машины» 65,56% обыкновенных акций.
- АО УК «Ингосстрах-Инвестиции» 17,52% обыкновенных акций.
- Российская Федерация 0,16%.
- Прочие 16,76%.
Капитализация компании на конец I квартала 2008 года составляла 3,3 миллиарда долларов США[13].
Состав
«Группа ГАЗ» разделена на 5 дивизионов (направлений деятельности), в состав каждого из которых входят производственные предприятия и сбытовые организации.
- Дивизион «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили»
- Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — основное предприятие группы; на него приходится более половины оборота всей «Группы ГАЗ»[14].
- Саранский завод автосамосвалов
- Ульяновский моторный завод (УМЗ)
- «Нижегородские моторы»
- Дивизион «Автобусы»
- Павловский автобусный завод (ПАЗ)
- Курганский автобусный завод (КАвЗ)
- Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ)
- Голицынский автобусный завод (ГолАЗ)
- Дивизион «Силовые агрегаты»
- «Автодизель» (Ярославский моторный завод, ЯМЗ)
- Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА) и Ярославский завод топливной аппаратуры (ЯЗТА)
- Дивизион «Автокомпоненты»
18 июля 2007 открыт Объединённый инженерный центр, составленный из инженерных подразделений заводов «Группы ГАЗ». Головная площадка — в Нижнем Новгороде. Цель — совместная работа над обновлением модельного ряда предприятий «Группы ГАЗ»[15][16].
Деятельность
Дивизион «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» производит лёгкие коммерческие автомобили «Газель» и «Соболь», среднетоннажные грузовики «Валдай» и ГАЗ, машины повышенной проходимости «Садко» и «Вепрь»[17].
Модельный ряд включает лёгкие и среднетоннажные коммерческие автомобили полной массой от 2,8 до 8,2 тонн, микроавтобусы вместимостью от 6 до 14 пассажиров, фургоны и фургоны-комби, шасси, бортовые автомобили, самосвалы, а также более 300 модификаций: автомобили скорой медицинской помощи, школьные автобусы, автоцистерны, самосвалы, автоэвакуаторы, автолавки, лаборатории, инкассаторские автомобили, спецтранспорт для силовых структур и другие.
В 2010 году предприятие запустило в производство новую линейку модернизированных коммерческих автомобилей «Газель-Бизнес»[18]. В автомобиль было внесено 150 конструктивных изменений, применены импортные компоненты. В течение 2010 года была выпущена «Газель-Бизнес» с газобаллонным оборудованием итальянского производителя OMVL[19], а также «Газель-Бизнес» с дизельным двигателем[20].
В апреле 2013 года компания начала производство LCV нового поколения — автомобилей «Газель Next». Высокий ресурс и быстрая окупаемость автомобиля при использовании в самых разных сферах бизнеса дополняются увеличенной гарантией, низкой стоимостью технического обслуживания, высокой топливной эффективностью и лучшей ценой в своём классе.
«Группа ГАЗ» ведёт сотрудничество с компаниями Volkswagen, General Motors и Daimler по организации на мощностях автозавода производства легковых автомобилей Škoda Octavia, Škoda Yeti, Volkswagen Jetta, Chevrolet Aveo и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. «Группа ГАЗ» также ведёт работу по выходу на рынки зарубежных стран: в 2012 году начат проект по сборке и реализации автомобилей «ГАЗель» в Турции.
Сервисно-сбытовая сеть Дивизиона «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» включает около 270 точек продаж в России и в СНГ, а также 240 сервисных центров.
Экспорт лёгких грузовиков в 2015 году «Группа ГАЗ» осуществляла в 39 стран мира.
Дивизион «Автобусы» производит автобусы малого класса, среднего класса, большого класса и автобусы дальнего следования. Продуктовая линейка автобусов «Группы ГАЗ» включает более 60 модификаций. Наряду с автобусами общего пользования предприятия компании выпускают автобусы специального назначения для силовых структур, школьные автобусы, полноприводные автобусы, автобусы в северном исполнении[21].
Весь модельный ряд автобусов «Группы ГАЗ» унифицирован: малые машины (ПАЗ, длина от 7 м), автобусы среднего класса (КАвЗ, длина 8-10м), большие и особо большие городские автобусы и троллейбусы (ЛиАЗ, длина 12 и 18 м), междугородние и туристические машины (ГолАЗ, длина 12 и 15 м).
«Группа ГАЗ» имеет полную гамму низкопольных автобусов, работающих на различных видах топлива (газ, дизель, электричество).
«Группа ГАЗ» первой из отечественных производителей начала серийное производство автобусов экологических стандартов «Евро-5» и EEV («Евро-5+»).
Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Автобусы» включает около 40 дилеров в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, а также более 100 сервисных станций.
Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Грузовые автомобили» включает около 80 сервисно-сбытовых точек в России и 15 центров в СНГ.
Дивизион «Силовые агрегаты» производит дизельные двигатели ЯМЗ, бензиновые двигатели УМЗ Евро-3 и Евро-4, топливную аппаратуру для дизельных двигателей ЯЗДА и коробки передач ЯМЗ и ГАЗ[22].
В октябре 2007 года «Группа ГАЗ» запустила в производство новые двигатели ЯМЗ-650 (Renault Trucks dCi11), выпускаемые по лицензии Renault Trucks. Тяжёлые дизельные двигатели ЯМЗ-650 предназначены для грузовых автомобилей, специальной техники, тракторов и комбайнов[23].
Параллельно с ним выпускаются так же двигатели собственной разработки ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
В 2011 году «Группа ГАЗ» завершила строительство нового производства средних дизельных двигателей на базе Ярославского моторного завода «Автодизель». Предприятие выпускает 4-х и 6-цилиндровые двигатели ЯМЗ-530 (отвечающие стандартам «Евро-4», а затем и «Евро-5») для грузовых автомобилей и автобусов[24]. На базе производства двигателей ЯМЗ-530 совместно с компанией Westport, ведущим[источник не указан 3938 дней] международным производителем автомобильных газотопливных систем, организовывается производство двигателей на сжатом природном газе.
Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Силовые агрегаты» включает 194 офиса продаж в 80 субъектах Российской Федерации, 40 дилерских компаний в 33 странах ближнего и дальнего зарубежья.
Дивизион «Автокомпоненты» выпускает мосты, оси и подвески, колёсные диски, элементы выхлопной системы, чугунное литьё, продукцию кузнечного производства и инструментальную оснастку[25].
Автокомпонентное производство ГАЗа поставляет комплектующие предприятиям холдинга, а также сторонним заказчикам.
В 2012 году ГАЗ создал совместное предприятие с бельгийским производителем систем выпуска отработанных газов Bosal и подписал соглашение об организации СП со шведским производителем деталей крепежа — компанией Bulten, в 2013 году начал производство рам для автомобилей Mitsubishi Pajero Sport и подписал соглашение о намерении сотрудничать с итальянским производителем Magnetto Wheels об организации на своей площадке производства стальных штампованных колёсных дисков.
Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Автокомпоненты» включает 1,2 тыс. точек в России и около 300 центров в странах СНГ.
Финансовые показатели
Как говорится в сообщении ресурса i-Mash от 5 мая 2014 года, по итогам 2013 года выручка «Группы ГАЗ» выросла на 13 % и составила 143,4 миллиардов рублей, впервые с 2008 года достигнув докризисного уровня. Основную часть выручки — свыше 50 % общего объёма — принёс компании Горьковский автозавод. Показатель выручки на одного сотрудника увеличился на 11 % до 215 тысяч рублей в месяц, что является рекордным показателем за всю историю компании.
Объём инвестиций, направленных на обновление модельного ряда и модернизацию технологий в 2013 году, составил 8,9 миллиардов рублей.
Одновременное инвестирование сразу в целый ряд крупных проектов во всех сегментах бизнеса повлекло за собой увеличение затрат и повышение потребности в оборотном капитале. В результате EBITDA в 2013 году составила 12,7 миллиардов рублей, снизившись на 1,6 миллиардов рублей по сравнению с 2012 годом. Показатель EBIT составил 9,8 миллиардов рублей, снизившись по сравнению с 2012 годом на 3,2 миллиардов рублей. При этом в 2013 году «Группа ГАЗ» заработала 4 миллиарда рублей чистой прибыли.
Доли компании на российском рынке[когда?]: около 50 % в сегменте лёгких коммерческих автомобилей, около 45 % в сегменте полноприводных большегрузных автомобилей, около 70 % в сегменте автобусов, свыше 40 % в сегменте двигателей[26][27].
Экономический кризис
14 февраля 2006 года дочерняя компания ООО «ГАЗ-финанс» разместила облигационный заём на сумму 5 миллиардов рублей[28]. 12 февраля 2009 года «Группа ГАЗ» допустила технический дефолт, не исполнив оферту на выкуп этих облигаций на сумму 4,845 млрд руб[29][30].
Государственные гарантии в размере 20 миллиарда рублей и реструктуризация долга в 39,3 миллиардов рублей перед синдикатом из 22 банков возглавляемого Сбербанком были предоставлены без проведения процедуры банкротства[31]. При этом размер чистых активов в январе 2010 года составлял 27 млрд рублей[32]. Реструктуризацию завершили 17 февраля 2010 года, после того как Альфабанк — последний из 22 банков, подписал общее соглашение, которые остальные банки заключили в июле 2009 года[31].
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. |
Ссылки
- Официальный сайт
- Конкуренция по-американски: из-за угрозы новых санкций Олег Дерипаска приступил к распродаже активов подконтрольной ему группы ГАЗ // РИА Новости, 3.03.2020
Примечания
- ↑ Новым гендиректором группы ГАЗ назначен Вадим Сорокин (англ.). Forbes.ru (31 декабря 2013). Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 26 апреля 2019 года.
- ↑ 2,0 2,1 Структура владения ОАО «ГАЗ» (недоступная ссылка). gazgroup.ru (31 августа 2009). Дата обращения: 6 февраля 2011. Архивировано 30 июля 2011 года.
- ↑ Отчёты эмитентов в 2007 году (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 28 сентября 2007 года.
- ↑ «Сибирский алюминий» сел в «Павловский автобус» . Дата обращения: 4 июня 2020. Архивировано 4 июня 2020 года.
- ↑ Автомобильная промышленность . Дата обращения: 4 июня 2020. Архивировано 4 июня 2020 года.
- ↑ Группа ГАЗ (недоступная ссылка). gazgroup.ru. Дата обращения: 6 февраля 2011. Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ bratkov. Москва: "ГАЗ" купил британский LDV . Правда.Ру (31 июля 2006). Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 28 декабря 2019 года.
- ↑ LDV стал малайзийским (недоступная ссылка). ВЕДОМОСТИ (7 мая 2009). Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 21 июля 2009 года.
- ↑ Сердце «Газели» (недоступная ссылка). ВЕДОМОСТИ (3 сентября 2008). Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 12 сентября 2008 года.
- ↑ Не до моторов (недоступная ссылка). ВЕДОМОСТИ (20 февраля 2009). Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 25 февраля 2009 года.
- ↑ "Барнаултрансмаш" вышел из состава Военно-промышленной компании. . Банкфакс. Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 28 декабря 2019 года.
- ↑ Ежеквартальный отчёт эмитента 2016 3кв . Дата обращения: 20 января 2017. Архивировано 1 февраля 2017 года.
- ↑ Нижегородцам впервые показали Siber (недоступная ссылка) // Росбалт, 04 июня 2008
- ↑ Менеджеров ГАЗа заманили в Нижний Новгород бесплатными квартирами (недоступная ссылка) (6 декабря 2007). Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 14 июля 2012 года.
- ↑ Газета «Автозаводец», 20 июля 2007
- ↑ "Группа ГАЗ" до 2012 года направит более $150 млн на развитие ОИЦ | ИА «НТА Приволжье» Новости Нижнего Новгорода . www.nta-nn.ru. Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 28 декабря 2019 года.
- ↑ Дивизион «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» «Группы ГАЗ» (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2011. Архивировано 15 августа 2011 года.
- ↑ ГАЗ начал выпуск модифицированной "Газели" . РИА Новости 4 февраля 2010. Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Горьковский автозавод приступил к выпуску газобаллонных версий автомобиля «Газель-Бизнес» . Грузовик.ру, 12 мая 2010. Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Началось серийное производство дизельной «ГАЗели-Бизнес» . Авто.Ру, 20 июля 2010. Дата обращения: 12 августа 2011. Архивировано 26 июля 2010 года.
- ↑ Дивизион «Автобусы» «Группы ГАЗ» (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2011. Архивировано 21 сентября 2011 года.
- ↑ Дивизион «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2011. Архивировано 21 сентября 2011 года.
- ↑ ГАЗ прокатится на Renault . РБК daily, 17 октября 2007. Архивировано 23 августа 2011 года.
- ↑ Глеб Столяров. Дизели на $400 млн (недоступная ссылка) // Ведомости, № 236 (2010), 13 декабря 2007
- ↑ Дивизион «Автокомпоненты» «Группы ГАЗ» (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2011. Архивировано 21 сентября 2011 года.
- ↑ Группа ГАЗ получила чистую прибыль в 2,1 млрд рублей . и-Маш. Ресурс Машиностроения 7 июля 2011. Дата обращения: 12 августа 2011. Архивировано 21 апреля 2013 года.
- ↑ Продажи иностранного коммерческого транспорта в России в 2010 году . Ассоциация Европейского Бизнеса 21 февраля 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Годовой отчёт ОАО "ГАЗ" за 2009 год (недоступная ссылка) 110. gazgroup.ru. Дата обращения: 7 февраля 2011. Архивировано 13 мая 2011 года.
- ↑ Глеб Столяров. Техника подвела Архивная копия от 15 февраля 2009 на Wayback Machine // Ведомости, № 26 (2296), 13 февраля 2009
- ↑ Ольга Самофалова. Группа «ГАЗх» допустила технический дефолт Архивная копия от 27 ноября 2010 на Wayback Machine, RB.ru, 13 февраля 2009
- ↑ 31,0 31,1 Группа ГАЗ реструктурировала долг . Ъ-Online (01.03.2010). Дата обращения: 6 февраля 2011. Архивировано 12 марта 2016 года.
- ↑ Годовой отчёт ОАО "ГАЗ" за 2009 год (недоступная ссылка) 111. gazgroup.ru. Дата обращения: 7 февраля 2011. Архивировано 13 мая 2011 года.