Находчивый (эсминец)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Находчивый»
Служба
 СССР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец
Организация ВМФ СССР
Изготовитель Судостроительный завод № 190
Заказан к постройке 29 апреля 1954 (зачислен в списки флота)
Строительство начато 19 октября 1955
Спущен на воду 30 октября 1956
Введён в эксплуатацию 15 ноября 1957 (вступил в состав флота)
Выведен из состава флота 25 апреля 1989 (исключён из списков)
Статус Исключён из ВМФ СССР
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 2667 т
нормальное 2949 т
полное 3230 т
Длина 126,1 м (наибольшая)
117,9 (по КВЛ)
Ширина 12,76 м (наибольшая)
12,41 м (по КВЛ)
Высота 34,5 м от основной линии
Осадка 4,2 м (полная)
Двигатели 2 ПТУ
Мощность 72 000 л. с.
Скорость хода максимальная 38 узлов
оперативно-экономическая 17,9 узлов
Дальность плавания 3880 миль на 14,3 узлах
3090 морских миль на 17,9 узлах
642 морские мили на 38 узлах
Экипаж 284 (в том числе 19 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение РЛС «Нептун»
Радиолокационное вооружение РЛС «Якорь-М»
Артиллерия 1 × 2 130-мм АУ СМ-2-1
Зенитная артиллерия 1 × 4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ
Ракетное вооружение 1 x М-1 «Волна»
Противолодочное вооружение 2 × РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 1 × 5 ПТА-53-56

«Находчивый»эскадренный миноносец проекта 56 (код НАТО — «Kotlin class destroyer»).

История строительства

Зачислен в списки ВМФ СССР 29 апреля 1954 года. Заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова 19 октября 1955 года (строительный № 741), спущен на воду 30 октября 1956 года. Корабль принят флотом 18 сентября 1956 года, 26 сентября 1957 года на корабле был поднят советский военно-морской флаг, 15 ноября эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота[1].

Служба

После прохождения сдаточных испытаний в Кронштадте и Балтийске 15 ноября 1957 года эсминец «Находчивый» прибыл в Североморск. По пути корабль впервые осуществил в проливе Скагеррак приём топлива на ходу в 14 узлов. В августе 1959 года корабль принимал участие в учениях по поиску подводных лодок, 7 декабря 1960 года поставлен в ремонт в Кронштадте. после окончания ремонта прибыл 9 апреля 1962 года на Северный флот и вошёл в состав 170-й БЭМ. В период с 1 по 25 июля и с 30 августа по 28 сентября «Находчивый» совместно с эсминцем «Московский комсомолец» принимал участие в военно-морских учениях в Норвежском море. С 18 июня по 7 июля 1965 года эсминец выходил в море на поиск американских ПЛАРБ в рамках учения «Печора», с 7 августа по 2 октября нёс боевую службу в Средиземном море, после чего осуществил переход на Черноморский флот, где в период с 25 декабря 1965 по 6 ноября 1966 года прошёл модернизацию по проекту 56-А; 25 декабря 1966 передан Военно-Морскому Флоту[1].

С 1 января по июль 1967 года и с 1 августа по 31 декабря 1968 года эсминец обеспечивал советское военно-морское присутствие в Египте и выполнял слежение за АУГ ВМС США в зоне арабо-израильского конфликта. 31 марта 1969 года корабль вошёл в состав 150-й БРК 30-й ди ПЛК. С 9 по 12 августа нанёс визит в болгарский порт Варна. Участвовал с 9 по 27 апреля 1970 года в широкомасштабных военно-морских манёврах «Океан-70»[1].

Совместно с ракетным крейсером «Адмирал Головко» и сторожевым кораблём «Краснодарский комсомолец» «Находчивый» в период с 3 по 7 августа 1973 года нанёс под флагом вице-адмирала Б. Е. Ямкового визит в Констанцу. В этом же году на корабле имела место аварийная ситуация в погребе ЗУР. С 16 по 22 апреля следующего года эсминец под флагом контр-адмирала В. И. Акимова в составе отряда кораблей (крейсер «Свердлов» и подводная лодка) нанёс визит в Алжир. В 1975 году «Находчивый» нёс боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море, нанёс визит в Тунис (21 — 26 августа), совершил заходы в порты Алжира, Югославии и Болгарии. В августе-сентябре 1976 года корабль участвовал в боевом охранении тяжёлого авианесущего крейсера «Киев» при переходе того с Черноморского на Северный флот (с заходом в порт Бургас). В ноябре «Находчивый» нёс боевую службу в Средиземном море[1].

Весной 1983 года после 5-летнего ремонта вышел для несения боевой службы в Средиземное море. Нанёс визит в Тартус (Сирия). Затем в Красном море зашёл на остров Нокра (Эфиопия). Следующий порт — Аден (Йемен), затем стоянка возле острова Сокотра (Йемен).

16 марта 1984 года во время выхода на боевую службу (в проливе Дарданеллы) эсминец ударился о грунт и повредил оба гребных винта. В 1987 году нанёс визит в Сплит. С октября по декабрь 1987 года корабль нес боевую службу в Средиземном море. В декабре 1987 года, вместе с СКР Беззаветный, нес дежурство ПВО в порту Тобрук, Ливия. В мае 1988 года посетил порт Варна, Болгария. В течение 1988 года принимал успешное участие в нескольких учениях с артиллерийскими, торпедными и ракетными стрельбами в Черном море, с заходом в порт Поти. Весной 1989 года отправлен на консервацию в порт Донузлав. 25 апреля 1989 года «Находчивый» исключили из списков ВМФ СССР для демонтажа и реализации; 1 октября 1989 экипаж корабля был расформирован. В 1990 году эсминец отбуксировали на слом в Порто-Ногара (Италия)[1].

Особенности конструкции

На эсминце была первоначально установлена фок-мачта облегчённого типа (усилена в ходе последующей модернизации), вместо РЛС «Заря» первоначально была размещена РЛС «Волна». Позднее РЛС «Риф» заменили на «Фут-Н», на СВП стояла РЛС «Якорь-М1» прямоугольного сечения, а затем «Якорь-М2». Корабль первым прошёл модернизацию по проекту 56-А: вместо кормовой артиллерийской башни был установлен зенитный ракетный комплекс «Волна» с системой «Ятаган», две РЛС «Дон», РЛС «Ангара», ГАС «Геркулес-2М» и приёмник МИ-110К; 30-мм артиллерийские установки АК-230 с РЛС «Рысь» не устанавливались. На носовой стенке пирамидальной грот-мачты проложили кабель; за кормовой трубой установили надстройку. Спасательные плоты были сначала жёсткими, но позднее их заменили на ПСН («плот спасательный надувной»)[1].

Известные командиры

  • 1958 - капитан 2 ранга Дмитриев;
  • 1959-1960 - капитан 3 ранга Титов Юрий Ефимович;
  • 1976 — капитан 2 ранга Леонид Николаевич Румянцев[1];
  • 1984 года — капитан 1 ранга Александр Борисович Турковский;
  • 1984 — капитан 3 ранга Яковлев Александр;
  • 1986 - капитан 3 ранга Яровой Андрей Петрович;

капитан 3 ранга Сысоев Том Александрович капитан 3 ранга Комиссаров капитан 3 ранга Пашнин Геннадий Федорович

известные командиры БЧ-5

капитан 3 ранга Куц Владимир Иванович капитан 3 ранга Шевчук Иван Степанович капитан 3 ранга Полетаев Борис Константинович капитан 3 ранга Таратынов Игорь Валентинович.Командир БЧ-2 Тхор Владимир Евсеевич ,Березенков Виталий Митрофонович ,командир Гуро Однолько Н.С.командир Мкг Перфилов В. ,командир Мкг Илютко Г.А.

Бортовые номера

В ходе службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров[1]:
  • 1956 год — № 36;
  • 1957 год — № 46;
  • 1959 год — № 546;
  • 1963 год — № 620;
  • 1965 год — № 772;
  • 1966 год — № 017;
  • 1969 год — № 383;
  • 1970 год — № 388;
  • 1971 год — № 420;
  • 1976 год — № 322;
  • 1977 год — № 513;
  • 1978 год — № 380;
  • 1984 год — № 513;
  • 1985 — № 514;
  • 1986 год — № 522;
  • 1987—1989 год — № 522.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Павлов А. С. Эскадренные миноносцы проекта 56. — Якутск, 1999. — С. 26.

Литература

  • Апальков Ю. В. Эскадренные миноносцы проекта 56. — СПб.: Галея Принт, 2006. — 84 с. — ISBN 5-8172-0108-9.
  • Павлов А. С. Эскадренные миноносцы проекта 56. — Якутск, 1999. — 48 с.

Ссылки

  • «Находчивый». — Статья о корабле и его фотографии. Дата обращения: 1 января 2010.